Преферанс: культовая игра русской интеллигенции
Настоящий русский интеллигент обязательно должен прочитать «Мастера и Маргариту» Булгакова, «12 стульев» с «Золотым телёнком» Ильфа и Петрова и... уметь играть в преферанс. Если подкидного дурака можно считать поистине народным, ибо в него играют и стар, и млад, то преферанс – культовая игра русской, позже - советской интеллигенции, причём обоих полов. Сегодня она не менее популярна на всём постсоветском пространстве, теперь уже не только вживую, но и в различных компьютерных версиях и сетевых вариантах.
Любопытно, что на Западе её практически не знают, окромя, естественно, наших иммигрантов.
История
Игра появилась в России в первой половине XIX века, аккумулировав правила более ранних игр, в частности виста и бостона. Первый самоучитель преферанса был напечатан в московской Университетской типографии в 1841 году и назывался очень вычурно: «Карманная книжка для желающих в кратчайшее время научиться игре в преферанс, с показанием игр, ни в коем случае не проигрывающих, с изложением общих правил разыгрывания и таблицами расчётов».
Автор «Карманной книжки», равно как и несколько его последователей того времени, не имели чёткого представления, откуда пришла к нам эта игра, предполагая из-за названия возможные французские корни. Между тем сами французы, выдавшие на-гора множество замечательных карточных игр (упомяну хотя бы пикет и безик), своё родство с преферансом не находят. Название ничего толком не проясняет, ибо в тогдашнем русском аристократическом обществе было просто принято и модно изъясняться на французском.
Само слово preference означает «предпочтение», «преимущество». А в более раннем (1809 г.) описании модной в то время игры ломбер (сейчас она напрочь забыта, остался разве что термин «ломберный столик») говорится: «Преферансом называется та масть, в которой в козырях самая первая игра сыграна была. Сия масть то имеет преимущество, что игрок в простых игроку в преферансах, равную игру с ним играющему, завсегда уступать должен».
В продолжение приведу ещё цитату из вышеупомянутой «Карманной книжки»: «В нынешнем преферансе считается самой младшей мастью пики, за ними следуют трефы, потом бубны и наконец самая старшая - червы, называемая собственно преферанс (преимущество, старшинство)». Вот, видимо, где и зарыта собака. А игра, стало быть, родилась в России.
«Мода ввела во всеобщее употребление игру преферанс и заменила ею и однообразный вист, и слишком расчётливый бостон». Цитата - из того же «Кармана».
Основные правила
ЧИСЛО ИГРОКОВ: двое, трое или четверо. При игре вчетвером сдающий не участвует в розыгрыше. Возможна игра впятером, но такой вариант малопривлекателен, ибо в этом случае не участвуют в розыгрыше двое: сдающий и ожидающий очереди сдавать.
КОЛОДА: 32 листа, Т (старший), К, Д, В, 10, 9, 8, 7. Старшинство мастей, которое имеет значение при торговле и заказе игры (контракта): пика (младшая), трефа, бубна, черва. Оптимально использовать для игры две колоды с разными рубашками. Пока один сдаёт, сидящий справа от него при игре втроём тасует вторую колоду и кладёт её справа от себя для следующей сдачи. При игре вчетвером вторую колоду тасует игрок, сидящий напротив дилера, и также кладёт её справа от себя.
ПУЛЯ (ПУЛЬКА). Система записи в преферансе особая. На стандартном листе бумаги рисуется таблица, которая, собственно, и называется пуля. Для четверых она выглядит примерно так:
Я условно обозначил игроков сторонами света. Чтобы нарисовать пулю для троих, уберите сектор Восток, сделав соседями Север и Юг - и вся недолга. Что и куда записывать, расскажу позже.
ВИДЫ КОНТРАКТОВ. В преферансе существует шесть контрактов, каждый из которых имеет свою стоимость в очках. Перечислю их по старшинству:
1. Шестерная игра в любой масти. Младший вид контракта, при котором игрок заказывает козырную масть (или игру без козыря) и обязуется выиграть не менее шести взяток. Оценивается в два очка.
2. Семерная. Соответственно, надо брать не менее семи взяток. 4 очка.
3. Восьмерная - 6 очков.
4. Девятерная - 8 очков.
5. Мизер. Играющий обязуется не взять ни одной взятки в розыгрыше. 10 очков.
6. Десятерная - 10 очков.
Очки записываются в пулю при выполненном контракте или вдвойне в гору при подсаде.
