Лучшие карточные игры: Белот (La Belote)
Эта игра родом из средневековой Франции и была очень популярна в этой стране в конце XIX – начале XX века. Считается, что известный французский художник Поль Сезанн написал в конце XIX века аж пять вариантов картины «Игроки в карты», на которой то два, то три игрока, то со зрителями, то без оных, спокойно и без видимых эмоций сосредоточенно играют именно в Белот. Все пять полотен теперь шедевры музеев Франции, Великобритании, США и королевской семьи Катара.
То, что за столом крестьяне, говорит о популярности игры во всех слоях общества того времени, а не о её простоте. Люди, которые позировали для «Игроков», были сельскими жителями, кто-то из них работал в поместье Сезанна. Игра действительно проста, но очень занятна и является близкой родственницей голландского Клабеджаса, прародительницей Терца и производного от него и весьма популярного у нас Деберца.
Поль Сезанн. Игроки в карты (1892-1896). Частная коллекция. В 2011 году королевская семья Катара заплатила греческому магнату Георгию Эмбирикосу сумасшедшие деньги – от 250 до 300 млн. долларов (точная сумма покрыта мраком) за эту картину.
Всё тот же Поль Сезанн. Опять же, «Игроки в карты» (1892-1894), но теперь их трое. Ещё и зритель появился. Metropolitan Museum of Art, Нью-Йорк.
ЧИСЛО ИГРАЮЩИХ - от двух до четырёх. Сначала расскажу о том, как играть вдвоём или втроём – тут различий нет. А в конце – о варианте для четверых.
КОЛОДА - 32 листа. Старшинство: Т - одиннадцать очков, 10 - 10, К - 4, Д - 3, В - 2. Фоски 9, 8 и 7 очков не имеют. В козырях старшим становится валет с 20 очками, затем идёт девятка с 14 очками, остальные карты – в соответствии со своими номиналами.
СДАЧА. Первого сдающего определите жребием, а потом сдаёт тот, кто был играющим. Впрочем, в некоторых компаниях сдают по очереди – договоритесь заранее.
Каждому сдаётся шесть карт - по три, после чего вскрывается козырь.
ТОРГОВЛЯ. Каждый по очереди, начиная с игрока слева от сдающего (или единственный соперник при игре вдвоём), вправе либо спасовать, либо согласиться играть на вскрытых козырях. В последнем случае он становится играющим или создателем. Если же все спасовали, начинается второй тур, когда каждый по очереди вправе либо заказать игру на своих козырях, либо спасовать окончательно.
После установления козырей каждому сдаётся ещё три карты, причём есть два варианта досдачи: за один круг или по одной в три круга. Договоритесь заранее, какой из них вам симпатичнее. Имеющий на руке семёрку в открытой после сдачи масти имеет право поменять её на вскрытую карту перед досдачей.
В том случае, если никто из игроков не взял игру на себя, колода сдаётся заново следующим по часовой стрелке или переходит к сопернику при игре вдвоём.
Будем считать, что создатель у нас определился, досдача карт произведена. Он первым до начала розыгрыша обязан объявить старшую имеющуюся у него на руке комбинацию карт. Сами комбинации в белоте бывают двух видов - каре (горизонтальные) и секвенции (вертикальные).
Каре - четыре карты одного номинала, но за четыре восьмёрки или семёрки очки не начисляются. Старшей декларацией являются четыре валета – 200 очков. Далее по старшинству – четыре девятки (150). Тузы, десятки, короли и дамы оценивается по 100 очков.
Секвенции (непрерывные ряды карт) бывают следующие:
- квинта (пять карт одной масти подряд) - 100 очков;
- кварта (четыре карты одной масти подряд) - 50;
- терц (три подряд одной масти) - 20.
В секвенциях учитывается иное старшинство карт, в том числе и в козырной масти: Т (старший) – К – Д – В – 10 – 9 – 8 - 7.
Любая горизонтальная комбинация старше вертикальной при одинаковой стоимости. Одна и та же карта может входить в каре и секвенцию, но не в две секвенции. Очень редко, но всё же случаются ситуации, когда приходят шестикарточные, семикарточные и даже восьмикарточные секвенции. Никаких дополнительных бонусов они не приносят.
С комбинациями разобрались, теперь вернёмся к игре. Мы остановились на том, что создатель до начала розыгрыша обязан объявить свою старшую комбинацию. Допустим, он объявляет: «Квинта». Каждый по очереди должен ответить, что не возражает супротив объявленной декларации, либо объявить свою старше. В данном примере это может быть каре. Или, скажем, ещё одна квинта. В последнем случае тот, у кого она есть, должен попросить играющего назвать старшую карту его комбинации. У кого она старше, тот и выигрывает торговлю, записывая себе очки не только за старшую комбинацию, но и за другие младшие, ежели они имеются.
