Служенье муз не терпит суеты
В нашем мегаполисе мало классических памятников — тех, которые посвящены действительно великим людям, являются произведениями искусства, изготовлены из благородного материала, установлены в людном месте и пользуются уважением горожан. В их число, безусловно, входит памятник создателю русской композиторской школы Михаилу Глинке, который установлен в сквере перед Новосибирской государственной консерваторией.
Это место на пересечении улиц Советской и Щетинкина, рядом с Первомайским сквером, кинотеатром «Победа», площадью Ленина и театром оперы и балета — самое сердце города. Мимо памятника Глинке ежедневно проходят и проезжают тысячи новосибирцев.
Великий музыкант сидит на лавочке, и в тихий вечерний час молодежь порой вскарабкивается на эту лавочку и устраивается рядом с Глинкой для фотографии на память. Композитор вроде не против, а вот стражи порядка, если заметят безобразие, кричат — и довольно громко.
Михаил Иванович здесь на своем законном месте: консерватория носит его имя. Да и наш знаменитый оперный театр в мае 1945 года открылся премьерой его «Ивана Сусанина» («Жизнь за царя»).
Старожилы должны помнить, что и прежде перед консерваторией стоял памятник Глинке. Но тот монумент был гипсовый, и в конце концов вандалы отломали ему руку. А ещё раньше кто–то из хулиганистых студентов консерватории, видимо, завалив экзамен, выместил зло на классике — попортил гипсовому памятнику то ли нос, то ли ухо (скульптура в то время находилась внутри здания консерватории).
Автором той работы была Вера Штейн (1881-1971) — талантливый скульптор и яркая личность, оставившая заметный след в истории Новосибирска. Она приехала в наш город в начале тридцатых годов, пережив арест и ссылку. Вера Фёдоровна родилась в известной петербургской музыкальной семье: её отец служил профессором консерватории, встречался с Шуманом, Листом, Шопеном, так что вполне закономерно, что в зрелые годы она создала скульптуру первого великого русского композитора. И хотя эта её работа не отличилась счастливой судьбой (скульптуру в народе весело называли «Глинка на горшке»), нельзя не признать, что без той, первой скульптуры, не было бы и сегодняшней, второй. Кстати, в фондах Новосибирского художественного музея хранится часть творческого наследия Веры Штейн, и в том числе модели памятников двух Михаилов — Лермонтова и Глинки.
Тогдашний ректор консерватории Евгений Гуренко, человек неравнодушный и впечатлительный, потратил очень много сил, чтобы снести испорченный памятник и воздвигнуть на его месте новый — из прочной меди. Создателем нового памятника стал скульптор Владимир Грачёв.
Родился Владимир Павлович в Курганской области в 1935 году, жил и работал в Свердловске, Таганроге, а в середине восьмидесятых годов перебрался в Новосибирск. Он член Союза художников СССР и России с 1970 года, лауреат премии губернатора Новосибирской области в сфере культуры и искусства (2002), доцент кафедры монументально–декоративного искусства Новосибирской государственной архитектурно–художественной академии. В октябре 2006 года на Заельцовском кладбище над могилой известного сказочника Юрия Магалифа установлена скульптура его работы: обезьянка Жаконя нежно прижимается к своему создателю.
Ещё в 1984 году ректор консерватории обратился в министерство культуры с просьбой о выделении средств на сооружение нового памятника Глинке. Вопрос был решён, и Владимир Грачёв получил заказ на создание эскизов, композиции, проекта, макета и модели памятника в мягком материале. Тогда же был подписан договор с Кемеровским филиалом «Росмонументискусства» на производство связанных с этим проектом работ. В 1986 году памятник был изготовлен в гипсе. Требовалось перевести его в медный лист. Однако выяснилось, что специалисты из Кузбасса делать это не умели. Прошло какое–то время в раздумьях и попытках ускорить дело, но ничего толкового не получилось...
В начале девяностых годов Грачёв обустроил собственную студию и перевёз скульптуру из Кемерова в Новосибирск. Здесь вдвоём с помощником он и изготовил памятник из металла. В апреле 1992 года к работе над проектом подключился художник–архитектор Олег Дроздецкий. Его задачей стало оформление скульптуры непосредственно на месте — постаменты, ажурная решётка, другие элементы памятника.
К 15 мая 1995 года скульптура Глинки была готова. Старый памятник сняли. Мэрия выделила средства на благоустройство площадки после демонтажа. Но до установки нового памятника прошло ещё три года: опять кончились деньги. И только в апреле 1998–го появилось новое распоряжение мэрии об установке памятника. Предстояло сделать ступеньки к памятнику, турникеты, решётку, высадить деревья. Со всем этим за лето управились. Наконец в сентябре 1998 года памятник великому композитору был торжественно открыт.
Четырнадцать лет ушло на реализацию идеи создания второго памятника Глинки. Ну что ж, как сказал его друг Александр Пушкин, «служенье муз не терпит суеты, прекрасное должно быть величаво...»
В 2007 году в связи с полувековым юбилеем консерватории была выполнена полная реконструкция памятника, и он приобрёл тот вид, который имеет сейчас. Рядом с фигурой композитора, сидящего на лавочке, появились две небольшие стелы с изображениями персонажей двух знаменитых опер Глинки — Сусанина и Антониды с одной стороны и Черномора и Руслана с другой.
Кроме Новосибирска памятники великому композитору есть ещё в нескольких городах. На его родине в Смоленске памятник установили в 1885 году.
Затем появились памятники Глинке в Петербурге: первый в 1899 году, второй в 1906. Спустя четыре года после этого памятник композитору соорудили в Киеве. Кроме того, уже в наше время, в 2004 году, памятник Михаилу Ивановичу поставили в Челябинске.
скульптураоформлениепамятникхудожникреконструкциялетовидархитекторпамятьгородНовосибирскТОработаЧеловекДоговорПроизводствопервыйместозданиядеревьятеатрмоделижизньгородасердцечленскульптурыденьгизаказкладбищефотографииновоеновый
1466 просмотров
Комментарии