Лучшие карточные игры: Деберц (Клаберджас - Klaverjas)
В середине 80-х годов прошлого века меня познакомил с этой игрой москвич, который утверждал, что Деберц совсем недавно появился в столице и являлся самым модным развлечением в среде интеллигенции. Как пишется название и откуда оно взялось, он не имел понятия, но сама игра оказалась действительно замечательной; для двоих и вовсе, на мой взгляд, одна из лучших. Успех в ней зависит не только от пришедшей карты, но в равной степени и от мастерства игрока.
Название действительно совершенно непривычное для русского языка. Произносится «Дэберц», встречалось и такое написание, и с буквой «Е» в первом слоге, и через дефис, и на французский лад с «де» отдельно. Ничего созвучного во французском языке я не нашёл, в Испании есть небольшое, но очень древнее поселение с похожим названием, древним замком, монастырём и четырьмя тысячами жителей в наличии... В общем, скорее всего какой-то шутник, завёзший игру в Россию, просто придумал что-то от души – неведомое и нерусское...
Через несколько лет я нашёл её в американском сборнике карточных игр, но название оказалось абсолютно несозвучным: Klaberjas (Klaverjas). Как она превратилась в русский Деберц (будем считать, что пишется именно так), предположить трудно, никаких разумных объяснений в Сети и карточных сборниках я не нашёл.
«Родственницами» Деберца являются достаточно старые и уважаемые игры – Терц и Белот, ну и «брат-близнец» - собственно, голландский Клаберджас. Местные источники утверждают, что корни названия уходят в XIX век, произошло оно от двух слов: Klaver (некий клубный костюм, видимо, модный в то время) и Jas (козырный валет, самая старшая карта в этой игре). Вполне правдоподобно, ибо на Западе издавна в карты играли в клубах или небольших ресторанчиках, а не по домам, как у нас. Встречаются ещё и такие названия этой игры: Калабрис, сокращённые Клабор (Клабер).
ЧИСЛО ИГРАЮЩИХ - двое.
КОЛОДА - 32 листа. Старшинство карт в масти: Т- 11 очков, десятка - 10, К - 4, Д - 3, В – 2. Девятка, восьмёрка и семёрка - 0. Старшинство и стоимость карт в козырной масти: В (тот самый Джас) - 20 очков, девятка – 14 (она тоже имеет своё название в голландской трактовке – Нел (Nel), Т - 11, десятка - 10, К - 4, Д – 3. Восьмёрка и семёрка - 0.
СДАЧА. Сдают по очереди. Дилер обязательно должен дать снять колоду противнику, после чего выдаёт каждому по шесть карт (3+3), начиная с соперника. Верхняя карта оставшейся колоды вскрывается, обозначая козыря, и кладётся под колоду так, чтобы масть была видна.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИГРАЮЩЕГО И СТАРШЕЙ КОМБИНАЦИИ. Противник дилера должен сказать, играет он или нет на открытых козырях. Если он заказывает игру, то тем самым берёт обязательство взять в розыгрыше больше очков, чем его соперник. Если пасует, право играть переходит к оппоненту. Если и тот пасует, то первый игрок имеет право заказать козырной любую масть и играть на ней. При повторном нежелании играть это право вновь переходит к сдающему. В том случае, когда никто из соперников не берёт игру на себя, карты сбрасываются, колода тасуется и сдаётся заново тем же игроком.
Если трижды подряд никто не назначил игру, колода переходит к другому, а дилеру записывается 100 очков в минус. Некоторые игнорируют это правило: если никто не заказал игру, колода просто переходит для сдачи сопернику. Этот момент необходимо обговорить до первой сдачи.
При объявлении игры на вскрытых или назначенных козырях дилер добавляет каждому три карты (по одной), начиная с противника.
Если на первых шести картах имеется семёрка одной масти со вскрытой картой, её можно обменять на вскрытую.
До первого хода соперники должны назвать имеющиеся на руках комбинации - секвенции из трёх или четырёх карт одной масти или каре. При составлении комбинаций старшинство карт следующее: Т, К, Д, В, 10, 9, 8, 7, включая козырную масть.
Секвенция из трёх карт подряд называется терц и оценивается в 20 очков. Секвенция из четырёх карт - кварта - оценивается в 50 очков и является старше терца. Каре - четыре карты одного номинала на значащих картах (Т, К, Д, В, 10) - оценивается также в 50 очков, но является самой старшей комбинацией. Некоторые не учитывают каре и играют без этой комбинации.
