• Подать Объявление
    и рекламу
Объявления для:

«Крестики-нолики — это вероятный потомок игры в мельницу»

«В игре можно найти истины, которые вне её не найдёшь», — эти слова приписывают Ницше. «Резались» в «настолки» простые моряки и величайшие умы человечества, простолюдины и цари. Как давно мир охватила «эпидемия» настольных игр, во что играли древнеегипетские фараоны, а во что — средневековые крестьяне, почему именно шахматы стали популярны в странах востока и какие игры любили в древней Руси? Об этом мы поговорили с известным археологом, популяризатором истории, ведущим блога об археологии starcheolog Павлом КОЛОСНИЦЫНЫМ.

- Какая игра считается самой древней?

- Вопрос непростой, потому что когда мы говорим о древних играх, то основные наши источники - это археологические материалы или письменные документы, которых очень мало. Вероятно, древнейшие настольные игры появились в те времена, когда и столов-то не существовало — играли на песке, рисуя палочками и выкладывая камешки. Понятно, что мы не увидим ни материальных свидетельств, ни записей, потому что тогда просто не существовало письменности.

Самые древние игры, что логично, найдены на территории древнейших государств. Одной из первых известных человечеству игр считается древнеегипетская сенет, свидетельства о которой появляются примерно в середине IV тысячелетия до нашей эры. Её правила нам известны скорее гипотетически — подробного описания нет. При этом найдены как наборы этой игры, так и её изображения на папирусах и в гробницах.

Принцип её отдалённо похож на нарды — у игроков два набора фигур, которые нужно провести через поле и вывести с доски. Для определения хода используются броски костей в виде плоских палочек. Эта игра в Древнем Египте быстро приобрела некий религиозный контекст — на досках стали изображать персонажей загробного мира.

Играли в неё где-то до середины второго тысячелетия до нашей эры, при этом игра немножко менялась, модифицировались правила, форма доски. А потом она постепенно исчезла. С этой игрой по древности соперничает так называемая царская игра Ура, распространённая ещё в одном древнейшем государстве — Месопотамии. Она фиксируется примерно с начала третьего тысячелетия до нашей эры, то есть ей больше пяти тысяч лет. Принцип тоже близок к нардам — игрокам нужно перевести фишки на противоположную сторону поля. Вероятно, она также со временем приобрела некий гадательный характер.

- Почему игры приобретали сакральный смысл?

- Помните фразу: жребий брошен? Это и есть бросок костей, которые использовались для гадания. В современном мире мы тоже пользуемся настольными играми для гадания, например картами. Таковы особенности человеческого восприятия, представления, что случайность не случайна, что это какое-то божественное провидение.

- Поэтому церковь всегда противилась картам, а не шашкам, например?

- На самом деле церковь была и против шашек. Она противилась гаданию в принципе, в котором видела колдовство. А процесс любой игры похож на него, будь то бросание кубиков или раскладывание колоды. Играют они или гадают — кто разберёт? Кроме того, практически все игры древности были азартными, относительно которых церковь также была резко против. Потому что где азартные игры, там проигрыш, ссоры, драки и все семь смертных грехов сразу.

- А в палеолите есть какие-то намёки на настольные, точнее наскальные, игры?

- У нас нет ни малейшего представления об этом. Наскальные рисунки как таковые появляются в самом конце палеолита. Есть, конечно, загадочные чёрточки, которые непонятно, что обозначают: может и разметка для игр, но достоверно выяснить это пока невозможно.

- Если говорить про средние века, то какие игры были наиболее популярны тогда, а какие дошли до наших дней с тех времен?

- Многие классические настольные игры, известные нам, как раз ведут свою историю из средневековья, иногда даже раньше. Самой популярной в прошлом была мельница. Это очень простая настольная игра, которая немножко похожа на крестики-нолики. Есть игровое поле определённой формы, как правило два-три вписанных друг в друга квадрата, соединённых линиями. И набор фишек от трёх до 12 штук. Цель игроков - выставлять свои фишки на углы и пересечения линий поля так, чтобы получилась линия из трёх штук. Противник должен этому помешать и попытаться выставить свою линию. Тот, кто её выстраивает, забирает с доски одну фишку противника. Когда у кого-то остаётся только две фишки, это означает, что он проиграл. Проигрывает и тот, кто не может сделать ход. При этом игра состоит из трёх фаз, в ходе которых меняются условия.

