Российский авторынок свалился в глубокий штопор. Кто в этом виноват
Автоспеццентр: ключевая ставка и утильсбор обвалили авторынок РФ на 30%.
Авторынок России накрыл очередной кризис — продажи новых автомобилей в ноябре обрушились на 29% по сравнению с октябрём. Мощный негативный тренд сформировался на фоне высокой ключевой ставки Центробанка, повышения утильсбора и ослабления рубля, говорят опрошенные «Газетой.Ru» автодилеры и эксперты. Воронка падения ещё не набрала полных оборотов, предупреждают они.
В России обрушились продажи новых легковых автомобилей в ноябре 2024 года на 29% по сравнению с показателями октября, сообщила во вторник пресс-служба Минпромторга России. В последний месяц осени в стране было продано всего лишь 120 тыс. новых легковых автомобилей против 168,5 тыс. машин в октябре. В годовом выражении автомобильный рынок РФ пока ещё показывает рост на 11%, уточнило министерство.
Однако тренд на долгосрочный спад на рынке новых машин уже сформировался и набирает обороты, уверены опрошенные «Газетой.Ru» эксперты. По мнению гендиректора группы компаний «Автоспеццентр» Андрея ТЕРЛЮКЕВИЧА, основной причиной спада продаж в ноябре стала высокая ключевая ставка Центробанка.
«Ужесточение денежно-кредитной политики сделало нерентабельным лизинговые продукты для юридических лиц, что привело к сокращению объёмов корпоративных продаж. Высокие ставки по кредитам резко ограничили круг покупателей среди физических лиц. А повышение утильсбора привело к повышению цен на автомобили, что также негативно сказалось на спросе», — перечислил Терлюкевич в беседе с «Газетой.Ru».
По его словам, ослабление рубля пока ещё не успело до конца отразиться на спросе и стоимости автомобилей на складах, но точно приведёт к повышению цен на новые импортируемые авто.
Снова в кризис
Продажи в стране не будут расти минимум в течение ближайших месяцев, а по итогам 2025 года объём рынка едва ли составит 1,2-1,4 млн машин, что ниже, чем будет по итогу этого года, прогнозирует в беседе с «Газетой.Ru» замгендиректора по продажам новых автомобилей группы «Авилон» Ренат ТЮКТЕЕВ.
«Тренд будет без роста на ближайшие полгода. Уже сейчас очевидно, что первый квартал следующего года будет хуже, чем аналогичный в этом году. Мы будем принимать меры не на повышение продаж, а на снижение затрат, несмотря на то, что в финансовом плане мы устойчивая группа», — говорит Тюктеев.
Удельная прибыль на один автомобиль у самого здорового игрока в секторе продаж новых авто достигла сегодня минимальных значений в отрасли за последние 10 лет и повышать продажи в нынешних условиях — слишком дорогое удовольствие, добавляет он.
Это надолго
На рынке установился долгосрочный тренд на снижение продаж, соглашается гендиректор «Автоспеццентра» Андрей Терлюкевич:
«В декабре возможна лёгкая стабилизация рынка, так как новогодние праздники традиционно стимулируют покупательскую активность. Но в I квартале 2025 года падение продаж продолжится. Активность покупателей автомобилей в следующем году, скорее всего, будет ниже 2024 года на 10-20%».
Финансирование складов при текущей ключевой ставке в течение 1,5 месяцев приводит к прямым убыткам, и рынок сейчас будет всеми способами снижать свои товарные запасы. Дилерам без поддержки импортёров в этом не обойтись, а импортёры без дилеров также не смогут распродать уже произведённые автомобили, описывает он ситуацию.
В ноябре рынок существенно снизился, и пока нет причин говорить о том, чтобы он начал восстанавливаться. Пока ставки по кредитам и депозитам будут высокими, ожидать, что люди будут покупать автомобили, точно не стоит, констатирует экс-президент РОАД Олег МОСЕЕВ:
«При нынешней ситуации сокращение рынка в 2025 году на 20% вполне реально. По значимости факторов, ведущих к падению продаж, на первом месте высокая учётная ставка ЦБ, на втором месте — утильсбор, на третьем — девальвация рубля. Влияние «утиля» в массовом сегменте будет постепенно уходить на третий план во второй половине 2025 года на фоне иных факторов».
Все предупреждали, что повышение утильсбора и запредельные кредитные ставки приведут к охлаждению спроса, при том, что повышенные ставки по депозитам вымывают деньги с рынка, добавляет эксперт.
Запасов надолго не хватит
Существенное падение авторынка в ноябре наблюдается на фоне относительно высокой базы октября, когда наблюдался высокий спрос на автомобили, обращает внимание IT-предприниматель и эксперт по автобизнесу Александр УСОЛЬЦЕВ.
По его мнению, в ближайшие месяцы рынок «зависнет» на тех показателях, до которых он снизился в ноябре, и будет в замедленном состоянии. Как долго это продлится, зависит от множества факторов, включая политику ЦБ и поведение рубля.
«У дилеров нет возможности удерживать цены, но есть запасы автомобилей, ввезённых до повышения утильсбора. По некоторым брэндам их запасов должно хватить на 2-4 месяца продаж. И дилеры будут стараться балансировать спрос и предложение в рамках доступных им инструментов», — говорит Усольцев.
Дилерские центры по многим брэндам сейчас балансируют на грани рентабельности, и в перспективе нескольких кварталов с текущим уровнем ключевой ставки сети будут сокращаться, прогнозирует он.
Ранее «Газета.Ru» писала, что цены на новые автомобили в России в ближайшее время вырастут на 5-15%.
кругудовольствиеприбыльпервыйэкспертырынокавтомобиль годапродажиавтомобилилюдиденьгиростповедениеужесточениеставкиТОпрезидент4авторынокОТ и ДОЦены на автоавтокризисавтомобильпредпринимательпраздникиценыгазета
60 просмотров
Комментарии