• Подать Объявление
    и рекламу
Объявления для:

Трудная судьба одиннадцатой станции метро

28 декабря 2000 года была сдана одиннадцатая по счёту и третья на Дзержинской линии станция Новосибирского метрополитена «Маршала Покрышкина». Первые пассажиры «с ветерком» прокатились от «Военторга» до главного железнодорожного вокзала. Со времени пуска предыдущей станции («Заельцовская») прошло восемь лет. Ох и трудная судьба была у «Маршала»...

Её строили двенадцать лет, четырежды меняли название

В середине девяностых прошел конкурс на лучшее название, и победил вариант станция «Маршала Покрышкина», предложенный жителями. Другие названия забылись. В проектах она значилась как «Панельная», «Фрунзенская», «Ольги Жилиной», «Покрышкинская». Вариант «Панельная» возник потому, что до 1965 года так называлась улица Ольги Жилиной, а находится станция как раз на пересечении этой улицы с улицей Гоголя. Странным образом среди вариантов названия оказалась улица Фрунзе, ведь она идёт несколько южнее. Более близкий кандидат — Гоголь, поскольку Дзержинская ветка метро лежит как раз под этой старой улицей, но Гоголя почему-то не предлагали.

Упоминание полузабытого названия улицы Панельной возвращает нас к истории возникновения Новосибирского метрополитена. Ведь как было? Вскоре после окончания войны начальники задумались о составлении генерального плана развития Новосибирска, поскольку город претерпел массу изменений, возмужал и окреп, обогатился новыми предприятиями и эвакуированными жителями. В 1954 году на свет появились три варианта генерального плана, каждый из которых предусматривал строительство метро: оно должно было соединять два индустриальных гиганта того времени — «Сибсельмаш» на левом берегу и завод имени Чкалова на правом. Вот тогда, возможно, и возникло название станции метро «Панельная» (повторю — так называлась в то время улица Ольги Жилиной).

Потом составлялись новые генеральные планы, но во весь голос о сооружении подземной транспортной артерии заговорили только в 1972 году, во время визита Леонида Брежнева. Генеральный секретарь обещал рассмотреть вопрос. Как водится, обещанного три года ждут. Через три года и появилось постановление правительства на эту тему.

Станцию «Маршала Покрышкина» заложили в 1988 году, ещё при советской власти: начали убирать трамвайные пути с улицы Гоголя, затем обнесли площадку бетонным забором и строили метро с переменным успехом в течение всех тяжелейших, «лихих» девяностых, когда планово–административная экономика рухнула, а рыночная только начинала формироваться.

Первоначально станцию планировали сдать в эксплуатацию к столетию Новосибирска — в 1993 году. В 1991–м в сторону «Сибирской» пошли проходческие щиты, однако вскоре все ресурсы перекинули на доведение до ума «Гагаринской» и «Заельцовской», которые были сданы в 1992 году. Новой датой пуска «Маршала» был назван 1996 год: так обещал на первых губернаторских выборах бывший мэр, а в ту пору назначенный Ельциным губернатор Иван Индинок. Однако выборы он проиграл, и вернувшийся во власть Виталий Муха не спешил выполнять обещания своего бывшего конкурента. Дела на строительстве станции шли из рук вон плохо, рабочие и специалисты разбегались, зарплата задерживалась, материалов и техники катастрофически не хватало. Дефолт 1998 года едва окончательно не погубил десятилетнюю к тому моменту стройку.

Правда или нет — сказать сложно, но оживить долгострой помогла всё та же политика, едва не похоронившая станцию. В 1999 году разгорелись нешуточные страсти на новых выборах губернатора и депутатов Государственной думы. Естественно, обещаний со всех сторон звучало много, и злополучная стройка в центре города, намертво перегородившая своими бетонными заборами «стратегическую» улицу Гоголя, естественным образом попала в поле зрения кандидатов. К тому времени она уже до смерти всем надоела, намозолила глаза — и жителям близких к ней домов, и властям, и самим метростроевцам. Из Железнодорожного и Центрального районов в многолюдную Дзержинку маршрутки, троллейбусы и автобусы пробирались по узкой улице Крылова, либо окольно — по Фрунзе и Красина.

В результате напряжённой и яркой избирательной кампании Виталий Муха покинул кабинет губернатора, его место занял Виктор Толоконский, и начался новый тур политической гонки — борьба за кресло мэра. В выборах участвовали исполнявший обязанности мэра Владимир Городецкий (назначенный Толоконским) и бывший заместитель Виталия Мухи и Ивана Индинка Георгий Глебов. По долгу прежней службы он курировал строительство метро и закономерно в своей избирательной программе немало внимания уделил этому болезненному вопросу. Глебов заявил, что станция «Маршала Покрышкина» должна войти в строй в середине 2001 года. Городецкий приблизил дату: к 1 января 2001 года, вроде как к началу нового века. Хотя, собственно, отсчёт XXI века корректнее начинать с двухтысячного года...

