Игральные карты придумали не то китайцы... не то индусы, а скорее всего тюрки
Общепринятой версии появления игральных карт в мире нет как таковой. Их родиной называют Китай, Египет, Индию. Китайская версия – самая ранняя, относится к XII веку. Вроде бы маленькие аллегорические картинки с животными и птицами, изначально бывшие способом передачи тайных посланий, со временем трансформировались в игру...
Это следует из словаря Чинг-Цзе-Тунга, попавшего в Европу в 1678 году. В нём утверждается, что карты были изобретены в Китае в 1120 году, а к середине XII столетия уже имели довольно широкое распространение в стране. Они представляли собой длинные узкие (15x90 мм) пластинки с нанесёнными цифрами от единицы до тринадцати. Однако китайский след многие историки подвергают сомнению по причине того, что вышеупомянутые пластинки с картинками больше напоминают игру в домино.
В Древнем Египте тоже играли какими-то предметами с обозначенными на них цифрами, в Индии — пластинками из слоновой кости или раковинами с изображением фигуры четырёхрукого Шивы, который держал кубок, меч, монету и жезл. Некоторые исследователи считают, что именно эти символы дали начало современным карточным мастям.
Наиболее распространённая версия появления карт, пожалуй, всё же египетская. Но отнюдь не самая убедительная. Она распространилась в восьмидесятых годах XVIII века в просвещённых кругах Европы благодаря модному в то время французскому оккультисту Жану Батисту Альетта (Jean-Baptiste Alliette), который под псевдонимом Etteilla (анаграмма его фамилии) недурно зарабатывал на жизнь гаданием на картах Таро. Жан Батист в многочисленных своих сочинениях поведал миру, что в глубокой древности египетские жрецы записали всю мудрость мира на 78 золотых табличках, которые изображались также в символическом виде карт. 56 из них — "Младшие Арканы" — стали обычными игральными картами, а оставшиеся 22 "Старших Аркана" вошли в состав загадочной колоды Таро, используемой для гаданий. А из неё уже выделилась игральная колода.
Надо отдать должное красноречию и убедительности Эттейла, он грамотно вложил свою идею в легковерные умы тогдашних французов. Однако нельзя исключить и обратный вариант, в котором гадальные карты Таро произошли от игральных, причём скорее всего так оно и было.
В Европе карточные игры, по всей видимости, появились в XIV веке, потому как уже в 1376 году их... запретили во Флоренции. Конкретно - карточную игру Наиб (в переводе с хинди - наместник). Об этом свидетельствует найденный флорентийский указ от 23 мая 1376 года. Есть свидетельства, что эта азартная игра уже в XII-XIII веках была распространённой у тюрков. Её правила не сохранились, но известно, что использовалась колода из 52 карт с цифрами от 1 до 10, "малик" (король) и два его наиба (помощника, наместника) - "наиб малик" и "тани наиб" в четырёх мастях. Мастями были мечи, клюшки (видимо, для игры в поло), чаши и монеты,. Такую колоду, возраст которой определили примерно XV веком, обнаружили в запасниках музея Топкапы Сарай в Стамбуле в 1939 году.
В итальянском манускрипте 1379 года «Хроники Витербо» говорится: «В году 1379 сюда, в Витербо, была привезена карточная игра, которая на языке сарацинов зовётся nayb». В источниках XV века встречается и слово арабского происхождения naibi, которое используется в то время для всех игральных карт. В испаноговорящих странах слово "карты" имеет очевидную этимологию от игры наиб - naipes.
Как бы то ни было, карточная зараза настолько быстро завоевывала Европу и стала любимым развлечением как знати, так и простолюдинов, что власти во многих странах стали издавать специальные указы о запрете карточной игры на деньги... хотя бы во время работы. За ослушание грозило тюремное заключение или в лучшем случае розги. Сии запреты не сильно останавливали картёжников, ибо азарт у людей в крови...
Как формировалась карточная колода
Количество карт в полной колоде не случайно. 52 карты — это количество недель в году, четыре масти — четыре времени года. Изначально были и четыре цвета. Зелёная масть — это символ энергии и жизненной силы, весны, запада, воды. В средневековых картах знак масти изображали с помощью жезла, посоха, палки с зелёными листьями, которые при печати карт упростились до чёрных пик.
Красная масть символизировала красоту, север, духовность. На карте данной масти изображали кубки, чаши, сердца, книги.
Жёлтая масть — символ интеллекта, огня, юга, делового успеха. На игральной карте изображали монету, ромб, зажжённый факел, солнце, огонь, золотой бубенчик.
Голубая масть — символ простоты, порядочности. Знаком этой масти был жёлудь, скрещенные мечи, шпаги.
