Стиральная машина
Сегодня трудно представить себе современное жильё без стиральной машины. Она занимает мало места, легко управиться с ней может даже ребёнок. А одна из первых коммерческих стиральных машин приводилась в движение несколькими... мулами.
Понятно, что барабан, приводящийся в движение мулами, был внушительных размеров и служил для стирки амуниции многочисленных золотодобытчиков в Калифорнии во второй половине XIX века. Идея создания механизма, способного заменить довольно тяжёлый женский труд, в то время уже витала в воздухе.
В 1851 году американец Джеймс Кинг запатентовал стиральную машину с вращающимся деревянным барабаном - фактически прообраз современной. Разве что привод у его машины был ручным - эра электрических двигателей ещё не наступила, и труд всё равно оставался тяжёлым. Зато к процессу вполне можно было привлекать мужчин - это ж вам не банально тереть рубашку или простынь руками или по стиральной доске, тут надо творчески крутить барабан!
Подобных патентов на различные механизмы для стирки до конца XIX века было выдано несколько тысяч, но революции в этом процессе не происходило - как стирали вручную женщины, так и стирали. Ощутимый прогресс наступил лишь в начале следующего, XX века. В 1900 году немецкая фирма «MIELE&CIE», производившая молочные сепараторы, начала делать маслобойки - деревянные кадки с вращающимися, опять же, от ручного привода лопастями. Тогда же один из основателей компании Карл Миле слегка доработал эту конструкцию для стирки белья и организовал их серийное производство. Спрос превзошёл ожидания - и подобные деревянные стиральные машины охотно стали выпускать другие европейские фирмы.
Россия, как известно, всегда шла своим путём. В начале XX века наши коммерсанты приобрели партию немецких стиральных машин и приспособили их под... маслобойки - они реально пользовались спросом, а постирать и руками не грех - что у нас, в России, баб мало что ли?
Настоящей революцией в развитии стиральных машин стало применение мотора - на первых порах это был бензиновый двигатель внутреннего сгорания, но вскоре он уступил место более практичному электродвигателю. Одной из первых стиральных машин с электрическим приводом была машина «Thor», которую в 1910 году запатентовала компания «Hurley Machine Company» из Чикаго. Изобретатель машины Алва Фишер вошёл в историю как создатель нового класса электробытовой техники. Своё изобретение он назвал "электрическая прачка". Машина имела деревянный барабан, который совершал по восемь вращений то в одну, то в другую сторону. Чтобы привести механизм вращения барабана в сцепление с валом электродвигателя, в нижней части машины имелся рычаг.
Эти стиральные машины получили название машин активаторного типа, а те, в которых вода приводилась в движение с помощью небольшого винта и множества лопастей, заставляющих воду двигаться по кругу, стали называть турбинными. Такое разделение на активаторные и турбинные сохранилось и по сей день.
Дальше процесс пошёл семимильными шагами - каждый новый производитель добавлял к своему изделию что-то новое. Сначала были механические таймеры, которые просто верещали после окончания стирки, давая понять владельцу техники, что пора выключать её из сети и приступать к отжиму белья вручную между двух валиков. Сегодня достаточно задать нужную программу, добавить моющее средство и можно заниматься своими делами - машина всё постирает и отключится. Да и валики уже не нужны - современные агрегаты отжимают бельё самостоятельно, его остаётся только достать и подсушить. Про дизайн и говорить нечего - дерево уже давненько вовсе не используется в производстве, только лёгкие металлические сплавы и пластик.
В XXI веке появилось принципиально новое приспособление для стирки: небольшой по размеру электрический прибор, который можно бросить в таз с водой и моющим средством - и он с помощью ультразвука отстирает всё что угодно даже лучше современного автомата! Минус в том, что полоскать и отжимать приходится вручную - а мы уже отвыкли сие делать... Поэтому на данном этапе новинка не пользуется большим спросом, её преимущество могут оценить только те, кто живёт в крохотных квартирах или общежитиях.
Советский Союз не остался в стороне от мирового прогресса, в начале 50-х годов прошлого века в магазинах появились рижские стиральные машинки "ЭАЯ-2" и "ЭАЯ-3". Говорят, что стоили они по 600 рублей при себестоимости 1500, а выглядели как первая ступень ракеты "Союз", которую, впрочем, в то время ещё никто не видел. Далее пошли "Рига-54" и "Рига-55".
Последняя практически полностью копировала шведскую модель "Хускварна", которую главный инженер рижского завода РЭС привёз "в работу" с выставки в Москве.
Первая стиральная машина с таймером ("Вятка") в СССР была выпущена в Кирове в 1966 году. Таймер не останавливал процесс стирки, но подавал сигнал о том, что надо бы его остановить... Спустя два года в Чебоксарах выпустили первую машину-полуавтомат "Волга-10",
а в начале 70-х появились "Эврики" - барабанные машины, в которых был реализован отжим без выемки белья (до них выпускались машины с центрифугой). "Эврика" хоть и была автоматом, но заливать воду в неё надо было вручную.
Ну и наконец венцом эволюции советских стиральных машин стала "Вятка-автомат" с подключением к центральному водоснабжению. Она появилась в конце 70-х и была почти точной копией итальянской модели "Аристон". Цена по тем временам была очень высокой - 495 рублей при средней зарплате 120. При этом купить её можно было только по блату или по записи (на каждое предприятие распределялось определённое количество этих дефицитных машин).
РоссияПроизводствомашинакомпаниятрудводаОТ и ДОдизайнценановинкаТОженщиныпластикДжеймсизобретениеавтоматкупитьмоделимодельсредстводвигательдеревоместодвижениеместановоеновый
3100 просмотров
Комментарии