• Подать Объявление
    и рекламу
Объявления для:

Легенды и были 100–квартирного дома

Ни Красный проспект, ни сам Новосибирск невозможно представить без 100–квартирного восьмиэтажного дома. Правда, уже само народное название этого дома — 100–квартирный — ошибочно: в нём сто десять квартир. И ещё немало парадоксов связано с этим замечательным сооружением.

Во–первых, он удивительным образом явился на свет в жутковатом 1937 году: эта дата прочно ассоциируется в головах многих людей вовсе не со строительством престижного жилья, а с арестами и расстрелами. Во–вторых, дом этот стоит рядом со зданием областной власти, которое поневоле привлекает внимание людей, как и всякое место обитания тех, от кого во многом зависят условия нашей жизни. В–третьих, многие десятилетия проживание в этом элитном доме само по себе означало успешность человека: там жили избранные. В–четвертых, дом этот известен во всём мире, поскольку Андрей Крячков проектировал его на совесть, за что и получил диплом первой степени, золотую медаль и премию «Гран–при» в Париже на международной выставке искусств и техники 11 декабря 1937 года. Забавно, что весной того же года в том же Париже Гран–при международной архитектурной выставки получил и проект нашего оперного театра. Вот так Новосибирск дважды прославился на весь мир в один год.

И поныне здание на Красном проспекте, 16 считается памятником архитектуры федерального значения. После выставки в Париже сибирского зодчего наградили и на родине — значком «Отличник социалистического соревнования Наркомстроя». Московские коллеги его не очень–то жаловали. Крячков не обижался: не посадили — и слава богу. Через десять лет, в 1947 году, Андрею Дмитриевичу всё же вручили орден Трудового Красного Знамени — по совокупности... Теперь на площади перед его домом стоит памятник, вот только площадь носит непонятно чьё имя.

С каждым годом 100–квартирный дом становится всё уникальнее — на фоне современных высоток–скороделок. Его–то строили основательно, в течение нескольких лет. Изначально он задумывался как ведомственное жильё для работников Западно–Сибирского краевого исполкома, поскольку здание этого самого исполкома построили рядом, а ещё раньше исполком располагался через дорогу, затем там находился областной комитет партии (ныне это наш художественный музей).

Здание крайисполкома Крячкова попросили спроектировать в 1931 году. Он предложил провести конкурс и в результате привлёк к совместной работе архитекторов Б.  Гордеева и С. Тургенева, проекты которых стали ведущими в архитектуре Новосибирска тридцатых годов. Монументальное здание крайисполкома (ныне там размещаются губернатор и правительство Новосибирской области) в течение нескольких десятилетий оставалось крупнейшим административным сооружением в городе. В нём четыреста служебных кабинетов! Есть большой зал заседаний и ещё пять малых залов для собраний разного рода.

Естественно, что Крячков после работы над проектом здания крайисполкома пытался соединить в одном ансамбле с ним и жилой дом советских и партийных служащих. Как служение народу сочеталось с наличием настоящих слуг в квартирах партийно–советских сановников, сейчас понять трудно, однако в квартирах этого дома есть маленькие, по шесть квадратных метров, комнатки для прислуги. Возможно, сейчас хозяева приспособили их под ванные, кладовки или гардеробные.

Московский Дом на набережной, где жили члены правительства, «воспел» талантливый русский писатель Юрий Трифонов. Кто читал, тот помнит ужас жителей этого знаменитого дома, которых одного за другим по ночам увозил чёрный «воронок» в 1937 и 1938 годах. У нас было не лучше. Два коротеньких примера. С 1930 по 1937 год Западно–Сибирский крайисполком возглавлял Федор Грядинский. Вспомните: именно в эти годы шло бурное строительство оперного театра, 100–квартирного дома и массы других объектов. В 1935 году Грядинского наградили орденом Ленина, в том числе и за грамотную градостроительную политику. Однако в 1937 году арестовали, а в феврале 1938 — расстреляли. Вот и построил человек дом...

В том же 1937 году был арестован председатель горисполкома Николай Ялухин. Погиб в местах заключения, а где и как — неизвестно до сих пор. Так что завидовать жителям этой сталинской цитадели особых поводов нет.

Кстати, с именем Сталина связана одна из легенд этого дома. Будто бы кремлёвскому горцу на утверждение представили три проекта здания: речь ведь шла о кадрах, а Сталин вникал в малейшие подробности жизни своих людей. И будто бы Иосиф Виссарионович посмотрел, попыхтел трубочкой — и утвердил все три проекта. Без комментариев. Что было делать? Строители будто бы из всех трёх проектов взяли какие–то детали, и дом поэтому получился разностильным: немножко конструктивизма, немножко неоклассицизма, немножко ампира.

Спроектирован он был Крячковым и Масленниковым в 1933 году, а возведение его началось в 1934–м: это как раз были годы резкого поворота в советской архитектуре от практицизма — к некой пышной парадности, империя ведь крепла день ото дня. Уже во время строительства Андрей Дмитриевич и его соавтор перепроектировали фасады с целью создания более сложного и богатого декора.