При равенстве старших вертикальных комбинаций преимущество имеет тот, чья в козырной масти, если же обе они не в козырях - тот, кто по очереди объявлял первым.
Если после розыгрыша игрок со старшей комбинацией не взял ни одной взятки, очки за его декларации аннулируются.
Выигравшая торг комбинация должна быть предъявлены до первого хода. И прочие у победителя торга, если они имеются.
Ещё одна комбинация дала название игре. Козырные король с дамой именуются белотом и приносят их обладателю 20 очков. Белот стоит особняком и просто объявляется в процессе розыгрыша, когда любая из этих двух карт вступает в игру. При этом и король, и дама могут входить в любую иную комбинацию.
РОЗЫГРЫШ. Играющий делает первый ход одной своей картой. Ходить в масть обязательно, при её отсутствии надлежит бить козырем. Если ход сделан с козыря, следующий игрок при возможности обязан перекрыть его старшей картой (это правило можно не соблюдать, если вы заранее договоритесь). Выигравший взятку делает следующий ход и так далее.
Последняя взятка даёт дополнительно 10 очков. По-французски она называется дикс де дер (Dix de Der).
Создатель должен набрать во взятках и на комбинациях больше очков, чем его соперник (или каждый из противников при игре втроём) в этом кону. В противном случае его очки плюсуются и записываются тому, кто набрал больше всех. При этом запись самого играющего остается прежней.
Если играющий набрал равное количество очков с кем-то из соперников, то они оба записывают то, что набрали, а очки создателя остаются вне записи до следующей сдачи. Их получит тот, кто выиграет следующую сдачу.
Если один из игроков не возьмёт в ходе розыгрыша кона ни одной взятки, его противник получает 100 очков, или по 50 записывают два противника при игре втроём. Такая ситуация называется «капо». Если при игре втроём двое остались без взяток, играющий получает 100 очков.
Разрешается смотреть сыгранные карты только последней закрытой взятки.
ЦЕЛЬ ИГРЫ - набрать во взятках и на комбинациях больше очков. Обычно партия играется до 500 или 700 очков.
НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ. Вскрытая карта при раздаче не влечёт штрафных санкций, но колода пересдаётся. Повторная ошибка в раздаче карается 50 очками штрафа (в минус) и пересдачей.
Если игрок допускает ренонс в игре (бросает карту не в масть при наличии таковой, не бьёт козырем при его наличии, не бьёт старшим при заходе в козырей и т. п.), он лишается очков, набранных при розыгрыше этого кона, и получает 100 штрафных (в минус) дополнительно.
Белот вчетвером
Основные правила те же самые – и колода, и старшинство, и торговля, и объявление игры. Остановлюсь на отличиях.
Во-первых, играют пара на пару, партнёры рассаживаются через одного. В классическом французском варианте всё движение – сдача, заказы, ходы – было против часовой стрелки, справа налево. Не шибко привычно и, по-моему, не столь принципиально. Решите сей вопрос до первой сдачи.
СДАЧА производится в два круга – по три и по две карты. Либо наоборот. Либо кто как пожелает. Договоритесь заранее, чтоб потом не спорить. После торговли и определения играющего каждому сдаётся ещё три карты. Вскрытая карта (вне зависимости от того, стала она козырной или нет) достаётся создателю. Ему же досдаются ещё две верхние карты, после чего пакет из трёх карт кладётся каждому по часовой стрелке от сдающего, минуя заказчика. Последний пакет из трёх карт достаётся дилеру. Таким образом, колода раздаётся полностью.
Игрок со старшей декларацией получает очки не только за неё, но и за все прочие декларации у него и у партнёра. И очки в розыгрыше, естественно, суммируются у каждой пары. Если пара создателя набрала меньше очков, чем их соперники, все набранные ими очки достаются соперникам.
В случае равенства очков вистующая пара свои очки записывает, а вот очки, набранные играющей парой, становятся отложенными. Они достаются тем, кто выиграет следующий розыгрыш. Всего, кстати, разыгрывается 162 очка вместе с последней взяткой.
Ещё нюанс розыгрыша. Игрок на последней руке в том случае, если у него нет карты в масть, может не класть козыря в том случае, если взятку берёт партнёр. Во всех остальных случаях бросать козыря при отсутствии масти обязательно.
Если пара выиграла все взятки (ситуация называется капот), то она получает 252 очка за розыгрыш: 152 (без премии за последнюю взятку) + 100 премия.
Партия играется до 1000 очков. Розыгрыш можно остановить, если вы посчитали, что уже набрали 1000.
правила игрыкруг7корольА7торговляпервыйдвижениенарушенияколлекцияиграочкилюдиденьгивзяткиНью-ЙоркТО4ОТ и ДОкарточные игрыобъявлениекартахудожниксемьяигрыправилатуркартыОшибкаСША
546 просмотров
Комментарии