Фиговый листок
В переносном смысле фИговый листок (ударение на первый слог!) - это лицемерное прикрытие заведомо бесстыдного, нечестного. Так трактуется в глубоко уважаемом мною «Словаре русского языка» С. Ожегова. Почему именно фиговым? Не самый крупный и не самый мелкий лист у этого дерева среди прочих лиственных... В отличие от прочих у него есть своя достаточно интересная история!
Говоря современным языком, фиговый листок – это дресс-код времён Адама и Евы, который стал таковым с лёгкой руки... церкви. Ибо примерно с середины XVI века скульпторы непременно использовали этот сомнительный атрибут одежды для прикрытия интимных частей обнажённого тела. Иначе могли возникнуть неприятности с наиболее яростными поборниками нравственности в сутане. Причём достаточно серьёзные неприятности, ибо времена были дикие, чуть что – на костёр или калёным железом по телу, жуткое дело! Вот и появлялись фиговые листки там, где... даже детям понятно, что должно быть.
Почему культовыми стали именно фиговые, а не, скажем, берёзовые листья? Потому как в Ветхом Завете рассказывается, как после грехопадения Адам и Ева познали стыд и опоясали себя листьями смоковницы (фИгового дерева): «И открылись глаза у них, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания». В общем, по мере фантазии приоделись из подручных материалов...
Неприличным изображать нагое тело считалось далеко не всегда. Более того – в искусстве существовал культ красивого тела. Но сильно пожилая церковная верхушка во времена так называемой Контрреформации в середине XVI века вдруг посчитала изображение интимных подробностей совершенно неприличными – началась эпоха "великой кастрации" мужских половых органов древних скульптур, ну и пошла мода на фиговые листики в искусстве.
Подобные листики, только гипсовые, появились и на творениях скульпторов античности — Фидия, Поликлета, Праксителя. Самый замечательный исторический факт - это когда 65-летний ярый апологет нравственности римский папа Пий IX одной недоброй тёмной ночью 1857 года собственноручно, вооружившись киянкой и молотком, яростно отбивал у статуй пенисы. Ну варвар, не иначе! Прикрой чем-нибудь, но не круши! На место крушения спешно водружали всё те же гипсовые фиговые листки.
Любопытен и такой факт. В том же 1857 году великий герцог Тосканы подарил королеве Британии Виктории пятиметровую копию статуи Давида Микеланджело во всей его мужской красе. Королева была слегка (даже, пожалуй, не слегка) шокирована громоздкостью и реалистичностью мужских достоинств этого тосканского подарка и решила на всякий случай не оставлять шедевр у себя, передав его в музей декоративно-прикладного искусства, к созданию которого она вместе с мужем, принцем Альбертом, приложила руку.
Красавец Давид, хоть и мраморный, смутил не только королеву. Многие впечатлительные жёны вельможных особ, которые в то время и мужа-то в постели стеснялись подробно разглядывать, при виде столь неприкрытой красоты падали в обморок, а их мужья настоятельно просили директора музея прикрыть чем-нибудь это «безобразие». Нет, ну ежели сама статуя в три раза больше обычного мужика, то и самая выдающаяся её часть, понятное дело, впечатляла своими размерами. Причём великий скульптор сумел высечь в прочнейшем мраморе все мельчайшие подробности столь тонкого органа – это действительно высокое искусство, которое запросто могло вызвать шок у впечатлительных дам, воспитанных в пуританском духе.
Директор музея, естественно, защищал шедевр от нападок: «…антикварную галерею очень часто посещают частные преподаватели для обучения молодых студенток, но никто их этих девушек никогда не жаловался, даже косвенно...» (из документов музея 1903 г.).
Но, тем не менее, дабы не смущать жён высокопоставленных особ (хоть жаловались, между прочим, не жёны, а мужья!), англо-итальянской фирме Brucciani & D был заказан приличных размеров фиговый листок (где-то с полметра высотой!). При посещении знатных персон сия «шторка» прикреплялась к лону Давида с помощью двух специальных крючков, а потом благополучно снималась. И нравственность соблюли, и шедевр не попортили. Не то что варвар Пий IX...
Сегодняшних эмансипированных дам уже ничем не смутишь и посему тот самый гипсовый фиговый листок давно пылится где-то на складе музея, хотя, между прочим, он сам по себе уникальный экспонат!
первыйместокрасавецмодаТОмузейискусствоисторияруки
866 просмотров
Комментарии