Мельница известна ещё со времён Древнего Рима, а возможно, даже и раньше. Изображения похожих полей есть и в I тысячелетии до нашей эры, а в средние века она известна по всей Европе — в неё играли от Испании до Руси, от Скандинавии до Северной Африки. Поля при этом изображали на чём угодно: высекались на камнях (благодаря чему следы игры и находят археологи), чертили на кирпичах ещё до их обжига. В материалах северной Европы и Новгорода, там, где сохраняется органика, часто находят деревянные игровые поля — нередко это обычная лодочная скамья, днище от бочки.

Судя по всему, в неё играли повсеместно и она, пережив два-три тысячелетия, дожила до современности. Во многих странах она исчезла, но в некоторых сохранилась. В России известна под названием «Мельница», в Германии также — Mühle. А в Англии её поэтично называют «Танцем девяти мужчин». Играли в неё от простолюдинов — крестьян и горожан — до королей. Потому что найдены в том числе и искусно сделанные доски игры в мельницу из дорогих материалов. Всем известные крестики-нолики — возможно, потомок этой игры, её упрощенный вариант для игры на бумаге.

- А что можно сказать о традиционных играх, например о шахматах?

- Шахматы, как и шашки, тоже ведут свою историю от средневековья и были популярны уже тогда. Родина шахмат — Индия, где не позднее VI века нашей эры появляется их предшественник — игра чатуранга. Её поле также состоит из клеток — восемь на восемь — и похожего набора фигур. Но правила отличались — там была своя специфика. А потом эта игра попала в Персию. Есть легенда, что индийский царь послал персидскому набор этой игры безо всяких объяснений, как загадку. Персидский придворный мудрец разгадал её, придумал правила, но немножко их изменил, а в итоге сделал её даже лучше — она стала интереснее и динамичнее.

Персы назвали игру шатрандж, и у них её переняли арабы, это было как раз в эпоху Арабского Халифата, который охватывал огромные территории: от Персии до Испании. При этом игра там столкнулась с рядом ограничений, например с тем, что ислам запрещает изображать животных и людей. И фигурки-скульптуры превратились в абстрактные — шахматы арабского типа.

- Почему у арабов шахматы приобрели такую большую популярность?

- Возможно, вмешался религиозный вопрос. Коран прямо запрещает азартные игры — любые игры на деньги или те, результат которых определяется бросками костей, например те же нарды. Но в шахматах не используются кости, и игра не подпадает под запрет.

Статус шахмат в начале их появления в арабском мире был спорным: некоторые богословы считали, что это допустимая игра, некоторые — что недопустимая. А кто-то из них вообще сам играл в шахматы и говорил, что это очень интересно и полезно — развивает ум. В итоге шахматы стали очень популярными в арабском мире, а потом разошлись по исламским и затем — по другим странам. Тогда же стали меняться правила, приближаясь к современным.

- А что можно сказать о нардах?

- Это тоже игра с очень сложной историей. Вероятно, её предком была римская игра, основанная на похожей системе, где нужно было переводить фишки, используя броски костей. Она была довольно популярна в Римской империи, сохранились её доски и даже кое-какие описания, и со временем она приобрела близкий к современному вид.

Нарды также были очень популярны в древней Персии, где с ними связано много легенд. Например считается, что название игры произошло от имени одного из царей — Ардашира. Я сказал, что придворный мудрец разгадывал игру, которую царь получил из Индии, — будущие шахматы. Но пока он разгадывал, придумал новую и послал в качестве ответной загадки индийцам. Её и назвали нэв-ардашир — будущие нарды.

Нарды были широко распространены в средневековье. Например, в них очень активно играли в Византии (там игра называлась табула), в том числе при византийском императорском дворе. Есть трактат V века нашей эры, в котором описана партия в нарды самого императора. Однажды во время игры у него было довольно выгодное расположение шашек, но он крайне неудачно выбросил кости и из-за этого проиграл партию. Придворного мудреца это так поразило, что он написал поучительную поэму о том, как император не должен надеяться на случай, а должен учитывать вероятность проигрыша, быть более осмотрительным. Мудрец описал это в стихах и заодно рассказал о ходе игры, благодаря чему мы теперь знаем правила. Они близки к современным, но отличались в деталях, например тем, что играли тремя кубиками, а не двумя, как сейчас.

Позднее шахматы и нарды начали распространяться по Европе. Особенно активно это происходило в эпоху крестовых походов. Крестоносцы, возвращаясь домой, приносили с собой новые игры. Шахматы (персидское название) стали называть chess (арабское название шахмат — шатрандж). Нарды в Европе окрестили триктраком, и они стали очень популярны, какое-то время считались даже аристократической игрой — в неё могли играть только знатные люди. Поэтому в европейских музеях много красивых, дорогих, богато украшенных досок для игры в нарды. Есть, например, очень красивые доски XVI века из Австрийской империи, где изображалась вся императорская династия.