СДАЧА. Места за столом и первого сдающего надлежит определить жребием. Для этого игроки в произвольном порядке садятся за стол, кто-нибудь берёт колоду, обязательно даёт сдвинуть её соседу справа и вскрывает каждому по одной карте. Тот, у кого вскрылась старшая (следует учитывать не только номинал, но и старшинство масти в случае равенства номиналов), выбирает себе место за столом, остальные садятся от него по часовой стрелке в зависимости от старшинства их карт.
Дилер обязательно даёт сдвинуть колоду сидящему справа сопернику, после чего начинает сдачу. Колода раздаётся полностью по две карты на троих по часовой стрелке, начиная с игрока слева от сдающего. При этом две любые карты, кроме первых и последних, в процессе сдачи кладутся отдельно в прикуп. При игре вчетвером дилер не принимает участие в розыгрыше кона, но и не имеет права смотреть прикуп. Если у вас серьёзная игра, это может спровоцировать чьё-либо недоверие.
Торговля
Это следующий этап после раздачи. Идёт борьба за обладание прикупом и за право сделать заказ. Первый ход и первое слово в торговле всегда принадлежат игроку слева от дилера. Он вправе сказать «пас», если не видит перспектив взять в ходе розыгрыша минимум шесть взяток. Если таковые, по его мнению, есть, он может сказать: «Раз», «Пики» («Пика») или «Шесть пик». Это, собственно, одно и то же и означает тот факт, что игрок берёт на себя обязательство взять не меньше шести взяток на любых козырях, которые закажет. Названная масть в данном заказе вовсе не означает, что играть он будет непременно на пиках, просто это наименьший контракт, с которого начинается торговля.
Каждый следующий по часовой стрелке игрок может как спасовать, если у него неважная карта, так и поучаствовать в торговле. Если она была открыта, то следует говорить: «Шесть треф», «Трефа» или просто «Два». Это следующий заказ по старшинству, он имеет единственное ограничение – нельзя играть шестерную на пиках. Спасовавший не имеет права участвовать в дальнейшей торговле.
Принцип торговли простой: чем выше заказ, тем больше ограничений. Иерархическая лестница заказов выстраивается по старшинству мастей. Следующими за трефой будут бубна («три») и черва («четыре»). Прежде чем перейти к торговле на уровне семерных игр, можно сказать: «Шесть без козыря» или просто «Бескозырка». Это высший заказ на каждом уровне (семь без козыря, восемь без козыря и т. д.).
Если после первых двух заказов в процессе торговли третий спасовал, то следующий за ним может не повышать заявку, а сказать: «Здесь» или «Мои». Например, первый круг торговли: «раз» – «два» – «пас». Игрок на первой руке может продолжить торговлю словом «здесь», отдавая инициативу повышения заказа сопернику. Иногда это бывает полезно. Но игрок, который сидит не через пасующего, не имеет право говорить «здесь».
Торговля ведётся последовательно, по шагам. Единственная игра, которую надо заявить сразу, вне рамок иерархической лестницы, это мизер. Его надо объявить в первом круге торговли. Это вовсе не означает, что можно сразу брать прикуп, ибо выше мизера любая девятерная или десятерная игра. Впрочем, во многих компаниях, если заказ мизера в торговле перебивается девятерной, можно ещё сказать: «Мизер без прикупа». Эту заявку перебивает девятерная без прикупа или десятерная игра.
Некоторые не выделяют мизер из иерархической лестницы заказов и оставляют право за выигравшим торговлю, скажем, на заявке «семь пик» после взятия прикупа заказать мизер.
В преферансе вообще очень много нюансов в правилах, их желательно обговорить до первой сдачи. В том случае, если спорная ситуация возникла в процессе игры, разрешите её большинством голосов и запишите где-нибудь, дабы не забыть в дальнейшем, если вы ещё будете расписывать пульку этой же компанией.
КСТАТИ, стандартное ударение в слове «мизер» на первый слог, но многие любители этой славной игры используют слэнговый вариант с ударением на второй слог, причём буква «Е» произносится как «Э» - мизЭр.
Заказ
После того как двое спасовали, выигравший торговлю вскрывает прикуп и берёт его на руку. Скинув две ненужные, по его мнению, карты, не показывая, он делает окончательный заказ не ниже того, на котором выиграл торговлю. Два его противника по очереди по часовой стрелке от него должны сказать: «Вист» или «Пас». Последнее означает, что игрок не берёт на себя обязательств брать взятки в этом розыгрыше. Вистующий берёт на себя такие обязательства и записывает висты на играющего за все взятки, которые тот отдаст. Но при этом рискует получить штрафные очки в гору в том случае, если возьмёт меньше определённого минимума в каждой игре.
