Скрабл (скраббл, скрэббл, Scrabble) - игра в слова
Классическая настольная игра, которую можно купить в специальных игровых отделах крупных супермаркетов. Она отлично подойдёт для развлечения небольшой компании из трёх-четырёх человек. Или для того, чтобы скоротать вечер в компании ваших детей, дабы оторвать их от смартфона или компьютера.
Скрабл популярен в десятках стран мира как замечательное интеллектуальное развлечение.
Краткая история
Игру придумал в начале 30-х годов прошлого века американский архитектор Альфред Баттс (Alfred Mosher Butts). На основе известной игры в слова и кроссворда, популярных в то время, Баттс решил создать игру, в которой сочетались бы элементы случайности и умение игрока максимально использовать имеющиеся возможности. Каждый участник вытягивает из мешочка семь косточек с буквами, с помощью которых пытается составить слова.
Для создания нужной системы Альфред тщательно изучил титульный лист одной из самых уважаемых в то время в США газеты "Нью-Йорк таймс", чтобы подсчитать, как часто использовалась в текстах та или иная буква алфавита. И на основе этих подсчётов сделал математическую модель игры, в которой участвует разное количество одинаковых букв, и каждая имеет свою цену в зависимости от сложности её использования при составлении слов.
Первоначально Баттс назвал игру Лексико (Lexiko), позже изменил название на Крисс Кросс Вёрдс (Criss Cross Words), но ему так и не удалось найти издателя. Разработчики игр, к которыми он обращался, не нашли идею коммерчески выгодной. В итоге Баттс продал права предпринимателю и любителю игр Джеймсу Бруно, который внёс несколько незначительных изменений в дизайн и переименовал игру в Скрэббл: именно так произносится английское название Scrabble. Однако у нас можно найти и другие варианты перевода - скрабл, сраббл, скрэбл. Дословный перевод этого слова - "рыться". С этого процесса начинается игра, когда каждый набирает себе набор костей с буквами из мешочка. Ну и в голове приходится рыться, дабы найти наиболее весомое по очкам слово.
Бруно активно включился в процесс производства и распространения нового развлечения. В 1948 году он зарегистрировал торговую марку и вместе с женой превратил заброшенную школу в Ньютауне в фабрику по производству настольных игр. В 1949 году они произвели 2400 комплектов, но при этом их бизнес ушёл в минус на 450 долларов. Семейка Бруно оказалась упорной - и игра постепенно ушла "в народ" и становилась год от года популярней. Сегодня только в Северной Америке каждый год продаётся от одного до двух миллионов копий, адаптированные к другим языкам версии продаются по всему миру, её выпускают на 31 языке. В США и некоторых странах Европы проводят регулярные чемпионаты для любителей этой игры.
Скрабл в России
У нас больше известна бюджетная версия под названием «Эрудит», появившаяся в 60-х годах прошлого века. Оригинальная настольная игра Скрабл на русском языке стала набирать популярность в постсоветский период. Сейчас существует даже общественная организация «Федерация Скрэббл России», проводящая свои турниры по всей стране.
Как в неё играть
В большой коробке вы найдёте правила игры, игровое поле 15 на 15 клеток, четыре подставки для фишек, мешочек со 104 квадратными костяшками с написанными на них буквами и их стоимостью.
Прежде чем приступить к игре, приготовьте лист бумаги и ручку для записи количества очков каждого участника. Запись ведёт кто-нибудь один.
Все костяшки с буквами надо ссыпать в мешочек и перемешать. Проведите жеребьёвку, чтобы определить место каждого за столом и очерёдность хода.
Каждый игрок кладёт перед собой подставку для костяшек, по очереди не глядя берёт из мешочка по семь костяшек и размещают их на подставке.
Цель игры - набрать как можно больше очков. Для этого нужно не просто составлять слова, но и с максимальной выгодой размещать их на поле, чтобы заработать больше. Каждый из игроков старается положить свои костяшки так, чтобы использовать бонусные клетки.
Базовая стратегия игры – составлять не столько длинные, сколько наиболее ценные слова – используя дорогие редкие буквы и бонусные поля. При этом по возможности затруднять составление выгодных слов соперникам.
При выкладывании необходимо соблюдать следующие условия:
1. Располагаться буквы должны строго по горизонтали или по вертикали, пересекаясь с уже выложенными.
2. Допускается наращивание одного слова так, чтобы получалось новое полноценное. Например, "кома" - "команда", "дом" - "домовой" и т. п. Нельзя прибавлять буквы к середине слова и иметь на выходе бессмыслицу. Например, нельзя оторвать от слова "рука" последние две буквы и получить "калач".
3. Нельзя сдвигать уже выложенные кости, чтобы, например, вставить букву "Ч" в ту же "руку", чтобы превратить её в "ручку".
4. Можно за один ход выкладывать два слова, если позволяет удачное соседство. Одно будет читаться сверху вниз, второе слева направо.
