В России второй год подряд продали больше вина, чем водки
Несмотря на общее сокращение продаж алкогольной продукции в России в 2024 году были категории, которые показали рост: игристые и ликёрные вина, виноградное вино, водка, коньяк. Статистика показывает существенное сокращение продаж слабоалкогольных напитков — это произошло за счёт перехода продукции в другие категории.
За 2024 год общий показатель продаж алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) в России сократился на 1,1%, согласно данным статистики Росалкогольтабакконтроля (РАТК). Если в 2023 году этот показатель составлял 229,4 млн декалитров, то в 2024 году — 226,9 млн декалитров.
Неделей ранее регулятор отчитался о снижении и производства алкогольной продукции — на 1,8%. Опрошенные «РБК Вино» эксперты тогда отметили, что вернее говорить не о падении производства, а о его нормализации после бурного роста 2022 года.
Продажи вина растут
В натуральном выражении за 2024 год в России было продано 81,9 млн декалитров вина, включая категории вино виноградное, игристые и ликёрные вина. Этот показатель превысил значения прошлого года на 3,2% (79,3 млн декалитров в 2023 году).
Наибольший рост показала категория игристых вин — на 8,6%, до 23,5 млн декалитров. На втором месте — ликёрные вина, которые прибавили 7,6% до объёма в 1,2 млн декалитров. Объём продаж виноградных вин за 2024 год составил 57,1 млн декалитров, что на 1,2% больше показателей 2023 года (56,4 млн декалитров).
Как отметил в разговоре с «РБК Вино» Александр СТАВЦЕВ, вице-президент Ассоциации экспертов рынка ретейла, показатели продаж вина за 2024 год оказались несколько выше ожиданий. «Несмотря на то, что в 2024 году выросли цены на вино, прошлый год всё же немного обошёл 2023 год, который в продажах был весьма успешным», — считает он.
По словам Ставцева, положительной динамики по году в целом удалось добиться за счёт первой его половины. «Это связано с тем, что год был очень неровный. В 2024 году случилось два существенных воздействия на рынок: повышение ставки акциза в мае и повышение таможенной пошлины в августе. Но в целом можно говорить, что по продажам вина мы сейчас находимся на исторических максимумах», — добавил он.
Крепкий алкоголь не отстаёт
В 2024 году в России было продано 76 млн декалитров водки, что на 0,6% больше, чем годом ранее (75,5 млн декалитров). В категории ликёро-водочных изделий было реализовано за 2024 год 16,6 млн декалитров. Рост по сравнению с 2023 годом составил 17,7%. Также выросли продажи в категории коньяка (+2,1%, до 14,1 млн декалитров) и категории «другие спиртные напитки» (джин, ром, виски, текила и т. д., +14,4%, до 14,4 млн декалитров).
По словам секретаря гильдии «Алкопро» Андрея МОСКОВСКОГО, показатели как производства, так и продаж водки в России стабильны много лет. Рост категории «другие спиртные напитки» он объяснил локализацией в стране производства этих напитков.
«У нас большой процент локализации таких напитков, как ром, виски, джин. Это снизило средний чек таких напитков для покупателей. Отсюда и взялся рост объёмов продаж. Импорт не вырос, тот рост, который мы видим, обусловлен именно ростом продаж алкогольных напитков, которые производятся в России. Более того, производятся из российского сырья или сырья соседних дружественных стран», — считает он.
Московский также отметил, что в категории других спиртных напитков рост будет продолжаться как минимум ближайшие пять лет. Это связано с ростом количества продукции российских заводов и её разнообразия, в частности, по словам эксперта, рост подстегнёт выход на рынок российских выдержанных виски.
Перераспределение как источник падения
В категории слабоалкогольных напитков объём продаж за 2024 год составил более 12 млн декалитров, что на 34,7% меньше, чем годом ранее. Падение продемонстрировали также виноградосодержащие напитки без этилового спирта (- 37,9%, до 552,1 тыс. декалитров), плодовая алкогольная продукция (-26%, до 9,3 млн декалитров) и виноградосодержащие напитки с этиловым спиртом (-7,4%, до 1,4 млн декалитров).
Как пояснил «РБК Вино» директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим ДРОБИЗ, в 2024 году в России «рухнули на рынке» две категории: слабоалкогольные напитки и плодовая алкогольная продукция. По словам эксперта, это напрямую связано с повышением ставки акциза.
«Производители, которые до повышения ставки акциза выпускали свою продукцию как слабоалкогольную и плодовую алкогольную, перевели её в разряд пивных напитков, где акциз существенно ниже. Именно за счёт этого две категории сократились в статистических отчётах как по производству, так и по продажам. То, что раньше называлось слабоалкогольной продукцией, теперь именуют пивным напитком, а это совсем другая статистическая категория, которая учитывается отдельно», — отметил он. В категорию слабоалкогольной продукции, по словам Дробиза, входили, в том числе, алкогольные коктейли. Падение показателей продаж плодовой алкогольной продукции и виноградосодержащих напитков с этиловым спиртом и без также связано с их перераспределением в другие категории, которые теперь относятся к иным разделам статистических отчётов.
В категориях слабоалкогольной продукции, виноградосодержащих напитков с этиловым спиртом и без, а также плодовой алкогольной продукции, согласно данным РАТК, отмечался также спад объёмов производства. Как говорил «РБК Вино» и Московский, это связано с фактическим перераспределением этих напитков в другие статистические отчёты.
«Многие «производители» вместо классического состава смешивали спирт с искусственными ароматизаторами, чтобы создавать недорогие напитки на любой вкус, и это в лучшем случае. Все помнят «Мистер Сидр», употребление которого привело к трагедии. Государство не стало разбираться со стандартом и просто в четыре раза увеличило налоги: с 36 руб. до 141 руб. за литр», — отмечал он.
Эксперт отметил, что повышение акцизов «похоронило» категорию, но не выпуск суррогатов, которые перешли в другие категории. Напитки, которые долгое время входили в категорию слабоалкогольных, мигрировали в другие, например в пиво, пивные напитки и сидр.
В декабре 2024 года министр здравоохранения Михаил МУРАШКО отметил, что в России перестало снижаться потребления алкоголя. По мнению министра, необходимо продолжать работу с населением для снижения потребления спиртного.
При этом зампред правительства Татьяна ГОЛИКОВА в июле 2024 года говорила о том, что за время реализации национального проекта «Здравоохранение» в России потребление алкоголя сократилось с 14 до 8 л на человека. Проект реализуется с 2018 года.
7вкусА7пивоэкспертыстатистикарыноккатегорияразрядпродажиросталкогольвыходнапиткиставкиТОпрезидент4акцизпроектцены
13 просмотров
Комментарии