• Подать Объявление
    и рекламу
Объявления для:

Джиномания: какой джин пьют и производят в России


Джин является одним из самых быстрорастущих сегментов рынка алкоголя в стране. Согласно данным A.LIST, продажи джина в России в 2023 году составили 19 млн л, что на 37% больше, чем годом ранее. Причём ещё в 2019 году, по данным IWSR, весь рынок джина в России составлял всего 3,5 млн л.

Исторические корни

Само название «джин» происходит от старого варианта английского слова genevre, то есть «можжевельник». Джин был изобретён в Нидерландах в XVI веке как лекарство. Это был крепкий алкоголь, который делали путём перегонки спирта с добавлением растительных компонентов, прежде всего — можжевельника. Из Нидерландов он попал в Англию, где стал крайне популярным алкогольным напитком. Этому способствовали решение правительства организовать рынок для низкокачественной пшеницы, которая не подходила для пивоварения, и одновременное повышение пошлин на импортные спиртные напитки.

По данным NielsenIQ, в 2023 году продажи джина в России в натуральном выражении выросли на 24,3%, а за первые три месяца 2024 года увеличились ещё на 12,7%. Таким образом, по итогам 2023 года джин показал второй результат по приросту в натуральных продажах среди всего алкоголя, уступив только готовым коктейлям.

Быстрый рост объёмов продаж привёл к расцвету производства этого напитка в России. «Сегодня практически любой завод выпускает свой джин», — констатирует секретарь гильдии «Алкопро» Андрей Московский. Хотя ещё буквально семь лет назад своего джина в России практически не производилось.

Причины популярности

История российского джина началась относительна недавно. «Джин всегда был в России на задворках, его привозили из-за рубежа от 3 до 5 млн л в год, и он по объёму уступал и виски, и рому, и текиле, обгоняя разве что абсент», — говорит Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА).

Джин производился в стране, но в минимальных количествах. Впервые в современной истории России его начали разливать на новгородском ликёро-водочном заводе «Алкон» в 1998 году. Потом было запущено ещё несколько проектов, но объёмы производства были минимальными.

Ситуация начала меняться в 2015–2016 годах, когда на этот рынок обратили пристальное внимание крупные компании. «Но настоящий рост категории начался лет пять назад», — говорит Вадим Дробиз. По его словам, этому способствовало несколько причин. «Во-первых, выросло поколение, которое в молодости пило джин-тоник в виде баночных коктейлей. Плюс в тот период становится больше молодежи, которая ориентируется на коктейли и предпочитает напитки с низким содержанием алкоголя. Джин — самая простая основа для коктейлей, он легко пьётся и имеет приятный вкус, в итоге у него начал появляться свой потребитель», — перечисляет Дробиз.

Кроме того, джин оказался самым простым по технологии производства среди «не нашего алкоголя». Для рома и текилы необходимо зарубежное сырьё, которого в России нет, у виски сложная технология с длительной выдержкой напитка. «Для джина нужно просто ароматизировать спирты. Российским ликёро-водочным заводам это оказалось очень просто сделать: они приобретали аламбик (перегонный куб особой конструкции, который используется для дистилляции спирта) и начинали производить ароматный спирт. Просто, дёшево, доступно», — говорит Андрей Московский.

Как делают джин

Джин можно делать на основе любого спирта. В мире существует два основных способа производства этого напитка.

Настаивание. В очищенной воде замачиваются ягоды можжевельника, а также всевозможные специи, орехи и травы. Рецептов существует огромное количество. Когда вода вбирает в себя ароматы и вкус, ею разводят спирт. Это самый дешёвый способ производства. Эксперты утверждают, что такой джин уступает по вкусовым качествам напиткам, изготовленным другим методом.

Дистилляция. Спирт разбавляется водой до крепости 45%. Затем в него добавляют ягоды можжевельника, травы и специи. Продукт дистиллируют, очищают, ещё раз разводят водой и продают.

Часто встречается комбинированный подход к производству, когда в дистиллированный джин добавляют ароматные спирты, эссенции и т. д. Иногда джин могут подвергать нескольким перегонкам или выдерживать в бочках (часто из-под хереса, вина, коньяка или других напитков), что придаёт джину особый вкус и цвет.