Первым называет вид своей старшей комбинации противник дилера. Если у сдающего комбинация старше, он показывает её и получает за неё очки. Если же у него равная комбинация в другой масти, он требует назвать старшую карту в комбинации соперника. Тот, у кого старше карта, получает очки. При равенстве старших карт в однотипных комбинациях очки не получает ни тот, ни другой.
Например, одному пришел терц - 8, 9, 10. У его оппонента терц на другой масти - 9, 10, В. Очки получит последний, так как у него терц с более старшей картой - валетом.
Владелец старшей комбинации суммирует очки за все свои комбинации, в то время как его оппонент не получает ничего. Например, у одного из игроков на руках каре на дамах, кварта В, Д, К, Т и терц 10, В, Д в другой масти. Чрезвычайно редкий вариант использования всех девяти карт, в моей многолетней практике он случился лишь раз, но в этом редком случае игрок получает аж 120 очков - по 50 за кварту с каре и 20 за терц. Однако если у одного из соперников на руках терц и кварта, а у другого каре, то очки получает только последний, так как у него старше комбинация.
Стоит заранее оговорить такой нюанс. Допустим, старшие карты в двух терцах или квартах оказались равными, очки за эти комбинации никто не получает. Но у кого-нибудь из игроков есть ещё один терц. Чтобы не возникло спора в процессе игры, оговорите заранее, считать за него очки или нет. Тоже редкий случай, но бывает...
Ещё одна комбинация объявляется в процессе розыгрыша. Это бэла – король с дамой в козырях, оценивается в 20 очков. Её объявляют тогда, когда первая из этих карт вступает в игру.
Одна и та же карта может использоваться дважды только в разнотипных комбинациях (например, в каре и терце, терце и бэле и т. п., но не в терце и кварте).
Очки за комбинации не записываются сразу, а прибавляются к очкам, набранным в ходе розыгрыша. Если игрок со старшей комбинацией в ходе розыгрыша не возьмёт ни одной взятки, ему не записываются и очки за комбинацию.
Все комбинации, за которые начислены очки, необходимо предъявить сопернику до начала розыгрыша.
РОЗЫГРЫШ. После объявления комбинаций противник сдающего делает первый ход. Далее ходит тот, кто берёт взятку. Взятку берёт старшая в открытой масти карта или старший козырь. Ходить надо строго по масти, при её отсутствии обязательно надо бить козырем.
За последнюю выигранную взятку прибавляется 10 очков.
После окончания розыгрыша соперники подсчитывают набранные во взятках очки. К ним прибавляются очки за комбинации, бэлу и последнюю взятку. Если назначивший игру на вскрытом или заказанном козыре набрал больше очков, чем его противник, каждый записывает набранное количество очков. Если же играющий набрал меньше очков или столько же, сколько у вистующего, тогда он ничего не получает, а его противник записывает себе все набранные обоими очки. Некоторые практикуют такой вариант: при равенстве очков играющий ничего не записывает, а вистующий пишет только свои набранные очки.
Выигрывает тот, кто первым наберёт 500 очков. Но последний розыгрыш доигрывается до конца, ибо оба соперника могут одновременно преодолеть сей рубеж. В этом случае выигрывает тот, у кого очков больше. Некоторые играют до 501. Разница небольшая, но в конце партии, когда оба идут «ухо в ухо» и кто-то набирает ровно 500, а оппонент рядом, принципиальные соперники обязательно будут спорить, так что лучше договориться о конечной цели заранее...
НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ. Если при раздаче дилер вскрыл одну или несколько своих карт, пересдача не производится. Если же он вскроет одну или несколько карт противника, последний вправе потребовать пересдачу.
Если обнаружится, что в ходе розыгрыша один из игроков сыграл некорректно - то есть, например, бросил не в масть при её наличии или не бросил козыря в то время, когда обязан был его выложить, то все очки, набранные в этом розыгрыше, записываются противнику нарушителя.
ВАРИАНТ. Чтобы избежать равенства комбинаций, одновременно используется ещё и старшинство мастей. Черва является старшей мастью, далее следуют бубна, трефа и пика. При равенстве старших карт в однотипных комбинациях очки получает тот, чья комбинация в более высокой масти.
7корольА7первыйнарушенияиграочкивладелецвзяткивидстоимостьТО4ОТ и ДОкарточные игрыкартаигрыкартыуспехдилердилераобъявленияXIX век
263 просмотра
Комментарии