Тройка, семёрка, туз… На чём прогорел герой «Пиковой дамы»
В одном из самых известных своих произведений «Пиковая дама» наш великий поэт Александр Пушкин весь сюжет строит вокруг карточной игры Штосс, в которой и сам он многократно азартно пытался взять банк. Чаще, впрочем, проигрывал, причём довольно крупные суммы…
Развлечений в пушкинскую эпоху было, прямо скажем, не густо: театр, балы, охота, бильярд и, конечно, карты. Даже футбол ещё не придумали… Охоту поэт не любил, в бильярд играл без особого желания, но карты…
Страсть к банку! ни любовь свободы,
Ни Феб, ни дружба, ни пиры
Не отвлекли б в минувши годы
Меня от карточной игры…
В окончательную редакцию второй главы «Евгения Онегина» Пушкин эти строки так и не поставил, но он их написал! В карты он действительно играл страстно и яростно, проигрывался в пух, в плену азарта ставя на кон главы «Онегина» («не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать»), дуэльные пистолеты, забывая о назначенном свидании… Об этом как-нибудь в другой раз, сегодняшняя тема – Штосс и «Пиковая дама». Я коротко расскажу о правилах, а потом уже перейду к главной промашке героя драмы.
Игра давняя, сегодня почти забытая, хотя в казино до сих пор встречается. Имеет несколько названий: Штосс (от немецкого Stoss – шок), если соперников двое, то есть банкомёт и понтёр, Банк или Банк-стол, если понтёров несколько. В пушкинские времена эту игру чаще называли Фараон.
Правила предельно просты, особых умственных потуг не требуется, как, собственно, в подавляющем большинстве азартных игр. Нужна только удача, и вот она-то частенько обходила великого поэта стороной. «Не везёт в картах – повезёт в любви» - это определённо про Пушкина, потому как с любовными романами у него всё было в порядке, его замечательные вирши просто приводили светских дам в трепет...
Итак, к правилам...
ЧИСЛО ИГРОКОВ – от двух до десяти. Они разделяются на две категории: банкомёт и понтёры.
КОЛОДА. Две любые одинаковые колоды. В «Пиковой даме» колода была полной – 52 листа, от двойки до туза в четырёх мастях. Из одной колоды понтёр выбирает карту, на которую делает ставку, не показывая её до начала игры банкомёту. Из второй колоды банкомёт достаёт карты.
СТАВКА или КУШ. Перед началом игры обычно договариваются о размере минимальной ставки, которая называется начальным кушем. Понтёр делает ставку на какую-нибудь карту по своему выбору, которую он достаёт из своей колоды и кладёт на стол рубашкой вверх. После этого банкомёт должен уравнять ставку.
Если ставка понтёра намного превышает начальный куш, то банкомёт имеет право отказаться играть по такой завышенной ставке. Если понтёр не называет своей ставки, значит он согласен играть на начальный куш.
Метка, абцуг, лоб и соник
После выбора карты и назначения ставки понтёр особым образом снимает колоду банкомёта, разделяя ("подрезая") её картой на две части. После подрезки понтёр уже не имеет права изменить карту или ставку, банкомёт переворачивает колоду лицевой стороной вверх. Начинается метка – то есть банкомёт начинает метать карты.
Банкомёт сдвигает верхнюю карту на полкарты вправо таким образом, чтобы всем за столом отчётливо было видно первую и вторую карты. Эти карты называются лоб (первая) и соник (вторая). После обнаружения соника и лба понтёр открывает свою карту для сравнения с ними.
Если первая карта (лоб) совпадает по достоинству с картой понтёра, то ставку выигрывает банкомёт. Масть карты не имеет значения. В этом случае говорят, что банкомёт убил карту понтёра.
Если лоб не совпадает с картой понтёра, а соник совпадает, то выигравшим считается понтёр, говорят, что он угадал соника или выиграл соника.
Если ни лоб, ни соник не совпадают по достоинству с картой понтёра, банкомёт сбрасывает две первые карты на стол, сверяются с картой понтёра две следующие карты. Каждая пара карт называется абцугом. Метка продолжается, пока в колоде банкомёта не встретится наконец карта, совпадающая по достоинству с картой понтёра. Если эта карта будет третьей, пятой и т. д. – любой нечётной, выигрывает банкомёт. Если чётная карта – выигрывает понтёр.
При нескольких игроках условия остаются теми же: каждая карта, соответствующая карте одного из понтёров, считается выигравшей или битой в соответствии с правилами и не участвует более в игре.
Штосс мечется до тех пор, пока все ставки не будут сыграны.
Редко, но случается ситуация, когда совпадают лоб и соник, она называется плие. В этом случае выигравшим считается банкомёт.
Что же случилось в "Пиковой даме"?
Коротко суть. Главный герой – сын обрусевшего немца Германн, небогатый военный инженер. Он не решается играть в карты в компании, ибо не готов «жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее», однако охотно наблюдает за игрой. Его приятель Томский как-то рассказал за столом историю про свою бабушку, графиню Анну Федотовну, которая однажды в Париже проиграла в Штосс крупную сумму герцогу Орлеанскому. Муж не дал ей денег, и она обратилась к богачу Сен-Жермену с просьбой занять ей нужную сумму. Тот денег не дал, но сообщил графине тайну трёх карт, которые непременно приносили выигрыш, если ставить на них трижды подряд. Анна Федотовна воспользовалась советом и отыгралась полностью, но никому за минувшие 60 лет тайну трёх карт не раскрыла.
В общем, Германн не только поверил в эту легенду, но и решил непременно узнать у графини тайну, дабы выиграть крупную сумму. Он проник ночью в спальню старухи, но она… некстати умерла, так и не сообщив Германну три верные карты. Помог делу её призрак, явившийся к герою. Три заветные карты - тройка, семёрка, туз.
Германн решился-таки нарушить своё главное правило и рискнул всем своим состоянием в размере 47 тысяч ассигнациями. Он явился к известному банкомёту Чекалинскому и поставил всё на тройку: выиграл соника и не стал продолжать игру. Во второй вечер он поставил удвоенный капитал (94 тысячи) на семёрку – и снова выиграл соника! То бишь всё отлично сходилось! В третий вечер он поставил уже 188 тысяч на туза…
«... Направо легла дама, налево туз. — Туз выиграл! — сказал Германн и открыл свою карту. — Дама ваша убита, — сказал ласково Чекалинский. Германн вздрогнул: в самом деле, вместо туза у него стояла пиковая дама. Он не верил своим глазам, не понимая, как он мог так обдёрнуться. В эту минуту ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась...»
В общем, обмишурился Германн, подсказка-то верная была, но он вместо туза вытащил себе даму… Не удивительно, что опосля этого мужик свихнулся…
Охотакартыправилалюбовьстрастьигрыфутболкартаигры для компанииОТ и ДОТОставкиправаигратеатрбанкправила игры
1462 просмотра
Комментарии