5. "Пустышка" заменяет любую букву. Её стоимость равна нулю.
6. Буквы можно наращивать с обеих сторон слова. Например, к слову "плот" можно добавить букву "О" впереди и получить "оплот" или три буквы сзади и получить "плотва".
7. Бонусные клетки срабатывают только в тот ход, когда на них ставится костяшка.
8. Если игроку удалось составить несколько слов за один ход, то он получает очки за каждое по основным правилам.
В спорных случаях (а таковых, поверьте, будет много) можно использовать словарь или смартфон для проверки. Но искать в каких-либо источниках слово во время хода нельзя.
Все соприкасающиеся по прямой костяшки должны составлять одно слово. Нельзя написать «каша», если после второй «а» стоит «п» от перпендикулярной «шляпы» – иначе выйдет «кашап».
Партия заканчивается, когда израсходованы все костяшки или участники больше не могут сделать ни одного хода.
Подсчёт очков
Система, по которой подсчитываются очки, кажется запутанной, но только на первый взгляд.
На каждой костяшке с буквой указана её стоимость – то есть сколько очков принесёт её использование.
Когда буквы не попадают на цветные клетки, то их стоимость просто суммируется. Например, короткое «эхо» принесёт 16 очков: 10+5+1. А восьмизначное «самосвал» – всего 13 очков: 2+1+2+1+2+2+1+2. Понятно, что на простых клетках много не заработаешь, а вот на бонусных...
Если костяшка попадает на светло-синюю клетку, то количество очков буквы умножается на два, если на тёмно-синюю – на три.
Если слово перекрывает светло-красное поле, то на два умножается не количество очков буквы а общая сумма за всё слово. Тёмно-красное поле – умножение на три.
Если слово попадает одновременно на несколько цветных клеток, то сначала умножается стоимость букв, потом всё суммируется, потом уже умножается вся сумма.
Тот, кому удалось за один ход использовать все свои семь костяшек, получает призовые 50 очков.
За один удачный ход можно набрать значительно больше сотни очков.
После окончания игры из общего счёта каждого участника вычитается стоимость всех букв, которые остались у него на руках. А если он использовал все свои костяшки, то к набранной в игре сумме ему прибавляется сумма штрафов соперников.
Обмен костяшек без хода
Случаются ситуации, когда имеющиеся на руках кости не позволяют сложить слово. В этом случае можно пропустить ход и обменять любое количество костяшек вслепую.
Пас и пропуск хода
Игрок может ничего не выложить и не менять кости, а просто сказать «пас». Он получает ноль очков, ход переходит к следующему. Когда все игроки по очереди сказали «пас» дважды, партия заканчивается.
Начало игры
Первое слово, с которого начинается игра, должен составить тот, кому выпадет жребий. Основное условие: минимум две использованные буквы и пересечение центральной клетки со звездочкой. Иногда правило усложняют: первое слово должно быть минимум из пяти букв или из двух слогов.
После этого игровое поле переходит в распоряжение следующего игрока – слова, которые он составит, должны пересекать или соприкасаться с начальным.
Как в любой словесной игре, можно использовать только существительные в именительном падеже единственного числа, никаких глаголов и прилагательных, никаких уменьшительных форм. Нельзя использовать имена собственные, сокращения, приставки, суффиксы, слова, пишущиеся через дефис или апостроф. Насчёт использования формы множественного числа лучше договориться заранее, чтобы не возникали споры.
Какие ещё бывают наборы
«Скрабл джуниор» – специально рассчитан на начинающих игроков в возрасте от 5 до 10 лет. На поле уже написаны слова – необходимо только выкладывать по ним фишки из тех, что на руках.
«Скрабл дорожный» несколько меньше по формату, чем базовый, его удобнее класть с собой в сумку. Основное отличие – пластиковое поле с ячейками, из которых кости не будут выпадать или съезжать.
«Скрабл. Неожиданные повороты». В нём нет поля и даже системы подсчёта очков, зато добавлены кости действия. Костяшки с буквами круглые и с выемкой сбоку. Можно выстраивать их в любом направлении - хоть по кругу, хоть справа налево. Задача – избавиться от всех своих букв, поэтому основная стратегия – составлять слова не с редкими буквами, а максимально длинные. Собственно, это расширенный вариант популярной некогда у нас игры "Балда".
Костяшки действия могут заставить отдать часть своих костяшек противнику, пропустить ход или даже вынудить продолжать не по, а против часовой стрелки.
СШАЧеловекправилаигрыкостисловадомпереводисторияигры для компанииОТ и ДОдизайн4ТОстоимостьсмартфонархитекторНью-ЙоркправаразвлечениявариантыочкикупитьмодельиграразвлечениеобменпопулярностьверсияместопервыйА77новоеправила игры
897 просмотров
Комментарии