Бригантина в асфальтовом море

В истории Новосибирского Академического молодёжного театра «Глобус» важнейшим днём стал 30 октября 1984 года. В этот день коллектив театра получил новое прекрасное здание в центре Новосибирска. Строители вручили директору Нине Никульковой символический ключ, исполненный в форме парусного кораблика. И само здание также было построено в виде парусной бригантины, перед которой открываются все горизонты мира.

Символический ключ хранится в театре, а под зданием замурована капсула с посланием будущим поколениям — такова была мода того периода советского образа жизни. Что написано в послании, широкой публике неизвестно. Капсулу заложили в тот же день — 30 октября.
Заслуженный работник культуры России Нина Никулькова служила директором театра более двадцати лет: с 1958 по 1971 и затем с 1978 года по 1987–й. Во многом благодаря её стараниям и энергии у театра появилось собственное здание, построенное по оригинальному проекту. Возводилось оно долго, трудно, то и дело грозя перейти в долгострой. Достаточно сказать, что первый кирпич в основание был заложен ещё в 1965 году, но лишь с 1971 стройка вошла в активную фазу. Как раз в это время на улице Челюскинцев сдали в эксплуатацию новое здание цирка, и поэтому, возможно, у города появилась возможность сосредоточить на строительстве ТЮЗа дополнительные средства и силы.

Работы осуществляло СУ–23 Стройтреста №30 Главновосибирскстроя. Авторами проекта стали архитекторы А. Сабиров и М. Стародубов, а также инженеры Г. Родиков и В. Рождественский. Они значительно улучшили обычный план театра с одним залом, применив глубинную портальную авансцену, выдвинутую далеко в зрительный зал. Собственные «карманы» способствуют её интенсивному использованию. Портальная сцена содержит два вращающихся диска стандартного для театра диаметра. Они могут вращаться с разными скоростями и в разных направлениях. Естественно, это обогащает сценографические возможности спектаклей. Известен факт, что перед премьерой спектакля «Бульвар Преступлений» для установления нужной скорости вращения кольца и круга театр пригласил двести курсантов — в качестве движущей силы.
Общая композиция здания зависела от главного формообразующего элемента — сценической коробки. Создатели придали ей нестандартную форму, что сделало более сложным конструктивное решение.

Сборка покрытия началась весной 1977 года, но продвигалась медленно, в том числе и по причине задержек поставок железобетонных плит. Эти плиты изготовлялись индивидуально, ведь поверхность не содержала ни одного повторяющегося типоразмера. Площадь покрытия составляет около двух тысяч квадратных метров. Трёхмерная пространственная тросовая система образует сложную геометрическую поверхность, так как примыкает к различным по характеру контурам.
Патриарх новосибирской архитектуры Сергей Баландин раскритиковал создателей проекта театра в книге о градостроительстве Новосибирска: «Усложнив конструкции покрытия, авторы не справились с эстетикой композиции здания, в котором во внешней форме не чувствуется объём зрительного зала из–за «провала» вантового покрытия за парапет ограждающей стены зрительской части сооружения. Она, в свою очередь, со стороны главного фасада неорганично связывается с объёмом сценической коробки.
В отделке экстерьера театра не оправдано авторское увлечение мрамором, который применён и там, где его трудно осознать. Например, на высоко поднятой сценической коробке. Эта отделка, по–видимому, не будет долговечной, так как здание расположено на пересечении транспортных магистралей, поэтому в воздухе большое содержание кислотности, что губительно для мрамора».
Книга вышла в свет в 1986 году, вскоре после окончания стройки. Как бы то ни было, здание «Глобуса» получило оригинальный, неповторимый профиль и узнаётся с любой точки обзора. И на него приятно смотреть.

В 1978 году трест «Отделстрой» начал облицовку сценической коробки светло–серым мрамором из Саяно–Шушенского месторождения. Одновременно бетонировали консольный опорный контур и парапет длиной 230 метров.
Композиция интерьеров театра очень интересна. В строении вестибюля и фойе прослеживается их соподчинённость зрительному залу — через систему лестниц и раздвижную перегородку, соединяющую фойе и верхний контур зрительского амфитеатра. Внутренние декоративные элементы театра создавали художники–монументалисты В. Сокол и Ю. Катаев.
В 1989 году проект здания получил Серебряную медаль ВДНХ СССР. Заслуженный архитектор РФ Анатолий Сабиров в 2009 году награждён премией Новосибирска имени Севастьянова в области архитектуры и градостроительства.
Говоря о здании, нельзя не сказать и о самом театре.
Первый детский в Сибири
Датой рождения нашего театра юных зрителей считают 4 апреля 1930 года: в этот день из Ленинграда в Новосибирск прибыла первая группа артистов для создания детского театра. Их было пять человек. Они, конечно, были романтиками. Однако спустя три месяца романтики совершили, казалось бы, невозможное — открыли Западно–Сибирский краевой театр юных зрителей, ставший первым стационарным театром нашего города. И первым детским театром Сибири.

10 июля 1930 года новосибирцы увидели спектакль «Тимошкин рудник» в постановке В. Стратилатова. Это была первая реалистическая пьеса (автор Л. Макарьев) о социалистической действительности с героем–подростком. Помещение? Артисты приспособили под театр здание клуба «Молодые ленинцы», переоборудовав его собственными руками. Позднее это здание станет известно в городе как кинотеатр «Пионер» (улица Горького, 52). То, что Новосибирский ТЮЗ оказался нужен детям, любим ими, подтверждали полные залы, аплодисменты, восторженные отзывы юных зрителей.

