• Подать Объявление
    и рекламу
Объявления для:

Автоконцерны покатились под горку

Как российские производители переживают кризис

Российский автопром на фоне коронавируса переживает, возможно, самый серьёзный кризис в своей новейшей истории — более глубокий, чем в 2008–2009 годах. Авторынок, который так и не смог полностью восстановиться даже после того кризиса, по прогнозам аналитиков, достигнет уровня 2019 года в лучшем случае в 2023 году. Хотя государство предпринимает попытки помочь восстановлению спроса, поддержка сравнительно невелика и неравномерно распределена даже между локализованными игроками. В итоге некоторые иностранные концерны могут вынужденно свернуть производство в РФ.

Ассоциация европейского бизнеса, подводя итоги автопродаж в РФ в первый месяц полноценных ограничений, назвала его «чёрным апрелем»: впервые за историю российского автопрома продажи легковых и лёгких коммерческих автомобилей упали сразу на 72,4%.

Спрос во втором квартале существенно снизится из-за закрытия дилерских центров на карантин и режима самоизоляции граждан, говорят в Kia. Хотя теоретически автомобили можно было продавать онлайн, на крупнейшем авторынке РФ — Москве и области — дилерам эта опция была недоступна. Ситуацию осложнило как закрытие автосервисов (сейчас уже открыты), где машины проходили предпродажную подготовку, так и ограничение мобильности из-за ввода цифровых пропусков, говорят дилеры.

Происходящее не похоже на проблемы, возникавшие на российском авторынке раньше, отмечают в Kia: «Мы не сталкивались с полной остановкой работы более двух третей дилеров». Инфляция, в отличие от 2008 года, остаётся на низком уровне, но сжатие рынка неизбежно на фоне перераспределения покупательских приоритетов из-за падения доходов населения, отмечают в концерне.

Этот кризис похож на предыдущие только частично — из-за падения курса нефти и курсовой волатильности рубля, соглашаются в Nissan, основная же сложность сейчас — ограничения из-за эпидемии. Чтобы апрельское падение не повторилось в ближайшие месяцы, нужно разрешить работу дилерских центров с соблюдением мер по охране здоровья, отмечают в Volkswagen.

В Volkswagen отмечают, что во время предыдущих кризисов восстановление занимало до двух-трёх лет, причём отнюдь не было гарантировано (например, рынок РФ так и не достиг уровня 2012 года). Дмитрий Бабанский из SBS Consulting полагает, что к уровню 2019 года спрос может вернуться в 2023 году «в умеренном сценарии». Владимир Беспалов из «ВТБ Капитал» ожидает падения на 20% в этом году, не рискуя оценивать скорость восстановления. Он также обращает внимание, что после кризиса 2014–2015 годов господдержка стала постоянным фактором влияния на рынок, искажая реальную картину спроса.

Господдержка — это странный предмет

Между тем все игроки сходятся во мнении, что господдержка спроса нужна и теперь. В легковом сегменте пока есть фактически лишь одна мера — льготные автокредиты, придуманные в кризис 2008–2009 годов. На фоне пандемии правительство увеличило финансирование программы на 7 млрд. руб., до 17 млрд. руб. В Минпромторге рассчитывают, что за счёт увеличения финансирования будет продано дополнительно 50 тыс. легковых автомобилей.

Впрочем, в Volkswagen считают, что к дополнительному росту спроса это не приведёт. Глава департамента автокредитования Русфинанс-банка Алексей Бородавин говорит, что доля автокредитов, выданных банком по госпрограммам, в апреле по сравнению с мартом осталась без изменений — на уровне 20%: «Не стоит ждать, что льготное кредитование сдержит падение рынка новых автомобилей. Речь идёт скорее о замедлении темпов сокращения спроса».

Пик интереса клиентов к льготным программам пришёлся на март, отмечают в ВТБ, при этом в апреле доля льготных займов в общем портфеле автокредитов выросла до 36% — вдвое по сравнению с прошлым годом. В банке считают, что льготные кредиты — это существенная мера поддержки, однако «льготная программа может покрыть только часть потребностей от общего потенциального спроса».

В Volkswagen видят больший потенциал в возобновлении субсидии на поддержку трейд-ин, так как мера доказала свою эффективность во время предыдущего кризиса. Впервые программа утилизации была запущена в 2010 году и давала возможность получить скидку в размере 50 тыс. руб. на покупку нового автомобиля при сдаче старого в утиль.

Правительство уже рассматривает возможность дополнительно субсидировать автокредиты на машины российского производства в случае, если при этом старая машина сдаётся в трейд-ин. В Минпромторге говорят, что такой клиент может получить скидку в 10% от первоначального взноса, возраст сдаваемого автомобиля должен превышать шесть лет. В опрошенных “Ъ” банках про новую программу пока не знают. Неизвестны и параметры анонсированной программы «Доступная аренда» с бюджетом 2,5 млрд. руб. — кроме того, что это оперлизинг на льготных условиях, который должен помочь обновлению парков каршерингов. В «Европлане» говорят, что пока условия программы до конца не сформулированы, ожидая этого до конца мая: в программе смогут участвовать и физические лица.

