Три подруги, три судьбы
В Ленинском районе параллельно улице Плахотного от улицы Троллейной до жилого массива Танкистов протянулись три небольшие улицы, названные в честь Героев Советского Союза Гризодубовой, Осипенко и Расковой. Не столь уж далеко от них находится мемориал Славы воинов–сибиряков.
Чем же знамениты эти лётчицы?
В тридцатые годы авиацией бредили все — примерно как космонавтикой в шестидесятые. Рекорды на высоту и дальность полётов обсуждались всем миром. Один из ярких рекордов принадлежит прославленной троице. Они совершили 24-25 сентября 1938 года беспосадочный перелёт Москва — Керби (Хабаровский край) на самолёте АНТ–37 «Родина». Длина маршрута составила 6450 км, время в воздухе — 26 часов 29 минут. Цель полёта сформулировали так: «продемонстрировать перед всем миром решимость советских женщин, их любовь к Родине».
Подругам пришлось очень нелегко. За Урал они перелетели без осложнений. Но в Сибири лётчиц поджидала непогода. Самолёт вошёл в зону фронта со снегопадом и дождём; весь дальнейший маршрут до озера Байкал протекал в сложной метеорологической обстановке, связь с самолетом была нерегулярной. А за Байкалом вообще оборвалась. Девушки долетели до Тугурского залива, а затем направились над побережьем Охотского моря к Амуру, чтобы по нему добраться до Хабаровска. Однако над посёлком Керби запас бензина иссяк. Решили аварийно садиться в болотистый лес.
Место штурмана (Марины Расковой) находилось в носовой части самолёта, при жёстком ударе о землю она могла погибнуть. Поэтому командир экипажа Валентина Гризодубова приказала Марине прыгать с парашютом на высоте 2000 метров. Сели удачно, с убранными шасси, на брюхо в болотистую почву. Машина не пострадала, лётчицы тоже. А вот Раскова приземлилась довольно далеко от места посадки. К тому же при прыжке она потеряла унт. Подруги несколько раз стреляли в воздух, но эхо обмануло её, и Марина направилась в противоположную сторону. Десять суток она провела в тайге в полном одиночестве, с минимальным запасом продуктов. Когда её нашли, пришлось нести на носилках — девушка была сильно истощена.
Пропавший экипаж искали целую неделю. Несколько десятков самолетов кружили над тайгой в небе от Читы до Хабаровска. Крупные поисковые партии прочёсывали окрестности. Мешали низкая облачность и сильный туман. Лишь 3 октября лётчик Сахаров заметил на земле силуэт самолёта и рядом с ним две фигуры. Однако приземлиться в том месте оказалось невозможно. Удалось сбросить термосы с горячим кофе, сухую одежду, некоторые продукты. А Марину Раскову нашли через сутки. И ещё два дня потребовалось, чтобы парашютисты со специальным снаряжением вызволили девушек из таёжного плена.
В Москву лётчицы возвращались на поезде. На станциях их встречали восторженные толпы. Вечером 24 октября они прибыли в Новосибирск. На перрон пришли тысячи людей. Лётчицы поднялись на трибуну. Их забросали цветами, оглушили аплодисментами. Председатель облисполкома Егоров сказал приветственную речь. Девушки выступили с ответным словом. А потом отправились дальше — в столицу. Вот тогда–то и назвали три улицы в Ленинском районе именами отважных лётчиц.
Нечто подобное произошло в 1934 году. Тогда так же на поезде с Дальнего Востока в Москву возвращались спасённые челюскинцы. В Новосибирске их так же восторженно, с цветами и митингами, встречали толпы, а после их отъезда переименовали улицу Межениновскую в улицу Челюскинцев.
Валентина Гризодубова (командир экипажа), Полина Осипенко (второй пилот) и Марина Раскова (штурман) стали первыми женщинами — Героями Советского Союза.
Судьба их сложилась по–разному. Первой из них — в возрасте 31 года — погибла Полина Осипенко. Случилось это 11 мая 1939 года во время учебно–тренировочного полёта. Вместе с начальником главной лётной инспекции ВВС Анатолием Серовым она отрабатывала приёмы управления самолётом «вслепую»; по непонятным причинам их самолёт свалился в штопор и разбился. Анатолий Серов тоже был Героем Советского Союза: в небе Испании он сбил бомбардировщик Франко. Их захоронили в Кремлёвской стене на Красной площади. Урну с прахом Серова нёс сам Сталин, урну с прахом Осипенко нёс Молотов.
В январе 1943 года погибла Марина Раскова. В самом начале Великой Отечественной войны она, использовав личные контакты со Сталиным, добилась разрешения на создание женских боевых частей. Под её руководством сформировали группу из трёх авиационных полков. Лётчиц этой авиагруппы в народе прозвали «ночными ведьмами». О них поставлены фильмы, написаны книги. Одним из авиаполков командовала майор Раскова. При перелёте на фронт после пополнения полка её самолёт оказался в сложных метеорологических условиях, потерял управление и упал на землю. Летчице было только 30 лет... Она, кстати, в детстве и юности занималась музыкой, училась в консерватории, но увлечение авиацией оказалось сильнее. Прах Марины Михайловны был также захоронен в Кремлёвской стене на Красной площади.
А вот командир «Родины» Валентина Гризодубова прожила долгую и счастливую жизнь. Она родилась в 1909 году в семье лётчика–авиаконструктора Степана Гризодубова и впервые поднялась в воздух вместе с отцом пятилетней девочкой. В 1929 окончила Пензенский аэроклуб. С 1936 года — в Советской Армии. С марта 1942 года командовала 101–м авиационным полком дальнего действия, затем 31–м гвардейским бомбардировочным авиационным полком, который оказывал помощь партизанским отрядам. Полк обычный — мужской, однако авторитет Гризодубовой в полку был непререкаемым. Она сама совершила около двухсот боевых вылетов. После войны работала в гражданской авиации. В 1986 году удостоена звания Герой Социалистического Труда. Скончалась в 1993 году.
Именами Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой названы улицы не только в Новосибирске, но и во многих других российских городах.
местаместоуправлениерекордывоздухдевушкикофежизнькнигифильмыНовосибирскТОМоскваРодинаКонтактыОТ и ДОлюбовьполкмашинатуманлес
1088 просмотров
Комментарии