ОСАГО отвязали от техосмотра: как это работает, и что будет с ценами
С 22 августа вступил в силу закон, отменяющий обязательное проведение техосмотра для получения полиса ОСАГО. Согласно изменениям, из закона «О безопасности дорожного движения» исчезла следующая формулировка: «Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется только при условии проведения в отношении транспортного средства государственного технического осмотра или технического осмотра, проведение которого предусмотрено законодательством в области технического осмотра транспортных средств».
Почему техосмотр будет не обязательным для получения ОСАГО
Как объяснили авторы законопроекта и представители страхового сообщества, отвязать полис ОСАГО от прохождения техосмотра нужно было уже давно.
«Это заложено в самом законе, где полис ОСАГО определён как «публичный договор», то есть страховщики обязаны вне зависимости ни от каких факторов осуществить продажу полиса», — сообщили в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Также автомобилисты иногда придумывали хитрости, чтобы в любом случае оформить полис — покупали ОСАГО в последний день действия техосмотра, а дальше просто ездили без него.
По словам заместителя исполнительного директора РСА Сергея Ефремова, взаимозависимость ОСАГО и технического осмотра принесла слишком много проблем рынкам обязательной автогражданки и техосмотра. Также в РСА среди негативных факторов назвали проблему недобросовестных посредников, предлагавших водителям купить диагностическую карту для заключения договора ОСАГО без фактической проверки автомобиля.
Как в свою очередь рассказал Autonews.ru председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, одним из поводов для такой льготы действительно стал недостаток станций техобслуживания, что ставило автомобилистов в затруднительное положение. Также депутат уверен, что подавляющее количество водителей ответственно относятся к своим машинам и обслуживают их вне зависимости от необходимости получать диагностическую карту.
Что теперь нужно для оформления ОСАГО
Для оформления ОСАГО по предлагаемым правилам будет необходимо три документа: СТС или ПТС (ЭПТС), паспорт и водительские права, объяснил в беседе с Autonews.ru управляющий дирекции розничного страхования СК «Сбербанк страхование» Дмитрий Пурсанов. Эксперт уверен, что благодаря поправкам доступность покупки полиса ОСАГО возрастёт: страховщикам нужно будет проверять меньше данных, а автомобилистам понадобится меньше документов для оформления полиса.
«Диагностическая карта для заключения договора не потребуется: страховщики больше не будут обязаны проверять её наличие. При этом технический осмотр останется обязательным к прохождению: с марта 2022 года, согласно поправкам в КоАП, за его отсутствие водитель может быть оштрафован на 2 тысячи рублей», — напомнил Пурсанов.
Что будет со стоимостью ОСАГО для водителей без техосмотра
Стоимость полиса ОСАГО рассчитывается на основе определённых факторов: стажа водителя, возраста автомобилей и других параметров, напомнили в беседе с корреспондентом Autonews.ru в СК «Сбербанк страхование». Там не исключили, что наличие пройденного техосмотра страховщики всё-таки будут учитывать, оформляя ОСАГО.
«Сейчас факт наличия диагностической карты не влияет на цену. Предполагаем, что после исключения карты из перечня обязательных документов фактор её наличия или отсутствия может быть учтён страховщиками и повлиять на стоимость полиса», — сказал Пурсанов.
В свою очередь в РГС подтвердили, что каждая страховая компания сама будет определять для себя факторы риска: кто-то будет определять базовый тариф в зависимости от пройденного техосмотра, а кто-то — нет. «На цене полисов «Росгосстраха» отсутствие диагностической карты вряд ли отразится», — сказали Autonews.ru в компании.
Чем грозит отсутствие техосмотра в случае ДТП
В РСА объяснили, поскольку страховые компании, оформляя ОСАГО, страхуют ответственность автомобилиста перед третьим лицом, выплаты в рамках полиса будут произведены в любом случае. Там заверили, что после покрытия ущерба страховая компания не сможет применить правило регресса к виновнику ДТП, то есть не сможет потребовать с него возместить уплаченную потерпевшему сумму. Там уточнили, что регресс за отсутствие актуальной диагностической карты грозит только собственникам легкового такси, автобусов или грузовых автомобилей. Также в том, что страховщики не смогут применять регресс к тем, кто попал в ДТП без техосмотра, Autonews.ru заверил Анатолий Аксаков.
Однако в РГС Autonews.ru предупредили: окончательное решение о выставлении регресса каждая страховая компания будет принимать самостоятельно.
В свою очередь юрист в области автострахования Сергей Беляков предупредил автомобилистов: возможность купить ОСАГО без техосмотра не означает автоматической отмены самой процедуры технической проверки автомобиля.
«На данный момент для водителей принципиально ничего не изменилось, — заявил Беляков корреспонденту Autonews.ru. — Техосмотр никто не отменял, все предложения МВД о его переводе на необязательный формат пока остаются на уровне разговоров. И конечно страховые компании могут использовать эту ситуацию в своих целях. Как это будет, мы пока не знаем, всё заработает только с 22 августа. И только после этого мы будем понимать, какая сложится практика. До этого момента я настоятельно советую — проходите техосмотр, имейте при себе эту бумажку, чтобы в дальнейшем избежать куда более серьёзных проблем и вообще остаться должным страховщику за ремонт».
Беляков также напомнил о том, что об отмене штрафов за отсутствие техосмотра также не было никаких конкретных разговоров.
Кому нужно проходить техосмотр
С 1 марта 2021 г. заработали новые правила проведения техосмотра с учётом временных льгот, на которых настоял вице-премьер Михаил Мишустин. Части автомобилистов разрешили пока не проходить техосмотр, чтобы избежать повышенной нагрузки на операторов. Согласно постановлению правительства № 275 от 27 февраля 2021 года, диагностические карты, срок действия которых заканчивается в промежутке времени с 1 февраля по 30 сентября 2021 года, автоматически продлили на полгода.
Всем остальным придётся проходить техосмотр по новым правилам: с фотографированием автомобиля и занесением данных в автоматизированную систему ЕАИС ТО, за которую отвечает МВД. Это автовладельцы, у которых:
- срок действия диагностической карты истек до 1 февраля 2021 года;
- автомобиль достиг возраста четырёх лет и возникла предусмотренная законом обязанность получить первую для этого автомобиля диагностическую карту;
- владельцы автобусов и такси, которые должны, согласно закону о техосмотре, проходить техосмотр раз в полгода.
Чтобы выбрать действительный пункт техосмотра, участники рынка рекомендуют пользоваться сайтом Российского союза автостраховщиков (РСА): там указаны все аккредитованные пункты техосмотра с действующими сертификатами.
ДТПстраховщикиюристремонтДоговоравтовладельцыавтомобильводителькартыправилакомпаниякартавыплатызаконтаксистрахованиеОСАГОпаспортРСАОТ и ДОтехосмотрТОводительские правастоимостьКоАПправаМВДсроквладельцыполискупитьавтомобиль годаочередь
23332 просмотра
Комментарии