• Подать Объявление
    и рекламу
Объявления для:

Как развивался дизайн игральных карт

Англо-американский шаблон игральных карт, распространённый теперь по всему миру, развился из руанского (разновидность французского) шаблона.

Карты «Парижского шаблона» были созданы в середине XVII века на основе карт художника Гектора де Труа. В наше время изображение парижского шаблона чаще всего встречается на игральных картах колоды в 32 листа французского производства, использующейся во многих популярных играх.

Карты парижского шаблона образца 1895 года

Во французской колоде каждой карте приписан свой прототип:

король червей - Карл Великий;

король пик - Царь Давид;

король бубен - Юлий Цезарь;

король треф - Александр Македонский;

дама червей - Юдифь (более ранние изображения - Елена Троянская или Дидона - основательница Карфагена);

дама пик - Афина Паллада (в других вариантах - Минерва или Жанна д'Арк);

дама бубен - Рахиль (Библейский персонаж. Олицетворяет жадность и сребролюбие);

дама треф - Аргина (анаграмма слова «королева» - «regina». Именем Аргина вскоре стали называть любовниц французских королей). Интересно, что эта карта чаще всего меняла прототипа: на ней изображали добродетельную Лукрецию, символ обаяния Филону, Гекубу);

валет червей - Этьен де Виньоль (по прозвищу Ла Гир – «Ярость»). Советник Жанны д'Арк, ставший героем народного фольклора;

валет пик - Ожье (Огиер) Датчанин. Двоюродный брат Карла Великого, национальный герой Дании;

валет бубен - Гектор (но не троянский царевич, а Гектор де Марэ, рыцарь Круглого Стола и брат Ланселота);

валет треф - Ланселот. Рыцарь Круглого стола.

На этих картах французской «колоды на ногах» (1648 год) изображения подписаны их именами.

Туз – это особая карта, особливо пиковый

Существует легенда, что до Великой французской революции туз был исключительно самой слабой картой. Из-за этого в обновлённой французской колоде ему дали имя «Закон» и поместили на вершину карточной иерархии. Это должно было подчеркнуть главенство закона в республике и победу над монархией. Возможно, это заблуждение появилось из-за того, что в покере и блэк-джеке туз может быть одновременно самой старшей и самой младшей картой.

Как бы там ни было, роль туза в карточной мифологии занимает отдельное место, особенно если речь идёт о пиковом.

Именно эта карта является наиболее украшаемой. Сия традиция берёт начало примерно между 1603 и 1625 годом, когда Англией правил Яков I. Он издал указ, который обязывал ставить на первую карту в колоде, которой как раз был туз пик, сведения о производителе и товарный знак. В 1711 году королева Анна вводит гербовый сбор для игральных карт, поэтому на тузе начинают появляться сделанные вручную подписи, которые подтверждают, что производитель заплатил налог. Но чтобы не тратить время на это утомительное занятие, через некоторое время для пиковых тузов был разработан единый гербовый дизайн. А ещё через полторы сотни лет производителям разрешат самим решать, каким будет внешний вид туза. Сам налог на карты в Англии существовал очень долго, его отменили аж в 1960 году.

Вокруг пикового туза наслоилось множество суеверий и легенд. Некоторые считают, что эта карта приносит удачу, другие, напротив, связывают её со смертью. Дело в том, что, не желая платить налоги, некоторые производители подделывали гербовый туз, а это преступление каралось смертной казнью. Дурная слава карты упрочила позиции в 1930-е годы, когда американские гангстеры вкладывали её в руки своих жертв.

Во время Вьетнамской войны среди американских военных бытовало убеждение, что вьетнамцы по каким-то неведомым причинам панически боятся эту карту. Поэтому для устрашения противников американцы оставляли на трупах пиковые тузы. Однако у жителей Вьетнама вовсе не было никаких фобий, связанных с этой картой.

Любопытно, что в русской колоде гербовой картой являлся бубновый туз, он тоже имел свою печать с двуглавым орлом. И хотя сегодня орла больше нет, туз бубен всё равно самый нарядный среди своих собратьев.

Карточные масти

Привычные нам масти карт - пики, трефы, бубны, червы - тоже имеют свою историю. Они были придуманы во Франции и вместе с «французской колодой» получили теперь всемирное распространение, практически вытеснив два других основных типа игральных карт – «итальянскую» и «немецкую» колоды.

Масти первоначально символизировали атрибуты рыцаря - копьё (пики), меч (трефы), щит (червы) и герб (бубны). Эти масти - результат трансформации старинных мастей «итальянской» колоды – «мечей», «кубков» (чаш), «пентаклей» (монет, динариев, дисков) и «жезлов» (дубинок, палиц). В Индии они символизировали сословия: дворянство, духовенство, торговцев и стоящую над ними королевскую власть.

Во французском варианте «мечи» превратились в пики, «кубки» - в червы, «пентакли» - в бубны, а «жезлы» - в крести или трефы (трефы по-французски означает лист клевера или трилистник).

