Метро
Метрополитеном сегодня мало кого удивишь. Новосибирцев, в частности, ибо наш город стал четвёртым в России и одиннадцатым в тогдашнем СССР обладателем собственной подземки. А первыми в мире придумали и реализовали идею передвижения транспорта под землёй по рельсам англичане...
История подземки началась в Англии
Трудно поверить, но идея создания подземной железной дороги возникла в середине XIX века, когда общественным транспортом в основном служили экипажи и конки. Однако именно в это время в крупных городах Европы и США стало активно развиваться промышленное производство, требовавшее всё большее количество рабочих рук. В Англии и Лондоне в частности уже была разветвлённая сеть железных дорог и вокзалов, соединяющая столицу королевства с любой точкой страны. Каждое утро из пригородов в столицу стекались тысячи людей, спешащих скорее добраться до своих рабочих мест. Вечерами этот людской поток устремлялся в обратном направлении. Железнодорожные маршруты, доставлявшие пассажиров в Лондон, не доходили до делового и торгового центра, да и в самой столице высокими темпами росло население. Перед властями города довольно остро встал насущный вопрос об организации доступного общественного транспорта.
Предшественником первой подземки считают уникальный тоннель под Темзой, открытый в 1843 году не только для пешеходов, но и для всех видов тогдашнего наземного транспорта. Это уникальное по тем временам сооружение стало реальностью благодаря гениальному изобретению английского инженера Марка Брюнеля (Marc Isambard Brunel). В 1814 году он разработал тоннелепроходческий щит, который впоследствии стал наиболее эффективным средством метростроения во всём мире.
Наблюдая, как морской моллюск-древоточец при помощи своей раковины бурит отверстия в обломках затонувших кораблей, Брюнель смог создать уникальный инструмент. В патенте, выданном Брюнелю в 1818 году, была фактически некая механическая копия этого червя для бурения тоннелей со сборной тюбинговой отделкой, размещённой по спирали. Это был прообраз будущих механизированных щитов, без которых невозможно было представить прокладку многочисленных будущих подземных тоннелей.
Любопытно, что первый подобный тоннель должен был открыться не под Темзой в Лондоне, а... под Невой в Петербурге, да ещё на пару десятков лет раньше. Дело в том, что в 1814 году российский император Александр I по случаю окончательной победы союзников над Наполеоном был с почётом принят в Лондоне. Самодержцу представили наиболее выдающихся деятелей Англии, в числе которых был тот самый Марк Брюнель, член Лондонского королевского общества. Идеи гениального инженера понравились Александру, и он поручил заключить с англичанином контракт на проектирование шоссейной переправы через Неву в Петербурге. В том же 1814 году Брюнель приступил к работе и передал в начале 20-х годов заказчикам готовый проект в двух вариантах - мостовом и тоннельном. Но не судьба... Главный вдохновитель проекта Александр I внезапно умер в ноябре 1825 года, и проект зачах...
Жаждущий воплотить свои идеи в жизнь Брюнель переработал чертежи применительно к Темзе и убедил городские власти дать добро и - самое главное - выделить средства на сооружение тоннеля. Вторая попытка стала успешной.
Открытие тоннеля под Темзой подтолкнуло местных инженеров к следующему революционному шагу: созданию железной дороги под землёй. В 1846 году соответствующий проект был представлен Королевской комиссии по делам столичных железных дорог. Через несколько лет, в 1853 году, была создана компания North Metropolitan Railway Co, которая со значительным опозданием, вызванным денежными затруднениями, прорыла первый тоннель на Истон Сквер в январе 1860 года.
Первая в мире линия метро, соединявшая Фаррингдон-стрит и Паддингтон, была введена в эксплуатацию 10 января 1863 года. В составе поезда было четыре вагона с газовым освещением. Вагоны тянул локомотив, работавший на угле. Можете себе представить картину: поезд в тоннеле в клубах дыма и пара... Жуткое зрелище, казалось бы, но поездка вызывала бурю положительных эмоций! Уже в первый день работы шесть составов, отправляясь через каждые 15 минут, совершили в общем итоге 120 поездок с переполненными вагонами. Многие просто получали удовольствие, катались туда-сюда...
Первая линия длиною около 3,5 км состояла из семи станций. От первой до последней можно было доехать примерно за полчаса.
В том же 1863 году было принято решение о строительстве в Лондоне кольцевой линии протяжённостью 30 км, которая была открыта через пять лет. На станции «Сауф Кенсингтон» впервые появилась возможность пересесть с одной подземной трассы на другую.
