• Подать Объявление
    и рекламу
Объявления для:

Достопримечательности Новосибирска: Вознесенский кафедральный собор

Безусловно, одной из главных достопримечательностей нашего города является Вознесенский кафедральный собор. Глаз радуют и его золотые купола, и нарядные, украшенные мозаиками стены, и звонница с колоколами, и аккуратная территория.

Впечатление несколько портит соседство со зданием цирка в гордо задранной то ли милицейской, то ли офицерской «фуражке». К цирку–то самому никаких претензий нет, а вот советские власти, которые определили это место под новую застройку, упрёка потомков заслуживают. И дело даже не в том, что цирку и церкви как–то не подобает соседствовать, а в том, что с открытием цирка в 1971 году второй вход в Вознесенский собор был утерян, а сам он оказался в низине. Такое положение, конечно, ухудшает общее впечатление от собора, но теперь, как говорится, можно только руками разводить: дело–то сделано.

29 января 1912 года был отслужен молебен и освящено место под постройку молитвенного деревянного дома в Вокзальной части Новониколаевска. Изначально предполагалось возвести кирпичный храм, а временно — до окончания строительных работ — поставить деревянный молитвенный дом. В итоге денег на сооружение кирпичного храма найти не удалось, и поэтому вместо молитвенного дома построили церковь — деревянную.

В ту пору это место называлось Туруханской площадью, здесь пересекались улицы Кабинетная (Советская) и Туруханская, ныне вовсе исчезнувшая. И церковь в народе долгое время называли Туруханской. Одно время бытовало убеждение, что деньги на неё пожертвовал купец Туруханов, в честь коего и получили наименования улица, площадь и церковь. Но такого купца в действительности никогда не существовало, а улицу так назвали, видимо, просто потому что она как–то была связана с Туруханским краем: либо здесь селились выходцы из тех мест, отбывшие своё ссыльные, либо отсюда их каким–то образом определяли туда, на поселение. Нынешний адрес собора: улица Советская, 91, на пересечении с улицей Гоголя.

Когда окончательно стало ясно, что денег на каменный храм не будет, решили вместо молитвенного дома строить деревянную церковь. Однако проект–то готовился не деревянного, а каменного храма! Поэтому начались сложности: проект после его рассмотрения высоким начальством был отклонён и отправлен на переработку. Причина была в том, что давление главного восьмигранного барабана вместе с куполом приходилось на четыре опорных столба, что могло в будущем вызвать деформацию здания. Кроме того, давление от купола–луковицы передавалось на потолок, а не на стены, как требовалось для надёжности. Вызывала вопросы и система отопления храма. Кто был автором того проекта, осталось неизвестным, но технический надзор за его постройкой осуществлял тогдашний архитектор города Фёдор Рамман.

Непосредственные работы на строительной площадке начались в декабре 1912 года и закончились в июне 1913 года. Правда, первая комиссия принимала здание в марте 1913 года, но обнаружила недостатки и предписала их устранить. Что и было сделано. На постройку церкви ушло 9654 рубля 35 копеек — без учёта пожертвованных материалов: кирпича, извести, досок.

Вознесенская церковь стала седьмым храмом города. До её постройки уже действовали известный всем храм Александра Невского, Пророко–Данииловская церковь на Вокзальной площади, Воскресенская церковь на старом кладбище, Богородице–Казанская церковь на Сузунской улице (ныне Восход), Покровская церковь на улице Октябрьской и церковь Сибирского стрелкового полка в военном городке, построенная в 1910 году.

Так сложилось, что расположенный на северной окраине города новый храм оказался самым бедным из семи церквей. В его штате были один священник и один псаломщик. Приход состоял из чернорабочих и мелких ремесленников, у которых лишняя копейка не водилась. Среди местных жителей практиковалось сектантство, было немало иноверцев и инородцев. Здесь жили даже зыряне, плохо говорившие по–русски. Дома прихожан большей частью состояли из наскоро сколоченных лачужек. Священники пытались просветить паству: при Вознесенской церкви числилось три начальных приходских училища Министерства народного просвещения.

Казалось бы, эта скромная деревянная церковка никак не может стать главным храмом будущей столицы Сибири, но она ею стала — так сложилась судьба. И надо отдать должное упорству и мудрости ее настоятелей, которые никогда не опускали руки. В 1925 году, уже при безбожной власти, здесь был сооружен придел во имя Николая Чудотворца.

