Челюскинцы – герои, но Меженинова-то зачем обидели?

На карте 1906 года хорошо видно улицу Межениновскую — нынешнюю улицу Челюскинцев. Новенький, с иголочки, пароход «Челюскин» должен был за одну навигацию пройти по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток, но в феврале 1934 года был раздавлен льдами в Чукотском море. За судьбой участников рейса следили в каждой советской семье. Страна учёных, страна героев!
Два месяца провели члены экспедиции на льдине. Лётчики, спасшие челюскинцев, первыми в СССР получили звание Героев Советского Союза. Через всю Сибирь на поезде они ехали в Москву, и на каждой станции люди сходили с ума (в том числе и в Новосибирске челюскинцам организовали приём по высшему классу).

Замечательно — переименуйте в память о легендарном событии любую улицу с нейтральным названием. Их в Новосибирске до сих пор больше, чем надо: от «анодных» и «катодных» в висках звенит. Нет же, переименовали улицу Межениновскую! В Екатеринбурге, кстати, тоже есть улица Челюскинцев — так она бывшая Северная.

А Николай Меженинов (1838-1915) — не чужой нашему городу человек. Его участие в рождении некоронованной столицы Сибири бесспорно. Ведь в начале не существовало и мысли о строительстве единой стальной дороги от Урала до Владивостока: предполагали сооружать водно–железнодорожный путь. Изыскательские работы велись на трёх участках: Томск — Иркутск, Байкал — Сретенск, Владивосток — Буссе (на реке Уссури). Николай Павлович возглавлял работы на Средне–Сибирском участке, и конкретно он, а не кто–либо другой обосновал целесообразность сооружения сплошной железной дороги от Челябинска до Владивостока. И убедил в этом министров и царя. А когда заговорили, что с целью удешевления нужно прокладывать узкоколейку, опять же Меженинов доказал необходимость строить настоящую, широкую дорогу.

Вместе с губернатором Германом Тобизеном и коллегами–путейцами он заложил первый камень в правобережные устои железнодорожного моста через Обь — 20 июля 1894 года. Это он, Николай Павлович, строил причал и пристань для доставки грузов по реке, станцию Обь, он возглавлял комитет по возведению храма Александра Невского. Этот комитет, в частности, выбрал площадку для храма, собирал средства. Весь огромный участок Транссиба — от правого берега Оби до Иркутска — находился под началом человека, именем которого более тридцати лет называлась в нашем городе одна из центральных улиц.
Но вот спасли челюскинцев, и советские власти решили: а зачем нам герои буржуазной эпохи? Заменим их своими...

В честь Меженинова названа станция Межениновка Томской ветви Западно-Сибирской железной дороги. Возвращать улице Челюскинцев прежнее имя вряд ли теперь имеет смысл, но увековечить память о каждом из отцов–основателей нашего города было бы хорошо и правильно...
первыйгородалюдикаменьморепамятьСибирьТомскТОсооруженияОТ и ДООбьулицастранастанциядорогиЧеловек
11 просмотров

Комментарии