Реверси на шахматной доске (Отелло)
Одна из лучших и умных игр на шахматной доске для двоих. Реверси очень близка по сути своей шахматам и шашкам.
Немного истории
В Большом энциклопедическом словаре есть такое определение:
РЕВЕРС (англ. reverse - от лат. revertor - поворачиваю назад, возвращаюсь) – 1) реверсивный механизм, служащий для изменения направления движения машины (или отдельных её элементов) на обратное; 2) оборотная сторона монеты или медали.
В сонме иных современных словарей сие понятие вовсе отсутствует. В более ранних нашёл:
РЕВЕРСИ (фр., от revers - наоборот). Карточная игра, в которой проигрывает тот, кто взял больше взяток (Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка, А. Чудинов, 1910).
Такая карточная игра действительно есть, ныне она благополучно забыта, хотя вполне годится для того, чтобы занять неискушённых в картах гостей. Объектом же сегодняшнего выпуска послужила иная игра – японская. И не карточная, а «шашечная». В неё, кстати, активно играют в интернете, есть электронная версия с одноимённым названием.
Будем считать, что в словарях её нет, а в жизни она есть. Кое-что я всё же нашёл про историю её создания. Вот что написано в книге А. Носовского «Японские логические игры»:
"История возникновения игры Отелло (реверси) не совсем ясна. Изобретателями реверси объявили себя сразу два англичанина - Льюис Ватерман, хозяин обувной фабрики в Бристоле, и Джон Моллет из Южного Кингстона в 1877 году. В конце 1880-х реверси была очень популярна в Англии, в 1889 году фирмой Джона Моллета была выпущена книга «Реверси и гобанг» с правилами этой интересной игры. В США она распространилась под названием «фэн миэн» (китайский друг), что указывает на возможные её китайские корни. А затем... её практически забыли.
Новое рождение игры произошло во второй половине ХХ века. В 1972 году японец Горо Хасэгава попросил своего отца Сиро, преподавателя литературы Токийского университета, придумать название для игры в «переворачиваемые камни», и тот предложил «Отелло», в честь героя бессмертного произведения Шекспира."
Добавлю, что в 1976 году лицензию у японцев приобрели Великобритания и США. С 1977 года регулярно проводятся чемпионаты мира. Не сказать, что шибко представительные, но… В первом, кстати, приняли участие представители пяти стран: Японии, Норвегии, Филиппин, США и Великобритании.
В настоящее время выпущено много компьютерных программ реверси, в том числе и для игры онлайн. Для компьютера эта игра является достаточно простой, хорошие программы без особого труда обыгрывают даже чемпионов среди людей. В 1997 году первое же подобное противостояние закончилось с унизительным для человека счётом 0:6. Скрупулезно подсчитано, что в этой игре существует всего-то порядка десяти в двадцать восьмой степени позиций и около десяти в пятьдесят восьмой степени возможных партий…
Такова прелюдия. Теперь о правилах.
Основные правила
Играть можно на шахматной доске. Специальная доска для Отелло вся светлая, но тоже квадрат восемь на восемь клеток. Используется комплект из 64 фишек. С одной стороны они белые, с другой - чёрные. Такие наборы можно найти только специализированных магазинах, в крайнем случае можно купить несколько комплектов шашек.
НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА: по четыре фишки располагаются в центре доски так, чтобы одинаковые по цвету стояли по диагонали. Первый ход делают чёрные. Далее ходят по очереди.
В свой ход игрок должен поставить свою шашку на одну из клеток доски таким образом, чтобы между ней и одной из имеющихся уже на доске фишек его цвета находился непрерывный ряд соперника (или хотя бы одна шашка) - горизонтальный, вертикальный или диагональный. Иными словами, надо закрыть непрерывный ряд шашек соперника своими. Все закрытые вражеские шашки становятся вовсе даже и не вражескими, а своими. Для этого достаточно их перевернуть (или заменить шашками своего цвета).
Если в результате одного хода закрывается более одного ряда фишек противника, то переворачиваются все фишки, будь то горизонталь, вертикаль или диагональ. Так что одним ходом, как вы понимаете, можно столько наворотить...
Если игрок имеет возможные ходы, он не может отказаться от хода. Бывает, впрочем, и так, что пойти некуда, закрыть «ворога» не получается. В этом случае ход передаётся сопернику.
Игра прекращается, когда на доску выставлены все фишки или когда ни один из соперников не может сделать ход. Самое время подсчитать шашки каждого цвета на доске. Выигрывает тот, кто выставил их больше. В случае равенства количества фишек засчитывается ничья. Впрочем, она случается крайне редко.
Основы стратегии
Партия точно так же делится на три части: дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Понятно, что количество возможных дебютов здесь не такое внушительное, как в шахматах. Серьёзные игроки знают их на несколько ходов вперёд. В принципе, играя часто, вы тоже приобретёте необходимый опыт, чтобы не проиграть много в самом начале, ибо потом можно и не отыграть фору.
Миттельшпиль, как и в шахматах - наиболее творческая часть игры. Именно тогда закладывается основа победы. И всё же многие, казалось бы, совершенно безнадёжные партии «вытягиваются» грамотно проведённым эндшпилем. Чем ближе концовка, тем тщательнее надо считать.
С опытом вы несомненно определите свою стратегию игры, на стадии же обучения усвойте первейшую задачу: постарайтесь захватить угловые клетки доски. Из них же невозможно выбить! Более продвинутой тактикой считается ограничение возможных ходов противника: создаётся позиция, в которой сопернику остаются только скверные для него ходы.
Варианты
АНТИРЕВЕРСИ. Отличается только тем, что выигрывает тот, у кого фишек в финале меньше. Как у шашек есть их антипод – поддавки.
С «ЧЁРНОЙ ДЫРОЙ». Одна из клеток доски (случайным образом выбирается до первого хода) помечается как «чёрная дыра». На неё нельзя сделать ход, она прерывает все ряды.
НА ДЕСЯТИКЛЕТОЧНОЙ ДОСКЕ. Доска больше, стало быть, вариантов и позиций тоже. Иных отличий нет.
СШАизменениякнигаправилаигрыисторияВеликобританияОТ и ДОТОкамнибелыемонетыДжондебютвариантыкупитьиграонлайнслужащийверсияпервыйновоецветаправила игры
914 просмотров
Комментарии