Если вистует один из двоих, он вправе предложить пасующему сыграть всветлую, то есть оба открывают карты и принимают совместные решения для ведения розыгрыша. В спорных ситуациях решающее слово, естественно, принадлежит вистующему. Если первый ход принадлежит играющему, то раскладываются после этого первого хода. Но бывают ситуации, когда вистующему не хочется «светить» свои карты, тогда он принимает решение играть втёмную. Нередко от этого решения в розыгрыше зависит многое.
При шестерной игре вистующие обязаны взять не менее четырёх взяток. Если вистуют оба, каждый записывает висты на играющего за каждую свою взятку. Если посадили играющего – в этом случае кроме очков за взятки вистующие записывают ещё висты за каждую недобранную взятку (это называется консоляция). Играющий пишет в гору за каждую недобранную взятку вдвойне. Если же вистующие взяли меньше положенного, то в гору за каждую недобранную взятку пишет тот, кому не хватило (если оба вистовали).
Существует два варианта записи вистов: ответственный вист, когда за недобор вистующий пишет в гору столько же, сколько играющий, и полуответственный, когда вистующий при недоборе пишет в гору вдвое меньше, чем играющий.
При семерной игре на вистах надо взять не менее двух взяток. При восьмерной и девятерной – не менее одной.
Десятерная игра обычно не вистуется, а проверяется. Если возможен вариант «подсада», то играющий записывает штрафные очки в гору, а его соперники пишут консоляцию за подсад.
В некоторых компаниях десятерная не проверяется. Если есть желание вистовать – пожалуйста. В этом случае на висте надо взять минимум одну взятку, не получилось – пиши в гору.
При ремизе играющего в том случае, если вистовал один, существует два варианта записи:
- Джентльменский вист. Все висты за взятки и подсад пишутся на играющего пополам между вистующим и пасующим.
- Жлобский вист. Пасующий пишет только за подсад.
Частая ситуация: после заказа первый после играющего пасует, у второго тоже особой уверенности в том, что он возьмёт своё на вистах, нет. На шестерной игре он может согласиться на две взятки без игры, на семерной – на одну. Но при этом первый спасовавший имеет право вернуть вист и продолжить игру в качестве вистующего, его партнёр в этом случае становится пасующим. И висты, кстати, даже при джентльменском висте пишет только за подсад играющего.
СТАЛИНГРАД. Очень распространённый вариант. При контракте играющего «шесть пик» обязаны вистовать оба противника. В некоторых компаниях, впрочем, игнорируют это правило.
УХОД БЕЗ ТРЁХ. Вариант, при котором играющий может отказаться играть и записывает себе штраф в гору за три недобранные взятки. Висты в этом случае не пишутся. Опять же, в некоторых компаниях это правило игнорируется.
Розыгрыш
Первым кладёт одну карту игрок слева от сдающего. Остальные строго по часовой стрелке обязаны выложить по карте в масть заходчика. При отсутствии требуемой масти обязательно следует бить козырем, при отсутствии козырей можно сбрасывать любую карту. Взятку берёт старшая карта. Далее ходит тот, чья взятка.
Задача играющего – выполнить свой контракт и по возможности отдать меньше взяток. Задача вистующих – выдавить из играющего максимально возможное число взяток, а по возможности и подсадить его. Они вдвоём играют против него и должны даже при игре втёмную стараться создать ему максимальные трудности, не жадничая и не перебивая без нужды взятки друг у друга (это тупо выгодно с коммерческой точки зрения).
При первом ходе играющего раскладываться надлежит после этого хода.
Распасовка (распасы)
Если в процессе торговли все спасовали, играется распасовка (или распасы). То есть в розыгрыше каждый старается получить меньше взяток. Каждая взятка тоже оценивается в очках, которые записываются в гору. Но стоимость в каждой разновидности преферанса своя, поэтому об этом расскажу в соответствующем разделе.
Прикуп на распасовке при игре втроём открывается по одной с верхней карты, просто показывая масть хода. После розыгрыша карт прикупа первый ход делает игрок слева от сдающего вне зависимости от того, кто получил последнюю взятку.
При игре вчетвером карты прикупа принадлежат сдатчику и участвуют в игре. Их также надо вскрыть по одной с верхней карты. Сдающий пишет и в гору, и в пулю на общих основаниях. В некоторых компаниях ему не записываются очки в пулю при отсутствии взяток, что в общем справедливо, учитывая, что он играет на двух картах, а остальные на десяти.