В 1935 году в театр пришли самые маленькие новосибирцы: в ТЮЗе поставили для них сказку «Конёк–Горбунок». Премьера совпала с переездом в новое здание — Дом Ленина. Уже этот факт говорит о том, как важен и популярен был ТЮЗ в те годы: ведь случайному коллективу такое здание бы не отдали. И хотя строился Дом Ленина не как театр, ТЮЗ провёл в нём почти полвека, пока не получил собственное, специально для него построенное здание.
За «Коньком–Горбунком» последовали другие сказочные спектакли: «Синяя птица», «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Снежная королева».
Во второй половине тридцатых годов для детского театра писали мэтры советской литературы: Алексей Толстой, Валентин Катаев, Константин Паустовский, многие другие. Их лучшие произведения ставились на сцене нашего ТЮЗа.
Осенью 1942 года театр переезжает в Анжеро–Судженск, где работает 18 месяцев. Свою площадку в Доме Ленина он на это время предоставил эвакуированному из Ленинграда Новому театру юных зрителей. Ведь связи между Ленинградом и Новосибирском никогда не рвались. Наши артисты играли в залах госпиталей, в шахтёрских клубах. Почти весь мужской состав труппы ушёл на фронт, она пополнялась эвакуированными актёрами.
С 1960 по 1971 год ТЮЗ возглавлял народный артист России Владимир Кузьмин. Он ввёл в репертуар классику — Шекспира, Шиллера, Чехова, Горького, Островского, давая актёрам возможность решать самые сложные творческие задачи.
В 1969 году ТЮЗ был награждён за особые заслуги в развитии искусства орденом «Знак Почёта». Кузьмин ушёл главным режиссёром в «Красный факел», а его место занял Лев Белов. Он служил главным режиссёром ТЮЗА с 1971 по 1987 год. Его сильной стороной была публицистичность. Но по–прежнему на сцене шла классика — «Недоросль» Фонвизина, «Виндзорские насмешницы» Шекспира, «Ревизор» Гоголя... Кстати, именно «Ревизор» 22 января 1985 года откроет новую главу в жизни ТЮЗа — на сцене нового, теперь уже собственного здания.
В 1993 году Новосибирский театр юных зрителей принял новую художественную программу. С этого времени он — Новосибирский молодёжный театр «Глобус». Это название шекспировского театра, конечно же, не случайно выбрано коллективом ТЮЗа. Его модель — гармоничное сочетание яркого эксперимента с классическими традициями. Основным принципом художественной программы тех лет стали сказки мира для детей и подростков. Зрелищные музыкально–пластические спектакли–шоу ставились на большой сцене, а малая была отдана интеллектуальному театру.
Режиссеры разных школ и направлений работали в «Глобусе», реализуя свои замыслы. Особую роль в то время в жизни театра играла его директор Мария Ревякина — заслуженный работник культуры РФ, лауреат Государственной премии России в области литературы и искусства.
Ныне в труппе «Глобуса», по данным сайта театра, состоят 52 актёра, 5 из которых имеют звание «Заслуженный артист России». Главный режиссёр – Сергей Захарин, директор – Татьяна Любимова.
Ежегодно «Глобус» выпускает до десяти премьер. Спектакли репертуара идут на большой сцене (зрительный зал на 500 мест) и на малой (зал на 118 мест). Также театр осваивает нестандартные площадки для показов — спецпомещения.
Под весёлый шум фонтана
Территория вокруг «Глобуса» занята уютным сквером, в котором любят отдыхать и прогуливаться новосибирцы. Это ухоженный, аккуратный зелёный ландшафт. Внимание в первую очередь привлекают памятник Владимиру Высоцкому и аллея бардов. У Владимира Семёновича в Новосибирске очень много поклонников, и они всегда рады дружеской встрече у памятника великому поэту. Памятник появился в сквере 25 июля 2005 года. Постамент из белого мрамора стилизован в форме лезвия, на нём выгравирована цитата: «Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души».

На территории зелёной зоны вокруг театра есть ещё несколько скульптур, привлекающих любопытные взоры. Днём сквер удобен для прогулок с детьми. Здесь установлены стильные лавочки. Хотя театр находится на пересечении магистралей, транспортный шум и выхлопные газы не слишком досаждают гуляющим в сквере.
Когда выбирали место для строительства «Глобуса», учитывали разнообразные требования: он должен располагаться в центральной части города, иметь удобную транспортную и пешеходную доступность, но не около напряжённых автомобильных потоков. Участок зелёной зоны должен быть не менее 1,2 гектара. На этом месте пришлось снести несколько деревянных строений, однако капитальный четырёхэтажный дом оставили — пожалели.
В сквере возле «Глобуса» был открыт первый в городе цветомузыкальный фонтан к столетию Новосибирска — 3 июля 1993 года. Автор проекта — Леонид Зотов. По традиции фонтан в сквере у «Глобуса» начинает работать первым в сезоне. Всего же в городе насчитывается около 180 фонтанов. Свою работу они заканчивают обычно в конце сентября.
инженерысборкапервыйместоочередьзданиякомпозициянародныйдень рождениятеатротделкамодельгородасветкапсуласодержаниемореархитектормодаНовосибирскТОсооружения4премьерапроектОТ и ДОулицаработникстроителизданиепамятникдомкнигаЧеловекновоестеныкотКирпичЛевключ
63 просмотра

Комментарии