В разных странах названия мастей имеют свой перевод. Во Франции они дословно переводятся как пики (копья), трилистники, сердца, плитки (мостовой). В Италии - пики (копья), цветы, сердца, квадраты. В Испании сохранились первоначальные названия - мечи, дубинки, чаши (кубки), монеты. В Германии и Англии - лопаты, дубинки, сердца, бриллианты. На немецких картах (южные и восточные регионы Германии) и сейчас можно встретить старинные обозначения: жёлуди, бубенцы, листья, сердца. Они также употребляются в Австрии, Швейцарии, Чехии, Словакии, Словении, Хорватии, Венгрии и Румынии.

В России название карточной масти червы произошло, видимо, от французского «кёр» - сердце, или от слова «червонный» т. е. «красный», тоже ассоциирующегося с сердцем.

Интересно, что валет (от французского valet - слуга, лакей), ассоциируется с авантюристом, храбрым, но плутоватым искателем приключений.

В некоторых вариантах карточных колод (например, в старинных «испанской», «швейцарской», «немецкой») дам нет, но кроме короля присутствуют ещё два мужских персонажа - унтер (младший валет) и обер (старший валет).

Карточные королевы впервые появились в Италии, откуда и были заимствованы французами.

Как развивался дизайн карт?

Латинские и германские колоды используются и по сей день, поскольку некоторые традиционные игры можно проводить только ими. Но чтобы сыграть в покер, понадобится известная всему миру французская колода. Она появилась в первой половине XV века, её отличительной чертой стали те самые пики, трефы, червы и бубны. Чтобы понять, как появились эти масти и такие названия, следует сравнить их с мастями других колод.

Очевидно, что французские сердца были заимствованы у немцев. Пики тоже, но одновременно и из латинской колоды. От немцев они получили внешнюю схожесть с листиком, а от итальянцев с испанцами — символическое значение. Желудям эквивалентны трефы, которые похожи на дубовые листья. Тем не менее, французы не стали увязывать свою масть с немецкой, назвав её в переводе на русский «клевер» (trèfle). Связь между бубнами и бубенцами прослеживается только в русском языке. Французская колода стала быстро распространяться по Европе, заменяя старые, поэтому, например, в Германии были выпущены «скрещенные» карты, в которых новые бубны имели жёлтый цвет, пики — зелёный. Трефы и червы тронуты не были.

Но обновлённая система — не единственное, что дали французы игорному миру. Долгое время во Франции каждая провинция, печатавшая карты, имела свой шаблон. К концу XVIII века наиболее распространённым стал парижский. Именно он стал определять дизайн других карт. Его отличительной особенностью было то, что короли, дамы и валеты назывались в честь реальных людей или мифических героев. Так, например, бубновый король был воплощением Юлия Цезаря, король пик — царя Давида, а в некоторых случаях мистическая дама пик была Жанной д'Арк. Каждая карта подписывалась, чтобы можно было понять, кто есть кто, поскольку сходства между изображениями и их прототипами было маловато.

Что касается значимости «парижской» колоды, то она оказала влияние на дизайн знаменитого англо-американского шаблона (изначально он был только английским), которым пользуются во всех казино мира. Возможно, отчасти это случилось благодаря выпускающимся с 1885 года культовым картам Bicycle. Стоит отметить, что производившая их компания никак не была связана с производством велосипедов, название было выбрано, чтобы соответствовать духу времени, когда этот вид транспорта начал приобретать популярность.

Среди карт англо-американского шаблона выделяется король червей, которого называют самоубийцей. Такое прозвище он получил из-за странного расположения его руки с мечом, которым как будто пронзается голова монарха.

Дело в том, что, когда во второй половине XVI века этот король появился на английских картах, в руках у него был топор, как и у его родственника бубновой масти. На оригинальном изображении это выглядит так, словно он заносит его над собой. Изображение выглядело неаккуратно и нелепо, да и топор был плохо различим, поэтому через какое-то время его заменили на занесённый меч. Выглядит тоже нелепо, но больше ничего менять не стали.

Англо-американский король червей, кстати, знаменит не только этим. Он единственный из «правителей» без усов, и только у него на картинке обе руки, у всех прочих фигур, включая дам и валетов, по одной.

«Двуглавыми» карты стали в 1830-е годы

Сначала фигуры изображались в полный рост. Зеркальность нужна была исключительно для удобства восприятия, чтобы игрокам не приходилось лишний раз переворачивать карты. Ещё примерно через тридцать лет для королей, дам и валетов были введены индексы, то есть буквы. Отсутствие индексов сильно портило жизнь игрокам в покер, которым нужно очень трепетно изучать свои комбинации. Если раньше для этого приходилось сильно загибать карту и вертеть её в руках, то теперь можно было лишь слегка отогнуть край. Сегодня даже существуют индексы со шрифтом Брайля для незрячих людей.

Индексы не везде одинаковые. Например, во французской колоде король обозначен не буквой K, а буквой R, потому что по-французски король будет roi. То же самое и с русскими колодами: вместо западной А (ace) туз имеет букву Т.

Со второй половины XIX века дизайн карт практически не меняется. Но с наступлением эры массового производства стали выпускаться самые разнообразные коллекционные и рекламные колоды.

изображенияцветкорольместопреступлениепопулярностьлегендаперсонажпрототипжизньсердцебриллиантыамериканцывидростмонетыТОналогдизайнОТ и ДОкарточные игрыпереводзаконкартасловакомпанияпокеригрыкартыцветыруки


92 просмотра

Комментарии

Добавить комментарий

Правила комментирования