ЦЕЛЬ ИГРЫ можно определить так: использовать свои карты в каждой сдаче с наибольшей эффективностью, то есть постараться набрать наибольшее количество вистов. Играют обычно или по времени, или до определённого количества очков в пуле.
Игра втёмную
Вариантов заказов два: «пас втёмную», то есть не поднимая карты (этот заказ называется «бомба»), и игра («раз», «два» и т. д.) втёмную. В первом случае, если остальные два соперника тоже спасуют, играется распасовка, причём заказавший «пас втёмную» пишет вдвойне за каждую взятку, в отличие от оппонентов. Считается, что он при этом заработал «бомбу». Сей факт как-то отмечается в записях. Некоторые рисуют букву «б», некоторые ставят птичку – чтобы не забыть. Первая реализованная игра тоже потом записывается вдвойне (и висты на ней, понятное дело, тоже вдвойне).
Сам заказ достаточно рискованный, ибо можно и на распасовке много набрать, и жалко будет тратить «бомбу» на шестерную игру, и сесть можно («бомба» при этом не считается сыгранной, так что сесть можно несколько раз). Тут уж как повезёт... При сыгранной «бомбе» буква «б» или птичка попросту зачёркивается.
Если «пас втёмную» говорится не на последней руке, то его можно перебить семерной игрой. При этом «бомбист» теряет право участвовать в дальнейшей торговле.
Заказанная втёмную игра и висты также записывается вдвойне. На любой шестерной втёмную оба соперника обязаны вистовать. При заказе более высоких игр можно как вистовать, так и пасовать. Перебивается тёмный заказ также семерной игрой. Но при этом тот, кто играл втёмную, может посмотреть свои карты и принять участие в дальнейшей торговле.
Не во всех компаниях практикуется игра втёмную, об этом стоит договориться заранее.
Вот, собственно, все основные правила. Варианты преферанса (а их довольно много) отличаются только подходами к записи. Я расскажу, чем отличаются три наиболее распространённых версии: Сочинка, Ленинградка и Московская пулька (или Ростов).
Сочинка
Один из самых популярных вариантов. Если вы только осваиваете игру – это то, что надо.
Все записи в пулю можно представить следующей таблицей:
Висты за консоляцию (премию за подсад играющего) за каждую недобранную взятку записывают оба соперника и добавляют к вистам за взятки.
Вист жлобский. При подсаде играющего пасующий пишет только висты за консоляцию, а вистующий – ещё и за все взятки, которые набрали оба обороняющихся игрока.
РАСПАСОВКА. Это один из основных отличительных элементов каждой разновидности префа. В сочинке обычно играют прогрессирующую распасовку. Это значит, что после первой распасовки каждый записывает по одному очку в гору за каждую взятку. В следующей сдаче надо заказывать уже игру не менее семерной. Если вновь никто на игру не решился, то каждая взятка оценивается уже в два очка. В каждой последующей распасовке стоимость взятки увеличивается до трёх очков. «Закрут» длится до тех пор, пока кто-нибудь не сыграет минимум семерную игру.
Несыгранная семерная не выводит из «закрута». Сыгранный или несыгранный мизер не выводит из «закрута».
За ноль взяток на распасовке игрок записывает в пулю стоимость одной взятки.
ОКОНЧАНИЕ ПАРТИИ И РАСЧЁТ ПУЛИ. Перед первой сдачей оговаривают, до какого количества очков в пуле играют. Причём закрыть пулю (то есть набрать требуемое количество очков) должен каждый.
Игрок, первым закрывший пулю, «помогает» тому, у кого запись в пульке наибольшая. Сыграв, например, шестерную, он записывает тому два очка в пулю, а прицепом – висты на него в десятикратном размере. В данном случае - 20 вистов. Это очень выгодно, потому и называется такая помощь «американской», ибо общеизвестно, что янки всегда всем охотно помогают, но с очевидной выгодой для себя.
«Помощь» не оказывается сдающему. Если не закрыта только пуля у сдающего, то играющий списывает стоимость игры с горы (в двойном размере).
Важный момент. Если после окончания партии игра не выведена из «закрута», его следует доиграть, то есть реальным окончанием партии должна стать сыгранная семерная или более высокая игра. Сие правило, конечно, можно игнорировать, но об этом стоит договориться заранее.
