Карлсон плюшками бАловался, а Дядя Фёдор почему-то избаловАлся...
Вот вы на какой слог поставите ударение в слове «баловать»? Я как-то не задумывался особо, всегда ставил на первый, а тут меня слегка застал врасплох вопрос друга: «А может, «баловАть»? Чуть покопавшись в памяти, согласился: да, возможный вариант, я его определённо слышал, скорее всего оба ударения равнозначны. Но решил всё же проверить в моём любимом словаре С. Ожегова, а тут сюрприз…
В общем, у Ожегова однозначно третий слог! Хотя ниже, например, «бАловень», а не «баловЕнь» - и то вперёд… Но как же наш любимый Карлсон? Вы же помните его неподражаемое: «А мы тут плюшками бАлуемся»… тогда как должен был по словарным канонам сказать: балУемся». Чтобы в советские времена «Союзмультфильм» выпустил в свет неграмотное произношение героя – да это же нонсенс! Стало быть, не всё так однозначно с ударением…
Проведённый мной блиц-опрос в течение пары часов знакомых в Новосибирске и Барнауле выявил такую картину: 16 человек поставили ударение на первый слог, четверо – на третий. Честно говоря, ожидаемая пропорция, я даже предполагал её более весомой. А как же словари? Из всех, оказавшихся под рукой, только «Этимологический словарь русского языка» Фасмера предполагает оба ударения, все прочие – категорически третий слог, первый – «нерекомендуемый»… Но Карлсон! Он хоть и швед по происхождению, в мультике не только чертовски обаятельный, но и такой же предельно русский, как Винни Пух!
А не поискать ли мне союзников в числе уважаемых поэтов, подумал я? В стихах ведь ударение не спрячешь: нарушится ритмика строк. Не случайно же Карлсон-Ливанов бАловался плюшками, ох не случайно… Улов получился просто замечательный!
Начало прошлого века, Валерий Брюсов, «Каменщик» (1901):
- Каменщик, каменщик, вспомнит, пожалуй,
Тех он, кто нёс кирпичи!
- Эй, берегись! под лесами не бАлуй...
Знаем всё сами, молчи!
Середина XX века, 1948 год, Александр Твардовский, «Молодость»:
Вчера ещё были и мы молодёжь,
Да время торопит, не бАлуя.
Едва на четвёртый десяток свернёшь –
И сказано: годы немалые…
Шестидесятник Булат Окуджава:
Мы плывём ночной Москвою между небом и землёй.
Кто-то бАлуется рядом чёрным пеплом и золой.
Лишь бы только в суете не заигрался:
Или зря нам этот век, сынок, достался?
Ещё один шестидесятник Андрей Вознесенский:
За что нас только бабы бАлуют
и губы, падая, дают,
и выбегают за шлагбаумы,
и от вагонов отстают?
В "Балладе о детстве" замечательный русский актёр, поэт и бард Владимир Высоцкий:
Там за стеной, за стеночкою,
за перегородочкой
Соседушка с соседушкою
бАловались водочкой.
Ну и наконец гуру советской эстрады семидесятых-восьмидесятых годов прошлого века поэт Игорь Кохановский, чьи песни исполняли от Барыкина с Кузьминым до Ротару с Пугачёвой:
БАловать, хочу тебя сегодня бАловать,
Одну тебя на свете бАловать,
О самом дорогом с тобою говорить…
Эту песню «Радовать» первым исполнил Анатолий Днепров, вы могли слышать её и от Сосо Павлиашвили, и от Стаса Пьехи…
В общем, рать могучая союзников. Справедливости ради отмечу, что ударение на третий слог встречается тоже у многих поэтов. По другую сторону баррикады, например, Иннокентий Анненский (конец XIX века, стихотворение "Дети"):
В детстве тоньше жизни нить,
Дни короче в эту пору…
Не спешите их бранить,
Но балУйте… без зазору.
Валерий Брюсов в начале XX века в стихотворении "Уличная" написал:
Свищет вполголоса арии,
Блеском и шумом пьяна,
Здесь, на ночном тротуаре,
Вольная птица она!
Детски балУется с локоном,
Вьющимся дерзко к глазам,
То вдруг наклонится к окнам,
Смотрит на радужный хлам.
Да что Брюсов, на третий слог ударял "наше всё" Александр Пушкин! Приводить цитату, впрочем, не буду, она из неприличных творений великого поэта... просто поверьте на слово. Есть желание – найдите в Сети.
Ну и наконец в пику Карлсону в великолепном мультике всё того же "Союзмультфильма" мама Дяди Фёдора укоряет мужа: "Это ты виноват, всё ему разрешал - он и избаловАлся..."
В общем, очевидно, что обе формы употребимы, старые словари как-то упустили сей нюанс, но современные уже это поправляют. Русский язык – живой организм, многие его формы постепенно устаревают и вытесняются более современными, а составители словарей постепенно фиксируют эти процессы и вносят в новые издания, процесс этот долгий и нудный. Давайте не будем бросать камни в наших лингвистов: они стараются. В 2012 году вышел "Большой орфоэпический словарь русского языка. Литературное произношение и ударение начала ХХI века: норма и её варианты", и там находим интересующую нас тему:
БАЛОВАТЬ, балую, балует; балующий; балованный и допуст. младш. БАЛОВАТЬ, балую, балует; балованный...
"Допуст. младш." - допустимая младшая норма. В переводе на человеческий «старшая» – это консервативный, рекомендуемый, вариант произношения. Но "допустимая младшая" запросто может со временим вытеснить "старшую"... Подобный случай, например, произошёл в слове «мастерски». Ударение на последний слог – старшая, устаревшая форма, я хорошо помню, что именно её использовал наш известный футбольный комментатор Маслаченко. Хотя, признаться, слух резало, потому как вокруг употребляли уже это слово с ударением на первый слог. Что и нашло отражение в словарях…
XIX векгубымолодостьЧеловекязыкорганизмОТ и ДОТОкамнилюбимыйдетивариантысветопроспервый
889 просмотров
Комментарии