Карточные игры при царском дворе
В России игральные карты появились в XVII в., вероятно, через Малороссию, где казаки иногда коротали за ними время в лагерях. В допетровской Руси игра в карты жестоко каралась. В Уложении Алексея Михайловича 1649 г. предписывалось с игроками поступать, «как писано о татех», то есть бить кнутом и рубить им руки и пальцы.
При Петре I руки и пальцы уже не рубили. Указом 1696 г. велено было обыскивать всех заподозренных в желании играть в карты, «и у кого карты вынут, бить кнутом». В 1717 г. игра в карты каралась только денежным штрафом.
При Анне Иоанновне в 1733 г. для профессиональных картёжников предусматривалось наказание тюрьмой или батогами (последние – для «подлых людей»).
В конце царствования Елизаветы Петровны (в 1761 г.) было введено различие между запрещёнными азартными и дозволенными коммерческими играми: «Позволяется употреблять игры в знатных дворянских домах; только ж не на большие, но на самые малые суммы денег, не для выигрыша, но единственно для препровождения времени».
Петр III заменил батоги и тюрьму денежным штрафом, причём штрафом наказывались только те игроки, которые играли на большие деньги или в долг.
Как мы видим, «картёжные» законодательные нормы постоянно смягчались – от узаконенного членовредительства до денежных штрафов, налагаемых только на профессиональных шулеров. Эта тенденция достаточно очевидна. Во-первых, карты превратились в общепринятую форму досуга для широкого круга людей. Во-вторых, грань, отделявшая азартные игры от досуговых, всегда была достаточно зыбкой. В-третьих, при императорском дворе тоже играли - и играли по-крупному.
Особенно крупно играли при дворе Екатерины II. Её многочисленные фавориты ставили огромные суммы, и это была самая настоящая коммерческая игра. Один из «отставных» фаворитов Екатерины II – С. Зорич, развлекаясь в своём Шкловском имении, практиковал карточную игру по-крупному, и к нему охотно съезжались знатные партнёры. А. Пушкин в «Пиковой даме» упоминает о Зориче как о знаменитом игроке. В Государственном Эрмитаже по сей день хранятся различные драгоценные фишки, которые использовались во время карточной игры.
Тем не менее и при Екатерине II издавались указы, связанные с картами. Например, сенатским указом были признаны азартными запрещёнными играми «банк», «фаро», «квинтич», а коммерческими – «ломбер», «кадрилия», «пикет», «контра», «панфил». В конце XIX в. к азартным играм были отнесены «штосс», «баккара», «виктория» и «макао» со всеми видоизменениями.
При этом в конце XVIII – начале XIX в. карточная игра «макао» была широко распространена при российском императорском дворе. Екатерина II во время дворцовых праздников и вечеринок предпочитала играть именно в «вист» и «макао». Кавалеры её партии несколько раз чередовались. При этом она периодически меняла партнёров, беседуя с ними на те или иные темы. Как правило при дворе в карты играли «на интерес». Это могли быть специальные золотые фишки или негранёные алмазы, иногда бриллианты и золотые червонцы. Перед игроками ставились ящички с камнями, либо счёт робберам вёлся на червонцы – тогда рядом с императрицей находился камер-паж с запасом империалов и червонцев для уплаты проигрыша императрицы. Играть с царственной особой в азартные игры было не только почётно, но и выгодно, поскольку монархи не всегда стремились к выигрышу. Их подчас солидные проигрыши были своеобразной формой материальной помощи тем или иным вельможам.
В карты играли все российские монархи, но «запойных» любителей азартных игр среди них не было. Так, Николай I, будучи еще великим князем и великосветским человеком, конечно, в карты играл. И, конечно, на деньги. Но при этом игроком он не был. В январе 1825 г., возвращаясь из Пруссии, великий князь Николай Павлович проиграл своим спутникам: графу Модену – 485 рублей ассигнациями, генералу Корсакову – 30 рублей и полковнику Турно – 17 рублей. Всего 532 рубля ассигнациями.
Играл Николай I и будучи императором, хотя карточный азарт, видимо, был ему совершенно чужд. Судя по записям в его бухгалтерских книгах, он регулярно проигрывал. В ноябре 1835 г. он пять раз сидел за карточным столом: 4 ноября (105 рублей), 9-го (45 рублей), 10-го (85 рублей), 22-го (65 рублей) и 24 ноября (90 рублей), проиграв 395 рублей ассигнациями. В декабре он проиграл еще 605 рублей.
Свои карточные проигрыши Николай I оплачивал из гардеробной суммы. По свидетельству того же М. Корфа, «проигрыш его рассылался по принадлежности на другой день, при напечатанных по однообразной форме записках министра императорского двора князя Волконского». Видимо, Николай I не получал особенного удовольствия ни от карточной игры, ни от своих проигрышей, и в последующие годы он полностью исключил эту статью расходов из своих гардеробных сумм.
Жена Николая I – императрица Александра Федоровна из всех карточных игр предпочитала «макао». Об этой игре она упоминала в своём альбоме. Во время «балов с мужиками» в Зимнем дворце она, показывая себя подданным, играла с министрами именно в эту игру.