После того как последний игрок закроет пулю, можно делать расчёты. Для начала надо обнулить гору тому, у кого она наименьшая. Остальным надлежит вычесть эти очки из своих в горе. Разницу каждого следует поделить на количество участников и умножить на 10. Это количество вистов, которые проиграл игрок каждому из соперников, они и приплюсуют их к уже набранным в ходе игры.
Теперь надо сравнить висты каждого с каждым. У кого-то будет плюс, у кого-то минус. Просуммируйте все свои плюсы и минусы и получите ваш выигрыш или проигрыш. В сумме при правильном расчёте висты всех играющих должны быть равны нулю.
До игры обычно договариваются о ставке за вист, материализуя виртуальные висты в реальные деньги.
Ленинградка
Все записи в пулю можно представить следующей таблицей:
Висты за консоляцию (премию за подсад играющего) за каждую недобранную взятку записывают оба соперника и добавляют к вистам за взятки.
Вист джентльменский: при подсаде играющего вистующий и пасующий пишут все висты пополам.
РАСПАСОВКА прогрессирующая. После первой распасовки каждый записывает по два очка в гору за каждую взятку. В следующей сдаче нельзя заказывать игру ниже семерной. Если вновь никто на игру не решился, каждая взятка оценивается уже в 4 очка. В каждой последующей распасовке стоимость взятки увеличивается до 6 очков. Больше увеличение не происходит. «Закрут» длится до тех пор, пока кто-нибудь не сыграет минимум семерную игру.
Несыгранная семерная не выводит из «закрута». Сыгранный или несыгранный мизер не выводит из «закрута».
ОКОНЧАНИЕ ПАРТИИ И РАСЧЁТ ПУЛИ. Обычно играют или по времени, или до того момента, когда сумма записей в пуле у всех игроков достигнет условленной величины, которая обязательно должна делиться на количество участников. Тот, кто не доиграл до среднего арифметического, записывает в гору двойную разницу между очками у себя в пульке и средним арифметическим от условленной величины. У кого эта разница в плюсе, тот списывает с горы также двойную разницу.
Например, договорились играть вчетвером до 200. Среднее арифметическое – 50. Пулю закрыли со следующими показателями игроков: Запад – 96, Север – 46, Восток – 34, Юг – 24. Стало быть, Запад спишет с горы (96-50)х2=92 очка. Север добавит в гору восемь очков: (46-50)х2=-8. Минус и означает, что в гору добавляется, а не списывается с неё. Соответственно Восток запишет в гору 32 очка и Юг – 52.
Это вовсе не значит, что Запад в результате выиграет, ведь в процессе игры у него могла возникнуть очень большая гора, а может на него накатали столько вистов, что он даже за счёт расписывания пули не отобьётся.
Если играли по времени, то не добавляет в гору только игрок с самой высокой суммой в пуле. Остальные записывают в гору двойную разницу между своей и самой высокой суммой в пуле.
Важный момент. Если после окончания времени игра не выведена из «закрута», его следует доиграть, то есть реальным окончанием партии должна стать сыгранная семерная или более высокая игра. Если вы хотите игнорировать сие правило, об этом стоит договориться заранее.
Окончательный расчёт делается такой же, как в сочинке.
Московская пулька (Ростов)
Все записи в пулю можно представить следующей таблицей:
Висты за консоляцию (премию за подсад играющего) за каждую недобранную взятку записывают оба соперника и добавляют к вистам за взятки.
Вист джентльменский: при подсаде играющего вистующий и пасующий пишут все висты пополам.
РАСПАСОВКА не прогрессирующая. Выигрывает распасовку тот, кто взял меньше всех взяток, при этом он записывает на каждого из соперников по пять очков за каждую их взятку. Например, Запад взял 4 взятки, Север – 5, Восток – 1. Восток запишет в этом случае 20 вистов на Запад и 25 вистов на Север.
Если двое имеют равное наименьшее количество взяток, то они делят проигранное третьим игроком количество вистов пополам. За ноль взяток на распасовке игрок пишет в пулю одно очко. Прикуп на распасовке не открывается. При игре вчетвером сдающий пишет очко в пулю.
ОКОНЧАНИЕ ПАРТИИ И РАСЧЁТ ПУЛИ – такие же как в сочинке.
правила игрыкругноминалместа7А7торговляпервыйместолестницыувеличениевиртуальные деньгииграочкивариантыденьгизаказвзяткистоимостьштрафТО4ОТ и ДОисториясобакакартаигрыправилакартыбезикдилердилерагорыборьбавидэтапправамода
21 просмотр
Комментарии