Вторая и третья волны переименований улиц в Новосибирске
За свою недолгую по историческим меркам историю (с 1893 года) более четырёх сотен улиц, площадей, районов в Новосибирске сменили названия, некоторые – не раз и не два. Рекордное количество переименований выдержала наша центральная площадь - пять раз: Ярмарочная – Красная – Жертв Революции – Ленина – Сталина – Ленина.
Удивительно, как удержалось последнее название при развале СССР, когда по городам и весям нашей огромной страны прокатилась очередная волна переименований. Надо отдать должное мэру Новосибирска в те годы Ивану Индинку, который отбил атаки воинствующих депутатов, требовавших убрать скульптурную группу товарищей с центральной площади города, а саму площадь и с десяток улиц вновь переименовать.
Первая масштабная волна переименований случилась в нашем городе в августе 1920 года, о ней был материал в этом разделе. В тридцатые годы отшумели революционные бури, казалось бы, все политические переименования сделаны, и за топонимику города можно более не волноваться. Однако Сталин провозгласил лозунг, что классовая борьба усиливается по мере продвижения общества к построению социализма. Один за другим стали появляться «враги народа» — совсем как в Древнем Риме. А некоторые из обвиняемых в государственной измене занимали довольно высокие должности в партии и стране, в честь них активно назывались новые улицы и переименовывались старые, дабы охватить всех новых «героев».
Николай Бухарин в свое время был «любимцем партии», редактировал крупнейшие газеты — «Правда» и «Известия», однако в конце двадцатых годов выступил против жёстких мер при образовании колхозов, его обвинили в «правом уклоне», подвергли критике, но терпели до 1938 года — а затем всё же арестовали и расстреляли. Улицу Бухарина в Новосибирске быстренько переименовали в улицу Молотова. Однако в 1957 году вышел указ президиума ВС СССР о присвоении имён различных деятелей городам и улицам только после их смерти, и горисполком заменил названия многих улиц, носивших имена здравствовавших тогда людей. Молотов к тому же попал в опалу. И улица Молотова стала Светлой (Калининский и Дзержинский районы) — абсолютно нейтральное название.
Нечто подобное случилось с улицей Николая Ежова — генерального комиссара государственной безопасности, наркома внутренних дел СССР. В 1939 году он был арестован и расстрелян. Улице Томской, в своё время переименованной в его честь, не стали возвращать старое имя, а дали новое — улица Салтыкова–Щедрина (Железнодорожный район). После ареста министра земледелия СССР Роберта Эйхе и скорого его расстрела Эйховский район переименовали в Первомайский, станцию Эйхе — в Инскую.
В те же тридцатые годы дважды подверглась переименованиям улица Бийская. Сначала в 1933 году ей присвоили имя Вениамина Вёгмана — крупного научного и культурного деятеля Сибири. Это был человек энциклопедических знаний, с 1920 года Вёгман заведовал Сибархивом, собирая документы по всей Сибири. Он был членом редколлегии «Сибирских огней», работал над «Сибирской Советской энциклопедией». Однако в 1936 году Вёгмана репрессировали, а его улице присвоили имя Героя Советского Союза лётчика Байдукова.
В 1936–37 годах в экипаже Валерия Чкалова Байдуков совершил беспосадочные перелёты Москва — остров Удд и Москва — Северный полюс — США. Кстати, Георгий Филиппович — уроженец Новосибирской области, он родился в семье железнодорожника на разъезде Тарышта в Татарском районе. Но в 1957 году, в связи с вышеупомянутым указом ВС СССР, улицу Байдукова переименовали в Совнархозовскую: тогда как раз со страшной силой Никита Хрущев всюду насаждал кукурузу и совнархозы. Наконец только в 1965 году многострадальная улица получила нынешнее название — Депутатская; Никиту Сергеевича к тому времени «ушли» на пенсию, а идея совнархозов себя изжила.
В соответствии с указом ВС СССР в 1957 году о присвоении имён только посмертно, постановлением горисполкома пришлось переименовать ещё почти два десятка новосибирских улиц: Шолохова, Ворошилова, Будённого, Рокоссовского, Папанина, Стаханова и других известных людей, ещё живших в ту пору. Это была последняя, третья волна массовых переименований в городе. Более таковых вроде не предвидится – прошла мода...
новоегородаборьбастранымодаостровМосквадокументыулицаЧеловекСША
112 просмотров
Комментарии