Использование электричества стало следующим революционным шагом в истории метро. Первой электрифицированной линией стала лондонская Сити Сауф, открытая официально 4 ноября 1890 года. В цивильных условиях, уже не задыхаясь в густом дыму, прокатиться изволил даже принц Уэльский...
В 1911 году метрополитен удивил пассажиров эскалатором, значительно ускорившим попадание людей к поездам.
Привычная сегодня разноцветная схема метрополитена появилась в 1908 году, опять же, в Лондоне. До начала прошлого века линии лондонского метро строились различными компаниями, каждая из которых, естественно, стремилась разрекламировать именно свои услуги. Разобраться в разрозненной информации о линиях, размещённой на различных текстовых листовках, пассажирам было подчас весьма затруднительно.
Схема, созданная Альбертом Стенлеем, объединила все восемь линий лондонского метро в единую сеть. Каждая линия была обозначена собственным цветом. Кроме очевидного удобства это был и замечательный коммерческий проект: только за первый год было продано шесть миллионов экземпляров этой простой и понятной схемы.
Второй метрополитен был открыт в Нью-Йорке в 1868. Он сначала был надземным, но эти участки впоследствии были заменены подземными. В 1896 году подземка появилась и в континентальной Европе - в Будапеште. В самом начале ХХ века - в Париже (1900) и Берлине (1902).
В Южной Америке первый метропоезд пошёл по рельсам в аргентинском Буэнос-Айресе в 1913 году. Первым азиатским метрополитеном стал токийский (1927). В Африке поезда метро пошли значительно позже - в 1987 году в столице Египта Каире. Удивительно, но в Австралии первая линия метро открылась лишь в октябре 2019 года в Сиднее.
Метрополитен в России и в Новосибирске в частности
В 1875 году инженер Василий Титов выдвинул идею проложить в Москве подземную железнодорожную линию от Курского вокзала через Лубянскую и Трубную площади до Марьиной рощи. Даже до разработки проекта дело не дошло, местные власти зарубили идею на корню.
В 1912 году Московская городская дума активно обсуждала проект создания линии метро, состоящей из трёх подземных станций. До реальных дел снова руки не дошли, потому как грянула Первая мировая...
В июне 1931 года на пленуме ЦК ВКП(б) было принято решение о строительстве метрополитена в Москве, через два года начались активные работы. Первая линия метрополитена была торжественно открыта 15 мая 1935 года.
Сегодня подземку имеют семь российских городов. Кроме Москвы это Санкт-Петербург (с 1955 г.), Нижний Новгород (1985), Новосибирск (1986), Самара (1987), Екатеринбург (1991) и Казань (2005).
Нам, Самаре и Екатеринбургу очень крупно повезло успеть открыть собственный метрополитен до развала Союза. Сегодня трудно представить Новосибирск без него, но если бы его не запустили в восьмидесятых, то, возможно, остались бы с разрытыми улицами до сих пор...
Все пять станций, открытых в нашем городе за последние 30 лет, были заложены всё в тех же 80-х, их с огромным трудом при скудном финансировании просто завершили. Новые линии и станции, конечно, городу нужны, но их не будет в ближайшей и отдалённой перспективе... Станция "Спортивная", которую планируют открыть к молодёжному чемпионату мира по хоккею, тоже была заложена в 80-х годах прошлого века и даже присутствовала на первых схемах метро, но потом исчезла. Теперь вновь появится...
До развала СССР было запланировано пустить метро ещё в шести городах-миллионниках: Казани, Красноярске, Омске, Перми, Уфе и Челябинске. Повезло только Казани, да и то благодаря красивой дате - 1000-летию города... К 1000-летию может и в Красноярске что-то будет...
Вот такое чудовищное положение дел с жизненноважными для нормального развития мегаполисов транспортными развязками в новейшей истории России... Денег в казне не хватает даже на асфальтовые дороги, судя по их состоянию, какое тут метро!
Однако в стране всё же есть счастливое исключение из правил - Москва! Как много в этом звуке ненавистного для прочей России! До 2010 года, когда фактически было прекращено выделение даже скудных федеральных средств регионам на строительство метро, в столице активно функционировали 180 станций. Во втором десятилетии XXI века сдали ещё 52, в среднем по пять станций в год! В 2020 году уже успели открыть ещё шесть станций, ещё три на подходе, 26 заложили...
удовольствиепервыйi3сетьимператорЕкатеринбургжизньгородачленстранынаселениегородНовосибирскТОметрополитенметроСанкт-ПетербургЛондон4строительствоМосквапроектОТ и ДОисториястанциявыделениеуслугикомпаниядорогирукиПроизводствоСША
1783 просмотра
Комментарии