Грузовики не тянут

Пока наиболее реальные меры поддержки получили производители коммерческого транспорта. Правительство планирует провести масштабные закупки для госнужд, перераспределив на этот год объёмы с 2021–2022 годов. Уже проведён один заказ на реанимобили — почти 1,3 тыс. машин на 5,2 млрд. руб. Также Владимир Путин обещал 5 млрд. руб. на закупки скорых. Ещё около 25 тыс. новых машин приобретут в этом году МВД, Росгвардия, Минобороны, МЧС, и ряд других структур. В целом объём опережающих госзакупок в мае—июле составит 33,5 тыс. машин, говорил глава Минпромторга Денис Мантуров «России 24».

В секторе считают эти меры недостаточными, хотя темпы падения тут меньше, чем в легковом сегменте. По оценке гендиректора «Volvo Group Trucks Россия» Сергея Яворского (брэнды Volvo Trucks и Renault Trucks), рынок продаж грузовой техники европейских производителей по итогам четырёх месяцев снизился на 10%.

Однако в группе ГАЗ — основном игроке сегмента LCV — уверяют, что рынок коммерческих автомобилей быстрее других падает во время экономических кризисов и медленнее восстанавливается. По оценке группы, заказы на их автомобили на май—июнь упали на 85–90%. «После финансовых потерь от санкций США у ГАЗа нет резервов, чтобы нивелировать негативные факторы от кризиса, вызванного эпидемией. Сейчас, когда у ГАЗа нет заказа, под ударом свыше полумиллиона человек в цепочке наших смежников»,— подчеркивают в компании. В апреле ГАЗ работал в режиме четырёхдневки после двухнедельного простоя. В этом месяце ГАЗ приостанавливал работу с 1 по 11 мая. В июне планируется простой за счёт переноса корпоративного отпуска, который традиционно проходит в конце июля — начале августа.

Помимо поддержки за счёт госзакупок в коммерческом транспорте уже работает программа льготного лизинга — её финансирование увеличат до 8 млрд. руб. Но в ГАЗе считают, что она заработает только после восстановления спроса, который произойдёт не раньше конца года. При этом источники “Ъ” полагают, что госзаказ не сможет в одиночку обеспечить загрузку российских производителей. На этом фоне может, как и в легковом сегменте, стать актуальной программа утилизации — в комитете Госдумы по экономполитике и промышленности уже предлагали запретить эксплуатацию старых грузовиков. В феврале замглавы Минпромторга Александр Морозов заявил, что там предлагают резко увеличить с 2021 года базовую ставку транспортного налога для коммерческих автомобилей класса «Евро 3» и ниже.

Неравное положение

В Минпромторге ожидают, что меры господдержки спроса увеличат продажи на 220 тыс. единиц техники во всех сегментах. Но ряд собеседников “Ъ” видит перекосы в господдержке. Она сейчас в большей мере направлена на сегмент коммерческого транспорта, считают в Volkswagen. В то же время социально-экономическая значимость легкового сегмента «даже выше из-за большего числа поставщиков, дилеров, регионов присутствия, большего количества рабочих мест и выплачиваемых налогов». Сегмент комтранса поддержан крупными госзаказами и даже нарастил долю на фоне кризиса, говорят в Nissan. Основной же пострадавший сегмент — продажи среднего ценового сегмента, частично или полностью не удовлетворяющего условиям господдержки.

Государство поддерживает покупку высоколокализованных и сравнительно дешёвых автомобилей. Например, последние годы программа льготного автокредитования распространялась лишь на машины до 1 млн. руб., то есть в основном на модели АвтоВАЗа. Сейчас рассматривается увеличение стоимости до 1,5 млн. руб. В Nissan считают, что необходимо расширение программ спроса на автомобили до 2–2,5 млн. руб., а также расширение категорий пользующихся льготами покупателей на многодетные семьи, медицинских работников, работников социальных служб, служб быстрого реагирования, военных. Все локально произведённые автомобили должны подпадать под условия поддержки, считают в Volkswagen: «Если поддерживаются только определённые модели, некоторые заводы будут недозагружены, что негативно скажется на социально-экономической ситуации в регионах присутствия таких заводов». В MAN согласны, что ситуацию на рынке заметно улучшило бы расширение поддержки на всех игроков.

Однако, например, в Volvo Trucks видят необходимость дифференциации господдержки исходя из объёмов локального производства и значимости предприятий для экономики РФ.