В итоге джин начали делать повсеместно. В 2016 году компания LADOGA выпустила джин Barrister, сегодня на него приходится 40% российского рынка (более 9 млн л). Затем на рынок начали входить и другие крупные игроки. По данным A.LIST, сегодня 50 заводов выпускают джин. «Это уникальный сегмент, где действительно произошло импортозамещение», — говорит Андрей Московский. Сегодня эксперты оценивают долю иностранного джина на уровне 5–10%. Cреди топ-15 марок джина по продажам, которые составляют 82% от всего проданного джина, только две — иностранные.

Что касается крупнейших отечественных производителей, то среди марок крепкого алкоголя с производством от 1 млн л в рейтинге A.LIST четыре брэнда джина: кроме Barrister туда входят Freeman (1,5 млн л) от предприятия «Объединённые пензенские водочные заводы», Gletcher (1,4 млн л) от ООО «ССБ» из Подмосковья и Green Boboon (1,4 млн л).

Стандарты джина

Вообще, ГОСТ 34149-2017 на джин появился ещё в 2017 году, когда доля его производства стала резко расти. Согласно ГОСТу, джин — это «спиртной напиток крепостью не менее 37,5% об. с преобладающим вкусом и ароматом можжевельника, полученный путём ароматизации водно-спиртового раствора плодами можжевельника с добавлением или без добавления натуральных вкусоароматических веществ, с добавлением или без добавления сахара, красителей и других пищевых добавок». Определение достаточно широкое и позволяет множество трактовок.

В начале 2024 года ГОСТ был существенно доработан и обновлён. «Сейчас джин делится на три типа: джин, дистиллированный джин и сухой джин, — говорит Андрей Московский. — Важный для покупателей момент: чтобы определить тип джина, нужно смотреть текст на контрэтикетке. На передней этикетке вас будут сбивать с толку разными надписями про вековые традиции, классические технологии и прочую свежесть аромата».

Тип напитка «джин» — это результат смешения водно-спиртовой смеси и ароматных спиртов, ароматизаторов, спиртовых настоев и прочих ингредиентов. «То есть такой напиток не сильно далеко уходит от особой водки или горьких настоек, практически это ароматизированная водка, единственное условие — аромат и вкус можжевельника должны быть доминирующими», — поясняет Московский. По его словам, именно так производится большая часть российского джина.

Дистиллированный и сухой джин могут производиться только с использованием дистилляции. Речь идёт о перегонке в кубе смеси ректификованного этилового спирта из пищевого сырья и плодов можжевельника и других растительных ингредиентов. Разница в том, что дистиллированный джин можно разбавлять после перегонки спиртом и подготовленной водой. А в сухой джин после дистиллирования можно добавлять только подготовленную воду или смешивать только с таким же традиционно дистиллированным джином.

«Это вечный спор — насколько допустимо добавление спирта. Есть масса людей, которые говорят, что это портит джин. Однако много мировых брэндов добавляют спирт после дистиллирования, — говорит Московский. — На мой взгляд, гораздо важнее, как были подобраны компоненты и какой вкус и аромат они дают».

Президент компании LADOGA Вениамин Грабар положительно оценивает введение обновлённого ГОСТа. «Он должен навести порядок в отрасли. И особенно хорошо, что он максимально приближен к регламенту ЕС, что даёт потребителю уверенность, что он пьёт тот самый джин по классической технологии», — считает Грабар.

В «Башспирте» «РБК Вино» заявили, что делают свой джин путём ароматизации водно-спиртового раствора ягод можжевельника и других натуральных веществ, при этом вкус и аромат можжевельника превалирует над другими. «Проблем с новым ГОСТом не было, — подчеркнули в компании. — Производство стабильное, переоформили лицензию. Единственное — очень жаль, что ГОСТ 34149-2017 не регламентирует использование в составе джина натурального мёда, пришлось корректировать рецептуру».

Будущее джина

Главный вопрос, который волнует представителей отрасли: как долго будет продолжаться рост продаж джина в России?