Далеко не сразу карты приобрели привычные ныне очертания. Сначала у них вовсе не было определённой формы - в игре использовались как вышеупомянутые длинные узкие пластинки, так и овальные, даже круглые. Одни из самых древних найденных европейских карт, например, были размером 18x10 см и представляли собой так называемую «тарокковую» колоду, в которой было 78 карт: король, дама, рыцарь, валет, номерные карты и козыри. Козырями были нумерованные карты, изображавшие дурака, шарлатана, императора, колесо счастья, солнце и т. п.
Считается, что современную удобную прямоугольную форму (со сторонами в пропорции 2:3) первыми внедрили англичане. Французы внесли свою лепту, подкруглив у этих прямоугольников углы и установив три основные фигуры - короля, даму и валета. Красивые рисованные карты были введены в употребление французским живописцем Жакменом Грэнгоннером в XIV веке для забавы безумного короля Карла VI. Следующий по счёту король Карл VII уже присутствует в изготовленной для него же колоде в качестве короля пик. Король черв изображал знаменитого французского короля Карла Великого. Своих исторических прототипов имели и прочие фигуры.
Французская революция привнесла в карты республиканские мотивы. На несколько лет короли исчезают и заменяются соответствующими духу времени персонажами: Мольером, Лафонтеном, Руссо и Вольтером (несмотря на то, что последний терпеть не мог карточные игры!). Дамам были присвоены имена разных добродетелей: Мудрость, Осторожность, Справедливость... Валеты превратились в крестьян или солдат Республики.
Долгое время в каждой стране карты имели свои отличительные особенности. В Германии, к примеру, полная колода содержала не 52, а 64 листа, среди которых были козыри: дьявол, смерть и т. д. Однако по мере приведения всего и вся к единым стандартам в Европе стали придерживаться каких-то общих размеров и изображений.
Какие бывают колоды
Во-первых, существуют два стандарта размеров: так называемый бриджевый (bridge size, 5,7 на 8,9 см) и покерный (poker size с более широкой основой, 6,35 на 8,9 см). Названия говорят о том, в каких наиболее распространённых коммерческих играх используются данные колоды в казино, но по большому счёту обе колоды удобны для любых карточных игр. Покерный стандарт более удобен чаще используется для фокусов.
Во-вторых, карты отличаются количеством индексов. Их может быть два (сокращённое английское обозначение 2 Pips) – один индекс расположен в левом верхнем углу, второй - в правом нижнем. Подобное расположение вполне привычно для нас - именно такие колоды продаются у нас. При этом вроде как не учитывается лёгкий дискомфорт для левшей. Хотя я играл со многими левшами и не заметил, чтобы их сей факт сильно их печалил. Тем не менее, в наш толерантный век их интересы призваны удовлетворить игральные карты с четырьмя индексами по всем четырём углам (сокращённое обозначение 4 Pips) – сегодня подобные колоды есть в большом ассортименте у любого крупного производителя.
В-третьих, индекс на картах может быть мелким (standard index) и крупным (jumbo index).
Любопытно, что долгое время в ходу были так называемые «одноголовые» карты, то есть фигуры изображались на них в полный рост. Таким образом, карты имели «верх» и «низ». Первые «двухголовые» карты, то есть те, которые сегодня в ходу (выделка в полкарты), отпечатали в Италии в начале XVII века...
Стандартной считается французская колода, состоящая из 52 значащих карт и двух (иногда трёх) джокеров. Лица королей, дам и валетов имеют исторических, мифологических или библейских прототипов.
Король черв - Карл Великий. Король франков с 768 по 800 гг., император Западной Европы до 814-го. В левой руке держит меч, символ власти и геройства.
Бубновый король - Юлий Цезарь. Его изображали в профиль, иногда почему-то с вытянутой рукой.
Король треф - Александр Македонский. В его руке изначально в старинной колоде была держава - символ монархии.
Король пик – иудейский царь Давид. Поначалу держал в руках арфу как знак своего музыкального таланта. В начале XIX века на этой карте изображался Наполеон в знак своих грандиозных заслуг в истории. После свержения императора вернули лик иудейского царя.
Дамы (по-французски Dame, по-английски Queens), несмотря на "родство" с королями по масти, появились на картах исключительно благодаря собственным заслугам в истории или религии.
Дама черв - библейская Юдифь. "Красива видом и весьма привлекательна взором". Благодаря этим своим качествам спасла родной город от осаждавших его ассирийцев. Она вошла в их лагерь и сильно приглянулась полководцу Олоферну. Любовь была недолгой: дождавшись, когда храбрый воин напился в хлам, Юдифь отрезала ему голову и принесла в качестве добычи в осаждённый город. До Юдифи в роли червовой дамы побывали по очереди Елена Прекрасная, из-за которой началась Троянская война, и Дидона, основательница Карфагена.
Бубновая дама – библейская Рахиль, символ любви и красоты.