В николаевскую эпоху карты использовали и для благотворительных лотерей. Эти лотереи как правило разыгрывались на приватных балах в Аничковом дворце, куда приглашали только своих. Для проведения лотереи из Английского магазина доставлялись различные заранее отобранные вещи. Они размещались на столах. Николай I садился за небольшой стол, на котором лежала колода карт, а под каждой вещью вместо номера также размещалась игральная карта. Гости «покупали» карты у царя, а затем он сам раздавал купленные вещи. Достаточно часто на этих лотереях разыгрывались действительно ценные предметы. Так, на одной из лотерей был продан портрет В. А. Жуковского, написанный К. Брюлловым.
Игральные карты-акварели художника Михая Зичи
Александр II, как уже говорилось выше, был страстным охотником. Ежегодно зимой, с одной и той же компанией в 15–20 человек, император отправлялся в охотничье хозяйство «Большое Лисино», находившееся в тридцати верстах от Павловска. Из Петербурга выезжали вечером на поезде, затем пересаживались на сани и на место прибывали уже глубокой ночью. Рано утром, после лёгкого завтрака, охотники отправлялись в лес. Там они становились «на номера». Как правило охота была серьёзной – на медведя. Охота – дело непредсказуемое, даже если она тщательно организована. На ней бывали и комические, и трагические случаи. Сюжетом для 52 карточных акварелей стали именно комические случаи. При этом художник ни разу не изобразил Александра II. Зато все его спутники, включая великих князей, запечатлены с добродушным юмором.
Как правило в карты начинали играть в поезде, чтобы скоротать время. И, конечно, играли на деньги. По-иному играть считалось неприличным, о чём сохранились мемуарные свидетельства. Один из егерей вспоминал: «Была назначена охота на медведя, довольно далеко от Петербурга, по Николаевской железной дороге. На станции, где должен был выйти государь, я дожидался прибытия его. Поезд плавно подъехал; обер-кондуктор подбежал к двери вагона, ухватился за ручку, но дверь не отворяется. Проходят две-три минуты ожидания. Оказалось, что его величество играл в карты, и делали расчёт. Дверь открылась, и я вижу стол с зелёным сукном и около стола – обер-егермейстера барона Ливена с мелком в руках, проверяющего счёт. Государь, проходя мимо стола к выходной двери, обернулся к барону и сказал: «Что же ты ещё считаешь?» – «Да что, государь, кажется, меня обсчитали». Государь улыбнулся и, сказав «не может быть», вышел на платформу». Судя по акварелям, в карты играли и после охоты.
Играли вечерами в карты и при дворе цесаревича Александра Александровича в Аничковом дворце: «Собирались тогда за круглым чайным столом, а потом рассаживались играть в карты. Цесаревич – со своими обычными партнёрами, остальные садились за стол цесаревны, до 12 обязательно играли в игру под названием loup».
Во второй половине XIX в. в карты на негранёные алмазы уже не играли. Играли на деньги. Иногда случались забавные истории. Так, граф С. Шереметев, не самый серьёзный игрок, когда приходило время расплачиваться за проигранную партию, «вынимал бумажки, которые словно нарочно оказывались до того засаленными, что цесаревич приходил в комическое негодование». Надо заметить, что это было мелким, но, тем не менее, нарушением сложившейся практики при карточных «императорских партиях». И когда Шереметев «вытащил полуразорванную в бумажной рамке» купюру, «явление небывалое за царской партией и при дворе», цесаревич отобрал её у графа и лично сжёг на свечке. Играла в карты и Мария Фёдоровна. Мемуаристы упоминают, что она «не прочь была даже азартных игр», при этом «государь этому вовсе не сочувствовал».
Николай II предпочитал домино и бильярд, но императрица Александра Фёдоровна в карты играла охотно. Мемуаристка упоминала, что «императрица была большой любительницей «альмы», но ей свойственна была маленькая, но простительная слабость: она не любила проигрывать».
Следует ещё раз подчеркнуть, что «запойных» игроков в императорской семье не было. Игроки имелись, однако зависимые – нет. В карты «на интерес» играли, конечно же, ради лёгкого адреналина. Однако за границей российские великие князья немало денег оставляли в казино Монте-Карло. Там игра шла подчас по-крупному, а казино, как известно, в проигрыше не бывают. Поэтому и на великих князьях периодически повисали весьма крупные карточные долги.
При Александре II традиция приватных карточных игр была продолжена. Один из мемуаристов, описывая весенний вечер 1863 г. в Большом Екатерининском дворце Царского Села, упоминал, что когда в Китайской комнате императрицы Марии Александровны для фрейлин читалось «Дворянское гнездо» Тургенева, Александр II садился за карточный стол «с обычными своими партнёрами».
Карточная игра как часть досуга при российском императорском дворе нашла отражение даже в изобразительном искусстве. Например, в коллекции Государственного Эрмитажа, в так называемом «Охотничьем альбоме» Александра II хранится уникальная колода из 52 карт. Карты стандартного размера (90х55 мм) являются 52 акварелями, на которых придворный художник Михай Зичи запечатлел различные сценки на тему придворной охоты. Причём сюжеты были взяты из реальных событий охотничьего сезона 1860 г.
вещиместобанкимператоргостиигракнязьномераявлениеденьгибриллиантынаказаниесанитенденцияпортретдолгиТО4пальцыОТ и ДОкарточные игрыкартахудожникигрыкартырукиЧеловекОхоталес
655 просмотров
Комментарии