«Обратите внимание: российский джин не вытеснил зарубежные брэнды, а создал новый рынок. Иностранные марки как ввозились по 3–5 млн л, так и продолжают поставляться в Россию, у них есть свой стабильный потребитель. Наш джин стали пить другие покупатели. И главный вопрос: сколько их у нас в стране?» — говорит Вадим Дробиз. По его мнению, в этом или в следующем году рынок неизбежно выйдет на плато. «Новых потребителей у напитка не появляется. Конечно, джин привлекает своей ценой, которая вполне сравнима с водкой, он легко пьётся, но думаю, что большинство потенциальных покупателей уже охвачено», — говорит Дробиз.

Вениамин Грабар уверен, что рынок джина будет продолжать рост. «Важно, что меняется предпочтение потребителя в пользу джина по отношению к другим напиткам, — говорит он. — В сегменте HoReCa вино стало проигрывать коктейлям — и это своего рода лакмусовая бумажка. Мы видим, как растут цены на вино, особенно импортное, после повышения пошлин и акцизов. Весомая часть потребителей переходит на коктейли, выбирая джин как один из самых доступных ингредиентов для одного из самых популярных и простых коктейлей — джина-тоника».

Другой неизбежный тренд рынка — сокращение количества брэндов на рынке. По оценке Андрея Московского, сегодня в продаже находится 426 брэндов джина. «Если убрать 15 самых популярных марок, то на 411 оставшихся объём продаж составляет всего около 3 млн л», — говорит эксперт. Это порождает огромную конкуренцию, о чём свидетельствует и колебание цены. По данным NielsenIQ, в прошлом году цена за литр джина в рознице упала на 1,9%, а в этом году выросла всего на 2,6%. Один из самых скромных результатов на российском рынке. Сегодня цена самых популярных видов российского джина — 300–700 руб. за бутылку. Западные аналоги начинаются от 1400 руб.

Джин очень зависим от цены. Дело в том, что основной канал продаж этого напитка — торговые сети. По подсчётам Московского, федеральные сети продают примерно 78% джина, региональные — ещё около 14%. «Обычные магазины джин продают мало, около 7%, нет там на него клиентов. Винные бутики и бары практически не влияют на объёмы продаж: каждый канал — менее 1%», — говорит он. В сетях выигрывают хорошо известные брэнды по доступной цене, отсюда и постоянная ценовая конкуренция. Хотя пока новые брэнды так и не смогли потеснить признанных грандов. По подсчетам NielsenIQ, на долю марок, запущенных в 2023 году, пришлось только 3,5% продаж в рознице.

Ещё одна важная особенность — вкусы и эксперименты с ним. Как утверждает NielsenIQ, 23,5% продаж в первом квартале 2024 года пришлись на джин с оригинальными вкусами, в прошлом году их доля вообще превышала 25%. «Российский покупатель открыт к экспериментам и любит вкусное. Но это также и общемировой тренд», — говорит Московский.

«Внутри категории, распробовав классические версии, потребитель довольно быстро перешёл к различным вкусовым вариациям и степеням крепости, которых на рынке хватает, — соглашается Вениамин Грабар. — Только наша линейка насчитывает 14 наименований, на которых не планируем останавливаться. Самый популярный джин из вкусовых в нашей линейке — розовый. С одной стороны это связано с неутихающей «пинкоманией», с другой — характеризует гендерную принадлежность аудитории». Производители за счёт создания различных вкусов стараются привлечь к джину новую аудиторию.

Вместе с тем одна из крупнейших исследовательских компаний на рынке алкоголя IWSR в своём последнем отчёте предсказала, что мировой бум джина заканчивается. В последние годы его потребление в мире постоянно росло, в некоторых странах этот сегмент прибавлял по 10–12% в год. Но с 2024-го ключевые для этого напитка рынки начали показывать падение. В Великобритании объёмы потребления джина упали в 2023 году на 14%, в Испании — на 11%. Исследователи уверены: до 2028 года джин будет терять свои рыночные позиции. В России рынок вряд ли перейдёт к падению вслед за мировыми показателями, но вполне может перестать расти.

линейкапоколениеновыйНазад в будущеетехнологии7цветвкусА7экспертырынокпродажитехнологияросталкогольстандартынапиткибудущееТОпрезидент4ценаароматОТ и ДОспецииисторияводасловакомпаниялекарствоценыНовый годпотребительПроизводство


21 просмотр

Комментарии

Добавить комментарий

Правила комментирования