Двенадцать школ профессора Крячкова
Городской голова Владимир Жернаков от имени Управы 24 мая 1910 года заключил договор с архитектором Андреем Крячковым, по которому тот принимал на себя «общее заведование техническим надзором, составление планов и смет для постройки Ново–Николаевским Управлением в городе Ново–Николаевске каменных зданий — базарного корпуса и 12 городских школ, базарный корпус строился на Базарной площади, а школы размещались в разных частях города, по указанию Городского Управления».
За качество материалов ответственность также была возложена на Андрея Дмитриевича. Иногда в исторической литературе речь идёт о тринадцати школах Крячкова, но, вероятно, в этом случае в список включают ещё и Реальное училище имени Дома Романовых, которое наш знаменитый архитектор строил в те же годы. Вообще до революции школы почти всегда называли народными училищами, отсюда и некоторая путаница.
Новые школьные здания были рассчитаны на 76 комплектов учащихся. По тогдашним нормам в одном комплекте состояло 50 детей и один учитель. То есть предполагалось обеспечить бесплатными местами в новых классах 3800 ребят. Таких масштабов строительства не знал ни один сибирский город. Жернаков и Крячков тщательно выбрали место для каждого здания, не один раз обойдя весь город. Наверняка жарко спорили. Решено было в итоге построить четыре школы в Вокзальной части, пять в Центральной и три в Закаменской. А город тогда и имел только эти три части (или района). Радиус обслуживания школ составлял от 500 до 800 метров. Забавно, что такой же норматив действует и в наши дни. Девять из двенадцати школ были построены по углам кварталов и хорошо просматривались с больших расстояний.
В связи с крайне жёсткими сроками Андрей Дмитриевич не имел возможности создать для каждой школы уникальный проект, а возможно и не хотел, задумав создать сразу заметный в масштабах города ансамбль. Поэтому он проектировал здания по единому принципу: два этажа, на каждом освещённый с одной стороны коридор длиной от 20 до 30 метров и шириной 3,5 метра; из коридора двери в классные комнаты. На каждом этаже три или четыре комнаты с потолками высотой 4,5 метра и площадью от 50 до 60 кв. метров. В некоторых школах предусматривались комнаты отдыха и помещения для библиотеки. Ко всем зданиям были пристроены одноэтажные квартиры для заведующих училищами.
Крышу каждого здания украшала башенка, но эти башенки не были исключительно декоративным элементом — в них устанавливались баки для воды. В городе ведь не было центрального водопровода и канализации, а Крячков строил здания на совесть и в соответствии со своими представлениями о комфорте. Каждая из его школ получила автономный водопровод и систему водяного отопления с котлами и арматурой. Необходимое оборудование привезли аж из Варшавы, все здания были электрифицированы. Подобное инженерное обеспечение было большой редкостью в те времена.
Школьные здания, которые хоть и можно с некоторой натяжкой назвать типовыми, отличались друг от друга декором фасадов и входов. Они составили действительно единый ансамбль, выполненный из красного кирпича. Некоторые здания имели оштукатуренные детали — карнизы, оконные обрамления, рустованный этаж, башню. А если вспомнить, что в то же время на Николаевском проспекте, почти рядом с собором Александра Невского, появилось огромное здание реального училища, также построенное Крячковым, а на Базарной площади его же Городской торговый корпус, станет понятен энтузиазм наших предков, назвавших Новониколаевск новым Чикаго. Эти здания придавали некое стилевое единство архитектуре молодого города.
Из двенадцати крячковских школьных зданий три до сих пор выполняют прежние функции — в них располагаются: на улице Октябрьской, 5 школа №3,
на улице Серебренниковской, 10 школа №12
и на улице Бориса Богаткова, 46 школа № 19.
Конечно, все они достроены–перестроены, но сердцевина–то осталась! Так, капитальный ремонт школы №19 полностью изменил её внешний облик, здание обшили сайдингом, о котором не было понятия сто лет тому назад.
Но современные требования не очень–то позволяют использовать подобные здания в качестве школ. Поэтому в большинстве из них располагаются другие организации — Русский народный хор, театр «Старый дом»,
Новосибирская школа астропсихологии, НГТИ (театральный институт), НОУ «Сибирский бизнес–центр», кукольный театр, Школа спортивного мастерства. Из двенадцати зданий полностью утрачено лишь одно — на улице Ленина, его снесли в шестидесятые годы.
Не все здания школ профессора Крячкова объявлены памятниками архитектуры, но многие. К памятникам архитектуры регионального (областного) значения относятся здания по улице Ленина, 22 (театр кукол),
школа №3 на улице Октябрьской, 5, школа спортивного мастерства (Андреевское училище) на улице Сибирской, 54,
здание бывшей школы на улице Советской, 93,
здание бывшей школы на улице Якушева, 21.
К памятникам местного (муниципального) значения отнесено здание школы №12 на улице Серебренниковской, 10.
В редкий выходной день, не спеша гуляя по городу, одни или с детьми, вы совершенно случайно можете оказаться по названным адресам. Не надо специально выбирать маршрут — на правом берегу легко можно встретить двухэтажные, красного кирпича строения, сто лет тому назад волею наших предков сооружённые для детей, для их бесплатного обучения. Представьте на пару минут то далёкое прошлое, ту унылую, на много вёрст почти сплошь одноэтажную застройку — и поклонитесь в душе людям, которые не на словах, а на деле отдавали всё лучшее детям. Увы, спустя сотню лет в городе среди помпезных высоток в наших школах до сих пор существуют две смены (чего быть не должно), а в детские сады - безнадёжные очереди...
ремонтДоговордомзданиеОТ и ДОпроект4ТОгородквартирыархитекторгородадоматеатрнародныйучительнормативзданияместо
1819 просмотров
Комментарии