На эту тему вице–президент Академии архитектуры СССР А. Гегелло высказывался так: « У широкой публики это здание создаёт впечатление крупного архитектурного произведения, очень хорошо выполненного, импозантного и, как говорят, красивого. Мне оно представляется чересчур эклектичным. Оно даёт черты не нашего советского дома, а скорее дома в капиталистическом городе, и основной дефект — эклектичность. Там есть элементы модерна, элементы классические, элементы той бурно повремённой архитектуры наших крупных городов. Объёмное решение, особенно эти выпадающие углы мне представляются неправильными не только для данного места, но вообще разрушающими простой объёмный вид прямоугольника. Здание оказало сильное влияние на ряд проектов, построенных в Новосибирске в последние годы».

Так что признание архитектурных достоинств здания не было единодушным, а может в людях говорила простая зависть...

На месте этого здания в 1934 году существовали дореволюционные постройки, их пришлось снести. Особенно жалко пожарную часть с каланчой добровольного пожарного общества, она располагалась в нынешнем сквере перед домом. Эта каланча сохранилась на старых фотографиях — впечатляет. Ещё одна пожарная каланча была в то время на крыше торгового корпуса, а третья вроде бы на нынешней площади Кондратюка.

Авторы проекта А. Крячков и В. Масленников сумели решить сложную градостроительную задачу, связанную с формированием ансамбля входной площади, фиксирующей начало Красного проспекта, где уже были построены такие различные здания как крайисполком, обком ВКП(б), «Запсибзолото».

Андрей Дмитриевич говорил, что проект здания он делал в духе французского неоклассицизма. Эта его фраза стала основой для очередной легенды: будто бы в Париже на улице Ренуар находится брат–близнец нашего 100–квартирного красавца. Однако специалисты утверждают, что у парижского здания совершенно другая архитектура. Да и кто бы присудил Гран–при в столице Франции сибирскому архитектору, если бы в Париже действительно имелся прототип его проекта?

Наш 100–квартирный дом расположен со значительным отступом от красной линии проспекта. Размеры здания и пространство сквера перед главным фасадом создают впечатление масштабности сооружения, придавая ему «дворцовый» характер. Парадные подъезды устроены по углам дома, они имеют широкие лестницы с фигурными балясинами. В здании восемь подъездов. Полы в вестибюлях и лестничных клетках мозаичные. Первый этаж в южном крыле переходит в подвальный в центральной части и северном крыле — таков рельеф. Тщательно продумано расположение жилых и подсобных помещений. Особенностью дома являются высокие потолки, более трёх метров, и большие кухни. Полы в комнатах паркетные, в санузлах — из метлахской плитки. Окна всех этажей по форме близки к квадрату.

Дом–чемпион

В стенах этого дома долгое время жили известные новосибирцы — писатели, художники, академики, секретари обкома партии, градоначальники, руководители крупнейших предприятий. Из тех, кого народ помнит, следует назвать художника Николая Грицюка (1922-1976) - его работы можно посмотреть в нашем музее на другой стороне Красного проспекта. В 1959 году Грицюк написал новаторскую картину «Закат. Новосибирск» с зелёным солнцем на оранжевом небе, в 1962 году — «Синий город». Одни восторгались его творчеством, другие возмущались, однако Грицюк был избран председателем Новосибирской организации Союза художников, сам этот факт говорит о его авторитете.

Академик, основатель Института патологии кровообращения, почётный гражданин Новосибирска Евгений Мешалкин (1916-1997) тоже был прописан в одной из квартир этого уникального дома. Его соседями были не менее знаменитые медики — академик, хирург и создатель научной школы Владимир Мыш (1873-1947), ортопед–травматолог НИИТО Яков Цивьян (1920-1987).

В годы Великой Отечественной войны из блокадного Ленинграда был эвакуирован в Новосибирск и поселён в 100–квартирном доме музыкант Евгений Мравинский (1903-1988), а также актёр Николай Черкасов (1903-1966). Олимпийский чемпион, выдающийся биатлонист Александр Тихонов тоже в числе славных жителей этого дома.

Более 25 лет Новосибирский приборостроительный завод имени Ленина возглавлял Борис Галущак (1934-1999). Под его руководством предприятие прославилось на всю Россию. Отец Галущака стал Героем Социалистического Труда за поднятие казахской целины, так что трудолюбие — семейное качество. Сам Борис Савельевич после окончания вуза работал на заводе имени Чкалова, в качестве начальника цеха заслужил орден Ленина, а в 1972 году перешёл на приборостроительный завод — директором. Одну из новых улиц в Заельцовском районе назвали в его честь, на ней высятся многоэтажные крепкие постройки, в них масса модных магазинов.

В общем, если устроить негласное соревнование между новосибирскими домами на количество мемориальных досок, 100–квартирный может претендовать на чемпионство.

гражданинстроителизданиепамятникдомархитектурарасположениеподнятиеЧеловекзакатконкурсОТ и ДОпроектпроектыстроительствомузейсооруженияпрезидентТОНовосибирскгороддефектМиржилой домвидосновательсветпространстводомапрототипГран Прилестницызданияместоправительствопервыйужасместа


966 просмотров
Николай ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Комментарии

Добавить комментарий

Правила комментирования