Победил Владимир Филиппович, и на станции начался привычный для советских лет аврал. Ведь все крупные объекты у нас стараются сдать к какой-нибудь очередной знаменательной дате, под эту тему и финансирование в столице легче выбить... Вот характерная выдержка из сообщения пресс–центра мэрии в октябре 2000 года, за два месяца до пуска движения поездов:

«Заканчивается монтаж сложного электрооборудования и специальных конструкций... Поступают заказанные на предприятиях нашего города турникеты, поручни, ворота для вестибюлей, а также иное мелкое оборудование. К 10 октября монтажники обещают подключить систему водоснабжения... На перегоне от станции «Гарина–Михайловского» до станции «Сибирская» все необходимые для пуска сквозного движения до станции «Маршала Покрышкина» работы завершены на 90 процентов и к концу этого месяца будут закончены. Здесь уже уложены все необходимые магистральные и силовые кабели. Завершается облицовка мрамором первого и второго вестибюлей станции. Не за горами время, когда начнётся покраска внутренних помещений и художественная отделка залов, переходов и вестибюлей... Таким образом, нет сомнений в том, что в намеченные сроки — к концу года — станция метро «Маршала Покрышкина» будет введена в эксплуатацию. Однако существуют некоторые проблемы по финансированию заработной платы для метростроителей...»

Так и шла работа: строили двенадцать лет, а за два месяца до пуска ещё не начиналась «художественная отделка залов». Выходных, разумеется, не существовало, к чёрной работе по уборке мусора активно привлекали студентов.

Как бы то ни было, пуск станции успели произвести до нового 2001 года, 28 декабря. Часть улицы Гоголя тогда разгородили, привели в порядок. Однако сквозное движение автотранспорта по ней было ещё невозможно: строилась станция «Берёзовая роща». Её завершили через пять лет — в 2005 году, ещё через пять лет, 7 октября 2010 года (за три дня до очередных выборов - на этот раз в Законодательное собрание области), открыли «Золотую Ниву». Всё, в десятых годах XXI века наше правительство тупо перестало выделять деньги на метро за пределами Москвы, десятками стали сдавать станции только в столице. А собственных денег нашей области даже на содержание дорог не хватает - вы же видите, в каком они состоянии...

Давайте отдадим должное нашим властям - в этих условиях они вовремя подгадали с организацией молодёжного чемпионата мира по хоккею и под сурдинку выбили средства на запуск ещё одной станции "Спортивная" в следующем году. По большому счёту для города она мало что значит, ибо ничуть не разгрузит Октябрьский мост, но всё же...

В красно–белых тонах

Станция «Маршала Покрышкина» сегодня расположена в середине Дзержинской ветки метро: она третья с любого конца. Рядом с ней нет крупных промышленных или торговых предприятий, нет больших транспортных развязок. По этой причине её пассажиропоток изначально был меньше, чем на прочих станциях. Десять лет назад через её турникеты в сутки проходили восемь с половиной тысяч человек, в то время как для «Площади Маркса» этот показатель был в пять раз больше.

Однако уже в прошлом году пассажиров на Маркса стало значительно меньше - чуть больше 30 тысяч в сутки. А на «Маршале» пассажиропоток даже слегка увеличился - около девяти тысяч пассажиров. По этому показателю станция уже далеко не на последнем месте - меньше пассажиропоток на «Берёзовой роще» (8,6 тысяч в сутки), «Гагаринской» (8,1 тыс.) и «Площади Гарина-Михайловского» (7,2 тыс.).

Станция «Маршала Покрышкина» не имеет эскалаторов: она мелкого заложения, глубина всего одиннадцать метров. Её проект был выполнен специалистами института «Новосибметропроект» аналогично проекту «Гагаринской», имеет семнадцать пар колонн, расставленных на расстоянии шести метров друг от друга. Посадочная платформа отделана гранитом, а путевые стены и колонны — красным бразильским мрамором. В дизайне главенствуют красные и белые тона. В общем, стильно. Не совсем понятно, зачем потребовалось закупать мрамор за океаном, в солнечной и футбольной Бразилии, но, видимо, какой–то резон у метростроевцев был. Станция имеет два вестибюля, в одном из них оборудован подземный переход через улицу Гоголя.

Во время сооружения станции были планы установить у выхода из первого вагона бюст Александра Покрышкина: мэрия проводила конкурс среди скульпторов, победил тогда проект Арама Григоряна. Однако по каким–то причинам к открытию станции бюст не изготовили, а потом скульптор ушёл в отчаянную оппозицию к местной власти, и бронзовый маршал появился на предназначенном ему месте только в марте 2013 года, к столетию своего рождения. Изготовил бюст народный художник РФ Михаил Переяславцев. На открытие приглашали Путина, но не сложилось...

Маршал из нашего города

Первый трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин родился в Ново-Николаевске 6 марта 1913 года. Участник Великой Отечественной войны с первых дней. К концу 1943 года выполнил 550 боевых вылетов, провёл 137 воздушных боёв, сбил 53 самолёта противника. Больше воздушных побед было только у Ивана Кожедуба.

Прославленный маршал авиации - гордость и легенда нашего города. У нас немало мест, связанных с именем знаменитого маршала. Установленный на Красном проспекте бюст является памятником искусства республиканского значения. Ещё один памятник - на площади Маркса. Рядом с площадью пролегает улица Покрышкина, правда, едва заметная на карте города. В техникуме металлургии и машиностроения на улице Станционной есть музей Покрышкина, да и сам техникум носит имя прославленного аса. Наконец, есть станция метро «Маршала Покрышкина».

проблемыновыйстены7А7первыйдвижениеплатформаправительствоместорабочиенародныйотделкалегендагородасветденьгиборьбасодержаниеобязанностибелыегородТОметросооружениямузейстроительствопроектОТ и ДОконкурсулицамостмэрстанцияпамятникхудожникработатурНовый годЧеловекТолоконскийАвтобусы


749 просмотров
Николай ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Комментарии

Добавить комментарий

Правила комментирования