Рэндзю (Гомоку) или крестики-нолики
Занимательные игры для двоих
Оговорюсь сразу – к известной детской игре в квадрате три на три рэндзю никакого отношения не имеет. Во-первых, та игра, если мне не изменяет память, называется «свинья» и представляет интерес разве что для первоклассников, ибо нахождение вечного ничейного результата не составляет большого труда уже после нескольких обучающих партий. И, собственно, на этом кончается весь интерес.
Зато в рэндзю с её многочисленными комбинациями, интересными этюдными вариантами можно играть вечно – она сколь проста, столь и занимательна в любом возрасте. Возраст самой игры – вы не поверите – более четырёх тысяч лет! Во всяком случае, так утверждают историки. Конечно, играли тогда не на листочках в клеточку и отнюдь не шариковыми ручками... Теперь новое веяние - играют на экране мобильников…
Немного истории
Родиной рэндзю вроде как считают дельту реки Хуанхэ в Китае. По крайней мере, есть самые древние свидетельства того, что столь же древние китайцы задолго до нашей эры азартно пытались выстроить свои пять белых или чёрных камней в ряд раньше оппонента.
Ряд археологических находок указывает на то, что и древние греки, и американские индейцы задолго до губительной для них встречи с Колумбом баловались подобной затеей. Учитывая слабое развитие туризма в то экологически чистое время, везде эта игра рождалась самостоятельно под собственными названиями, настолько она проста. Но всё же в Китае нарыли свидетельства самые-самые старые, потому им и отдают пока пальму первенства.
Изрядно продвинули в развитии эту игру японцы. От Китая до страны Восходящего Солнца всего несколько хороших гребков, поэтому Какуго (kakugo - пять шагов в переводе с японского) уже в средние века в Японии стала общенациональной заразой – в неё играли от мала до велика. Наиболее продвинутые уже в XIX веке стали издавать книги по теории и этикету игры.
Название «Какуго», кстати, было не единственным, все они плясали от ключевой цифры 5: «горен» (пять в ряд), «госеки» (пять камней), изящное «гомокунарабе» или его сокращённый вариант «гомоку» (пять точек).
При таком изобилии «пятачков» просто удивительно, что современное название... никоим образом с ними не связано. Термин «рэндзю» (нить жемчуга) был впервые предложен китайским поэтом Тенри Кобаяши (Tenry Kobayashi) в 1899 году. Прижилось. Действительно красиво. Между прочим, не менее поэтичны в японской теории игры и дебюты. Как вам, к примеру, такие названия: «Цветок», «Астероид и Метеор», «Далёкая Звезда и Холодная Звезда», «Счастливая и Золотая Звезда», «Серебряный Месяц и Новолуние», «Ущелье и Долина»... Чисто японский подход – увидеть всё вышеперечисленное в банальных построениях крестиков-ноликов или чёрно-белых классических фишек… Это вам не банальная сицилианская защита или дебют двух коней!
По мере развития теории аналитики вполне естественно пришли к неизбежному выводу, что как в любой логической игре при равной квалификации соперников выигрыш всегда будет на стороне заходчика (кстати, в отличие от шахмат и шашек в рэндзю всегда ходят чёрные, хотя, по большому счёту, какая разница?). Для уравнивания шансов продвинутых игроков на заходчика стали налагать ряд ограничений – в частности, из трёх выигрышных комбинаций (4х4, 4х3 и 3х3) ему разрешалось строить лишь одну – 4х3. Это основное правило спортивного рэндзю. А вариант без всяких ограничений называется гомоку – на любительском уровне он вполне приемлем и интересен. По истории игры есть ещё масса любопытных материалов, но давайте всё же перейдём к правилам.
Правила игры
Классический вариант предполагает доску размером 15 на 15 клеток и набор чёрных и белых фишек (по 50) для ходов в перекрестья этих клеток. Учитывая, что, во-первых, доску сию не так просто найти даже в спортивных магазинах, а во-вторых, тот факт, что она... на фиг не нужна, если под рукой есть листок бумаги в клетку, давайте приготовим «поляну» для игры. Итак, берём стандартный лист в клеточку, сгибаем его пополам дважды – «поляна» готова. Смею вас уверить, что за её символические границы вы вряд ли вылезете. Таким образом, на одном листе вы сможете разыграть восемь увлекательнейших партий – отличное занятие для скучной лекции или урока, путешествия в поезде, автобусе или самолёте.
Первый ход в середину поля всегда делается крестиком. Обороняющаяся по определению сторона играет, естественно, ноликами. Ходят по очереди. Цель игры – выстроить по вертикали, горизонтали или диагонали пять своих фигур подряд. Это победа. Вот, собственно, и все правила.
Необходимость ограничений для чёрных (крестиков) вы вряд ли ощутите, не вникая в глубины игры. А вот вкус атак тройками и закрытыми с одной стороны четвёрками почувствуете быстро (открытая с двух сторон четвёрка – это, собственно, уже победа). С приобретением опыта вы научитесь высчитывать многоходовые комбинации, когда противник будет защищаться только вынужденными ходами и всё равно не спасётся. Тогда и получите истинное удовольствие от этой простой, но очень мудрой игры.
Конечно, играть шашками на доске гораздо интереснее. Но стандартная шахматная доска для этой игры маловата, не разбежишься особо на ней. Зато в специализированных магазинах можно найти доску 10 на 10 клеток для стоклеточных шашек. Количество шашек в этом наборе, конечно, будет маловато, но прикупить ещё пару наборов шашек – не проблема. Для начинающих и любителей этого пространства вполне хватит.
На следующем этапе, когда мастерство ваше и соперников в разы возрастёт, пространства для манёвра наверняка будет не хватать, вот тогда уже можно подумать и о покупке соответствующей доски 15х15. В интернете её найти большого труда не составит. Можно посмотреть также в специализированных отделах, торгующих разными играми и картами. Или там же заказать.
Кстати, рэндзю - отличная игра для того, чтобы хоть на время отвадить вашего ребёнка от компьютера. Современные дети ведь от него почти не отлипают (да и мы, честно говоря…), но с кем-то из родителей ведь поиграть гораздо интересней! И полезней, между прочим, ибо рэндзю развивает логическое мышление (в отличие от компьютерных стрелялок).
ВАРИАНТ. Когда искали способы ограничения «свободы» для заходчика, чтобы уравнять шансы сторон, свой вклад внесли и россияне – в частности, я нашёл упоминание о «сапроновке» (по имени Владимира Сапронова, активно пропагандировавшего рэндзю в советские времена). Заключается этот вариант в том, что свой третий ход заходчик должен непременно сделать за пределами центрального квадрата 5х5. Если вы играете на листе, то можно считать этот квадрат от первого хода. Такое ограничение требует выстраивания определённой тактики, дабы с максимальной пользой в дальнейшем использовать свой третий ход.
А вообще рэндзю уже давненько является не только развлечением, но и видом спорта. В Японии, например, аж с 1906 года существует Токийская Ассоциация Рэндзю, существует 12 разрядов (данов), а в 1988 году в Стокгольме была создана Международная Федерация Рэндзю, которая проводит чемпионаты мира. Так что всё вполне серьёзно, несмотря на такую видимую простоту...
путешествияпроблемаправилаигрыОТ и ДО4ТОотношениякнигипамятьразвитиеиндейцыстраныдетироссиянедебютигразащитапервыйвкусограниченияновоеудовольствиеправила игры
1131 просмотр
Комментарии