- Кто вообще в первую очередь играл в настольные игры?

- У людей в прошлом было меньше свободного времени. Например, крестьяне летом были плотно заняты в полевых и прочих работах. Зимой, когда урожай собран, а новый ещё не сеяли, времени вроде побольше. Но темнело рано, а свечи нужно экономить, поэтому проще лежать в темноте и рассказывать сказки, если скучно. Дети — основные современные потребители «настолок» — тоже рано взрослели: как только ребёнок становился способен помогать по хозяйству, его тут же привлекали к делам. Но, конечно же, и взрослые, и дети находили возможность поиграть, хоть и не так часто, как сегодня.

Активно играли люди, у которых свободное время было. В первую очередь высшее сословие: дворяне, бояре, князья, цари. А ещё те, чья деятельность была связана с периодами свободного времени или ожидания. Например, моряки — у них долгие переходы по морю, стоянки в портах в ожидании погрузки и разгрузки. А также купцы, воины, рыбаки. И получалось, что они не только играли, но и распространяли игры по всему миру. Поэтому древние настольные игры как правило международные — нередко невозможно точно установить место, где появилась та или иная игра, потому что любая интересная «настолка» быстро расходилась по планете.

- А если говорить о Древней Руси, как дела обстояли у нас?

- Русь была частью древнего мира, связанной с другими странами и народами. Для заимствования игр основных направлений было два — с севера Европы и с юго-востока. При этом перенятая игра могла превратиться в новую — по мере продвижения правила могли меняться.

Впрочем, из-за нехватки источников информации мы знаем далеко не всё. На мой взгляд, самая распространённая игра — всё та же мельница. Играли также в нарды, попавшие на Русь из Византии, которые получили название тавлеи — от греческого табула. При этом в письменных источниках нет никакого пояснения, как играли в тавлеи. Поэтому есть версия, что этим словом обозначали любую настольную игру вообще. Позже появились шашки. Была также неизвестная нам сегодня игра дальдоза. Судя по всему, она была довольно распространена и представляла игру-гонку: на поле, символизирующем корабль, находились два набора фигур. Вместо кубика бросали палочки, у которых было четыре стороны со значениями от одного до четырёх. Цель игры — гоняясь за фишками противника (и, соответственно, убегая от них), срубить их все.

С этой игрой тоже связана очень интересная история. Примерно в XIII веке она постепенно утрачивает популярность. И к XIX столетию сохранилась буквально в двух деревнях в далекой датской провинции на берегу моря, куда приехал один из классиков датской литературы, писавший роман о сельской жизни. В своём произведении он упомянул, что супруги сидят и играют в игру под названием дальдоза... и ничего больше про неё не сообщил.

Через несколько десятилетий этот роман попал в руки историку, который заинтересовался игрой и поехал в эту деревню. Игра к тому времени уже практически исчезла — никто не помнил правила и не знал, что это такое. С трудом он нашёл одну ветхую старушку, у которой остался набор дальдозы, и она вспомнила, как в молодости они в неё играли. В итоге историку удалось описать её правила и восстановить игру, которая сегодня известна, правда, в узком кругу. А когда-то, судя по количеству находок, она была весьма популярна.

Ещё на Руси играли в игры, известные нам сейчас под названиями хнефатафл и алькерк — скандинавские и арабские шашки, а также в шахматы и кости. Поля и фишки для этих игр найдены в Новгороде, Старой Ладоге, Киеве и других городах.

- Когда началось бурное развитие индустрии настольных игр?

- В XIX веке. Это связано с изменением повседневности — началась индустриализация, появились рабочие и люди, род занятий которых оставлял свободное время. Запустили массовое образование, и любой человек отныне мог просто прочитать правила игры (до XIX века более 90 процентов населения большинства стран были неграмотными). Распространилось печатное и издательское дело, что позволило рекламировать и тиражировать наборы настольных игр — они стали дешёвыми.

Большую популярность завоевали игры так называемого немецкого типа — с довольно простыми правилами и рассчитанные на быструю партию, обычно не больше часа. Они простые и доступны любому. Игры с более сложными правилами и долгими партиями получили название игр американского типа.

правила игрыновыйобразованиеизображенияпоясненияместосредневековьеочередьверсиярабочиепопулярностьразметкаимператоригралегендацерковьлюдискульптурыденьгивиддетиМирразвитиеТОзапретИндияРодинаОТ и ДОдокументыисториярасположениесловакостиигрыправиларукиЧеловек


46 просмотров

Комментарии

Добавить комментарий

Правила комментирования