Дама треф - довольно странный и непонятный персонаж - Аргина. Какой-то собирательный образ. На ранних итальянских картах дамой треф была добродетельная Лукреция, но её коварно заменила Аргина - соблазнительница, аллегория суеты и тщеславия. Имя несло в себе оттенок пренебрежения, так вроде бы называли многочисленных любовниц французских королей.
Дама пик - богиня Афина, воительница. Вполне подходит для дамы, которая имеет всемирную репутацию главной карточной злодейки. Некоторое время пиковой дамой во Франции была Жанна Д'Арк - тоже женщина с характером.
Валеты в иерархической карточной системе – лица второстепенные, которые легко бьются даже дамами. Наверно потому, что слишком молоды, однако подвиги их вошли в легенды. Немного странным выглядит разве что попадание в эту компанию двух героев британского эпоса.
Валет черв - Этьен де Виньоль, воин по прозвищу "Ла Ир" - "Ярость". Был храбр, безрассуден и остроумен. Соратник Жанны д'Арк, стал героем французского фольклора.
Валет бубен - Гектор де Марэ, персонаж британского эпоса, рыцарь Круглого Стола короля Артура и брат сэра Ланселота.
Валет треф - легендарный сэр Ланселот, главный и непобедимый рыцарь всё того же Круглого Стола, по совместительству - любовник королевы Дженевры.
Валет пик - Ожье (или Огиер) Датчанин, храбрый соратник Карла Великого, герой мифов, легенд и баллад Франции и Дании.
Джокер (Фрадьяволо) - казалось бы, легкомысленная фигура, во всяком случае чаще всего изображают этаким веселящимся придурком. Однако его роль во многих играх превышает возможности даже козырных королей и тузов. Изначально в его руках был скипетр, что ставит его выше короля. Но затем скипетр почему-то стали заменять всякой ерундой: в лучшем случае музыкальными инструментами, но чаще встречаются изображения в шутовском колпаке, жонглирующие шарами, фруктами, конфетами. В общем, сделали конкретным шутом. Впрочем, может быть, в этом заложена глубокая мысль: зачастую нами правят не короли, а их шуты...
В современных "толерантных" колодах карт изображения фигур совершенно безлики - бородатые короли, безбородые, но усатые молодые валеты и несимпатичные возрастные дамы. Странно, что до сих пор среди них нет чёрных не по цвету масти, а по цвету лица в духе Black Lives Matter - думаю, это дело ближайшего будущего.
Количество карт в колоде зависит от конкретной игры. В Венеции, например, для какой-то местной игры использовалась колода из 78 карт, масти делились на чаши, динарии, мечи и палицы. Каждая масть заключала в себе 14 карт: король, королева, рыцарь, валет, очковые карты от десятки до шестерки, туз мечей, очковые карты от пятерки до двойки. Остальные карты в количестве 21, начиная от Фигляра и кончая картой, называвшейся Свет, являлись козырями, или Триумфами. Наконец, была ещё одна карта, которая называлась Дурак (прообраз будущего джокера).
Во Флоренции выпускались карты в количестве до 98 штук. К обычным Триумфам были добавлены грации, стихии и двенадцать созвездий. А в Болонье выпускался малый тарок, где в колоде было 62 карты. Эти древние игры (а с ними и колоды) канули в Лету, сегодня выпускается три вида колод: окромя французской ещё русская и немецкая.
Сокращённая колода из 36 карт от шестёрок до тузов называется русской, в дореволюционное и советское время у нас выпускалось много разных вариаций, самой красивой и знаменитой из них стала колода "Русский стиль" к 300-летию дома Романовых. В октябре я подробно рассказал об истории её создания. В России сейчас, впрочем, её уже не выпускают, но можно купить в специализированных отделах произведённую австрийской фирмой Piatnik.
Ещё один сокращённый вариант - 32-карточная немецкая колода, используется в игре Скат, такой же культовой в Германии, как у нас преферанс. Но вообще эта колода годится для многих других популярных в мире игр. Тот жн Преферанс, Казино, Пикет, Деберц (Клаберджас) в их числе, в Безике используется двойная такая колода.
В Италии, Испании и Португалии выпускается также колода, насчитывающая 50 листов (девять числовых карт и три фигуры в каждой масти, а также два джокера). Она годится для некоторых местных игр, которые не получили распространения за пределами этих стран.
В некоторых играх используются нестандартные колоды (например, 24 листа в Шубе и Тысяче, 27 листов в Ази), но они формируются уже из тех, что есть в продаже.
правила игрыцветаизображения7корольА7солнцеданныеверсиязапретыимператориграсарайперсонаждомареволюциякупитьжизньзаразасветденьгистандартростмонетыкнигигородТО4КитайОТ и ДО21:9карточные игрырасположениекартакостиигрыстильлюбовьправилакартыженщинаXIX век
917 просмотров
Комментарии