Но власть закрывала церкви одна за другой, и в 1938 году пришёл черед Вознесенского храма: внезапно выяснилось, что это здание замечательно подходит для хранения зерна. В городе осталась работающей одна–единственная небольшая Успенская церковь на кладбище (в нынешнем парке «Берёзовая роща»). Говорят, что на всю Сибирь в те предвоенные годы оставалось три церковки, в том числе наша Успенская.

Великая Отечественная война многое изменила в отношении властей и лично Сталина к православной церкви. В апреле 1944 года в Вознесенской церкви возобновились богослужения. Церковное имущество удалось сохранить, прихожане вымыли и вычистили возвращённое здание, и на Пасху того года был переполнен не только сам храм, но и вся территория вокруг него. Постепенно церковь вернулась к нормальной жизни. В марте 1946 года были подняты колокола. В декабре 1947 года освятили новый придел в честь Серафима Саровского. В том же году церковь получила чин собора. Скоро взамен обветшалого деревянного сооружается новый каменный крестильный храм.

Сохранились такие цифры: с 1 апреля по 1 июля 1946 года в обычные воскресные дни собор посещали около 900 человек, в будние дни — 250–300 человек, на Пасху — до пяти тысяч, в Троицу — до четырёх тысяч, в престольные праздники — около четырёх тысяч православных новосибирцев. Приезжали сюда верующие и из ближних сёл.

В годы правления Никиты Хрущева на церковь вновь начались гонения, но Вознесенский собор выжил, выстоял.

Реконструкция

К началу семидесятых деревянное здание, простоявшее без капитального ремонта шестьдесят лет, значительно обветшало. Прибывший в то время на Новосибирскую кафедру епископ Гедеон деятельно занялся реконструкцией храма. В 1974 году стены западной части здания заменили кирпичными, а чтобы сохранить общее впечатление деревянной постройки, их обшили досками. Внутри собора заменили колонны. Через два года деревянные стены всех трёх алтарей поочередно разобрали и заменили кирпичными. В 1979 году устроили нижний храм в честь святого князя Александра Невского и праотца Гедеона.

Но это стало лишь началом полной реконструкции собора. Новосибирский архитектор В. Авксентюк подготовил проект, в соответствии с которым началась полная реконструкция старого здания. Руководил ею настоятель храма протоиерей Димитрий Будько. Все деревянные стены заменили кирпичными. В августе 1988 года, к тысячелетию крещения Руси, работы закончили. Храм засиял как пасхальное яичко. Конечно, если бы власти разрешили сделать его выше и просторнее, как настоятельно просили церковные руководители и архитекторы, он стал бы ещё прекраснее, но и нынешний его вид радует людей. В 1989 году на седьмом Всероссийском смотре лучших архитектурных произведений работа новосибирских зодчих, создавших новый облик Вознесенского собора, была удостоена высшей награды — Диплома первой степени и медали Союза архитекторов России.

В 1996 году по проекту архитектора Б. Захарова при соборе выстроили часовню в честь Всех Святых, в земле Сибирской просиявших. В 1998 году соорудили административный корпус. В следующем году, к 75–летию Новосибирской епархии, отреставрировали и заново вызолотили главный иконостас храма.

Несколько слов о колокольне: какой же собор без колокольного звона? Она здесь одноярусная, но просторная, шатровая, квадратная. В широких проёмах висят малые и средние колокола, а большой (340 кг) колокол — благовестный — определён в центре звонничной площадки. Три козырька, один над другим, возносясь к колокольне, создают впечатление выступающего входа.

Ныне Вознесенский собор — прекрасное каменное здание, расписанное внутри и замечательно украшенное снаружи. Таким образом, свершилась мечта его основателей, задумавших столетие назад возвести кирпичный храм: теперь у него надёжные каменные стены. У собора семь золочёных глав. Над входом с западной стороны вознесён крест. Возле храма всегда много народу, особенно в тёплую погоду. Рядом, в Нарымском сквере, гуляют мамаши с колясками, молодые пары, пенсионеры. Приезжие подолгу стоят возле него, с интересом входят внутрь.

новыйстеныместозданияцерковьдомагородаденьгимечтакладбищевидархитекторСибирьдостопримечательностиТОпроектОТ и ДОулицазданиедомадресреконструкцияработарукипраздникиЧеловек


234 просмотра
Николай ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Комментарии

Добавить комментарий

Правила комментирования