Скатерть-самобранка: почему этот добрый сказочный предмет на самом деле символизировал смерть
Волшебный предмет, который в любом месте и в любое время кормит своего хозяина, встречается во многих европейских легендах; где-то это магический стол или котелок, в античных мифах — рог изобилия, ну а в русских сказках - скатерть-самобранка. После произнесения заклинания она сама расстилается и выставляет на свою поверхность всевозможные яства, а после трапезы — всё убирает обратно и складывается. Откуда же в национальном фольклоре появилось это чудо?
Желание облегчить жизнь
Во многих народных сказаниях есть волшебные вещи, которые сами всё делают для своего хозяина - печка Емели возит его в лежачем положении, сапоги-скороходы и ковры-самолёты помогают быстро преодолеть расстояния, шапка-невидимка даёт возможность спрятаться, ну а скатерть-самобранка — есть вдоволь и не убирать за собой. То есть это предметы, позволяющие облегчить тяжёлые жизненные условия. И ведь именно желание изобрести что-то для помощи в быту дала современному человечеству электронные печи, стиральные и посудомоечные машины, автомобили и самолёты.
Возможно, скатерть-самобранка в русских сказках именно мечта об облегчённой крестьянской жизни, где не надо с рассвета до заката работать в поле, копать, косить, молотить, молоть, а затем ещё часами стоять у печи - и всё это только для того, чтобы получить каравай хлеба. И всё-таки народные сказания существуют для того, чтобы потомки смогли осознать глубинную суть человеческой жизни.
Справедливая награда
Во всех сказках, где появляется скатерть-самобранка, высшие силы передают её в дар нищему, незаслуженно обиженному, страдающему человеку. И как правило этот волшебный предмет спасает героя от голода, но всё равно вскоре становится добычей злых и алчных людей.
Вот только получив скатерть-самобранку обманом и хитростью долго ею обладать не придётся. За такой проступок всегда последует суровая расплата, ведь волшебный дар предназначен только в качестве награды за труд из последних сил, который из-за стихийных причин оказался напрасным.
Здесь прослеживаются традиционные крестьянские опасения, связанные с неурожаем по независящим причинам: явлениями непогоды и набегами врагов. И сказка как бы передаёт крестьянину успокоение: высшие силы позаботятся о честных тружениках и не дадут умереть с голоду. Если придёт беда, всё равно на столе у них будет хлеб и соль, не случайно во многих историях эту волшебную скатерть ещё называют хлебосольной.
Таким образом, в национальном фольклоре подтверждается закон вселенской справедливости: добро всегда побеждает, а зло обязательно будет наказано. А ещё звучит поучительный мотив: несмотря ни на что нужно работать, никогда не отчаиваться и верить в то, что высшие силы помогут.
Смерть, как избавление от невзгод
Образ скатерти-самобранки — источника вечного изобилия еды, которой раньше герой никогда не видел, некоторые исследователи народного творчества связывают с царством мёртвых. Только там, согласно мифологическому представлению, возможны самые разные блага в неограниченном количестве, если, конечно, человек заслужил этот рай тяжёлой и праведной жизнью.
Не зря волшебный дар в виде скатерти-самобранки герой в сказках всегда получает от потусторонних сил, к тому же в тот момент, когда совершается несчастье и грядёт неминуемый голод. Иными словами, небеса посылают обездоленному человеку избавление от невзгод - и он наконец может вдоволь поесть и отдохнуть.
Ну а крестьяне всегда считали, что отдохнуть от своих бесконечных трудов они могут только на том свете. Таким образом, получив волшебный предмет, способный утолить смертельный голод, герой, незаметно переходит в царство мёртвых, где, в отличие от реальной жизни, справедливость - опять же, согласно мифологическому представлению - всегда торжествует, поэтому и у сказок как правило счастливый конец.
ЧеловектрудзаконхлебОТ и ДОсольрайТОмечтаавтомобилижизньневидимкавещи
777 просмотров
Комментарии