Величайший картёжник среди знаменитых русских писателей, без чьей игры — отчасти взяток цензорам, подававшихся как «проигрыш» — возможно, никогда не состоялся бы «послепушкинский» «Современник», и вся история русского народничества пошла бы другим путём, возможно, ещё худшим, чем тот, который сложился в жизни.
Появилась во Франции в XV веке при дворе короля Карла VII. Первоначально называлась Piquant (остроумный). Долгое время считалась придворной игрой, любимой многими царственными особами. В России стала модной в XVIII веке, при дворе Екатерины II. Любила эту игру и сама царица.
Игра очень напоминает привычный нам преферанс, разница в нюансах и системе записи. В Соединённых Штатах была одной из любимых игр высшего общества в начале прошлого века.
Согласитесь, это очень демократичная игра. Относительно маленькие шары и огромные по сравнению с ними лузы создают иллюзию того, что любой начинающий, включая женщин и детей, может запросто накатать столько, сколько душа пожелает. Это действительно иллюзия, но тем не менее налицо простота по сравнению с тем же бильярдом, где лузы чуть больше шаров. Такую игру могли изобрести только американцы. Собственно, её и называют американским лузным бильярдом.
Очень нескучную жизнь провёл их сиятельство граф Фёдор Иванович Толстой-Американец! Уму непостижимо, как он умудрился дожить до своих 64 лет и тихо умереть набожным человеком при своём сумасшедшем образе жизни в молодости, самом активном и даже героическом участии в двух войнах и многочисленных дуэлях, в которых от его руки пали одиннадцать человек – целая футбольная команда!
В эту игру меня научили играть сербы, у них она довольно распространена. Название они произносят с ударением на первый слог. Слегка напоминает казино, но лишь слегка, а подсчёт очков и вовсе своеобычный.
«Могучий критик-поэт» (выражение В. Панаева); «он знал мало, и в этом нет ничего удивительного» (слова И. Тургенева); «этот симпатичный неуч» (характеристика, данная Белинскому В. Набоковым в романе «Дар» и не пропущенная в печать в довоенном парижском журнале «Современные записки» одним из редакторов, М. Вишняком).
Русский поэт эпохи Просвещения, представитель классицизма, значительно преобразивший его, Гавриил Романович играл в карты с юношеских лет и до конца жизни. В молодые годы будущий великий поэт и губернатор промышлял шулерством. Державин сам впоследствии рассказал об этой не самой благовидной стороне жизни в автобиографии, которая одновременно поучительна и занимательна.
Нет, многоуважаемый шекспировский мавр не ведал основ замечательной игры преферанс, но вот поди ж ты – кто-то назвал очень любопытный этюд его именем, и вы обязательно поймёте почему, решив или ознакомившись с решением этого этюда.