Неравное положение концернов закрепляется не только условиями получения господдержки, но и новыми правилами выплаты промсубсидий. С этого года субсидии, которые де-факто являются компенсацией утильсбора, будут выплачиваться в зависимости от степени локализации, что ухудшает условия для менее локализованных игроков.

Сжатие рынка

На этом фоне на рынке усилились слухи об уходе отдельных игроков. После кризиса 2014–2015 годов производство в России уже закрыл General Motors: завод в Петербурге до сих пор пустует, как и мощности Ford, который свернул легковой сегмент в РФ в 2019 году. Пандемия уже привела к остановкам производств на других рынках. В Китае Renault принял решение о выходе из СП с китайской Dongfeng Motor Group по выпуску бензиновых автомобилей, планируя сконцентрироваться на электромобилях и лёгком коммерческом транспорте.

В России потенциально под угрозой другой член альянса — Nissan, который представлен здесь ещё и бюджетным брэндом Datsun. Сборка последнего в РФ ведётся на базе моделей Lada на мощностях АвтоВАЗа, также у Nissan есть завод в Петербурге мощностью в 100 тыс. машин в год, где производятся модели Qashqai, X-Trail и Murano. Кроссовер Terrano собирают в Москве вместе с соплатформенным Renault Duster. В 2019 году петербургский завод Nissan сократил выпуск на 7,4%, до 52,3 тыс. автомобилей. Большая часть производства приходится на кроссовер Qashqai — его выпуск вырос на 3%, до 27,3 тыс. машин, сообщал «Автостат» со ссылкой на данные компании. Продажи Nissan в прошлом году упали на 20%, почти до 70 тыс. машин.

В 2019 году Reuters сообщало о планах Nissan сократить мощности на небольших для себя рынках, чтобы сосредоточить усилия на продажах в США и Китае. Позднее японский Nikkei сообщил, что сборка Datsun в Тольятти будет свёрнута уже в 2020 году, что опровергали в российском офисе Nissan. В мае Bloomberg вновь писал о возможном отказе Nissan от брэнда Datsun в рамках сокращения расходов.

В России Nissan сейчас перевёл своё производство на работу в одну смену и в марте в компании говорили о планах сократить 450 сотрудников. С 18 мая концерн объявил о возвращении прежнего режима работы. Источник “Ъ” отмечает, что если концерн намерен делать ставку на модели Juke и Qashqai в Европе, то логично продолжать выпуск и на рынке РФ. Однако если продажи брэнда продолжат сокращаться, встанет вопрос о целесообразности сохранения мощностей в стране.

Опасения вызывало и будущее PSA, продажи легковых автомобилей которого в РФ в 2019 году упали на 13,4%, до 8 тыс. машин. По концерну, как и многим иностранным игрокам, ударит дифференциация промсубсидий. При этом производство ПСМА в Калуге, где выпускаются как машины французского концерна (Peugeot, Citroen и Opel), так и Mitsubishi, загружено в основном за счёт последнего брэнда. Но японский концерн имеет возможность в 2023–2024 годах перейти на другие площадки — например, помогая загрузить завод Nissan в Петербурге. В то же время на мировом уровне у PSA идёт процесс слияния с Fiat Chrysler Automobiles (FCA). Новый альянс может стать четвёртым автомобильным конгломератом в мире по производству и третьим по выручке. Сейчас, по данным AFP, сделка оказалась под угрозой на фоне коронавируса. Но любые решения по сокращению присутствия PSA в РФ, вероятно, будут приниматься только после завершения процесса слияния с FCA, полагает Владимир Беспалов. С этим согласен и собеседник “Ъ” среди дилеров концерна.

В Минпромторге “Ъ” заявили, что пока никто из автопроизводителей не заявлял об уходе из РФ. Владимир Беспалов отмечает, что несмотря на все проблемы российский рынок достаточно большой и имеет потенциал выхода на рынки СНГ, за исключением Украины. В перспективе, считает аналитик, он остаётся привлекательным, особенно в условиях ужесточения экологических норм в ЕС и падения рынка в Китае.

Владимир Путин4кроссоверGeneral MotorsPeugeotKiaавторынокОТ и ДОЕвроOpelмартMitsubishiNissanVolkswagenинфляциявыплатыразрешитьNissan MuranoCitroenбудущееFiatПутинТОскоростькризисмашинаFordНовый годЧеловекПроизводствоРоссиялегковойСШАМВДарендасделкасжатиеLadaRenaultзаказRenault DusterчленавтомобилипродажимоделиNissan QashqaiонлайнNissan JukeVolvoрыноксложностьувеличениеданныеNissan TerranoправительствопервыйсборкаА7ограничения7программаслухианалитикDatsunновыйпроблемы


2254 просмотра
Ольга НИКИТИНА, kommersant.ru

Комментарии

Добавить комментарий

Правила комментирования