«И скучно, и грустно, и некого в карты надуть…»
Об извилистом пути карточных игр в Россию…
Карточные игры – это и зарядка для ума, и порок, увлечение которым лишало ума и состояния, и отличная пища для романистов от классиков до современников, многие из которых сами были азартными игроками. «Солнце русской поэзии» Александр Пушкин, к примеру, ставил на кон только что написанные главы «Евгения Онегина», другое «солнце» тех времён Михаил Лермонтов буквально за пару дней до роковой ссоры на балу сидел за одним карточным столом со своим приятелем и будущим убийцей Мартыновым…
Или вот такой забавный крик души:
И скучно, и грустно,
И некого в карты надуть
В минуту душевной невзгоды...
Жена?.. но что пользы жену обмануть?
Ведь ей же отдашь на расходы!
Это пародия Николая Алексеевича Некрасова на известные нам со школы лермонтовские строки: «И скучно, и грустно, и некому руку подать...» К слову, в отличие от Пушкина и Лермонтова Некрасов был очень удачливым игроком…
В общем, любили классики это дело…
Сначала были розги…
В России первое известное упоминание об игре в карты относится к 1649 году. По Уложению царя Алексея Михайловича за карточные игры предписывалось карать так же строго, как «как писано о татех» - то есть за воровство и грабёж, то бишь кнутом бить и пальцы отсекать в лучшем случае или вовсе руку отрубали... А что вы хотите – средние века, дикие нравы…
Отпрыск Алексея Михайловича Пётр I, он же Великий, был более лоялен, но всё равно строг к игрокам. Указом 1696 г. велено было обыскивать всех заподозренных в желании(!) играть в карты, «и у кого карты вынут, бить кнутом». В 1717 году бить кнутом, видимо, просвещённый царь посчитал анахронизмом, и вместо батогов оставили в качестве наказания денежный штраф.
Свою лепту в упорядочивание нового всё более расползавшегося во все слои общества развлечения внесла Анна Иоанновна. В своём указе от 1733 года предусматривалось наказание для карточных шулеров: тюрьма для знати и батоги для «подлых людей».
Во времена Елизаветы Петровны в Сенатском Указе 1761 года сказано: «Позволяется употреблять игры в знатных дворянских домах; только ж не на большие, но на самые малые суммы денег, не для выигрыша, но единственно для препровождения времени». Специальная глава называется «О запрещении азартных игр и о дозволении играть в дворянских домах для препровождения времени и не на большие суммы в ломбер и прочие тому подобные игры». Ломбер… кто вспомнит сегодня эту игру? А термин «ломберный стол» сохранился до наших дней у мебельщиков, антикваров и у тех, кто любит серьёзную игру с соответствующими подобному занятию столь же серьёзными атрибутами…
В общем, примерно век ушёл на то, чтобы это увлечение из сугубо криминального постепенно стало модным во всех аристократических домах России. Наказание всё время смягчалось и фактически осталось только для шулеров, которые зарабатывают деньги нечестным образом – и это справедливо…
Цари и царицы играли, но без азарта…
Где-то с середины XVIII века фактически официально произошло деление игр на коммерческие и азартные. К первым относили винт, вист, пикет, безик, преферанс, а позже и бридж. В них от игрока требовались определённое мастерство и внимание. В азартных играх типа секи, железки, баккары, штосса особые навыки были не нужны: либо повезёт, либо нет… Запреты уже были неразумны даже с политической точки зрения, ибо в карты играло большинство иностранных дипломатов, да и царица Екатерина II наконец первой из коронованных особ тоже прониклась этой «заразой». Во время дворцовых праздников она охотно играла в вист или макао.
При этом по-настоящему азартным игроком Екатерина не была, а её подчас довольно солидные проигрыши были своеобычной формой расположения к тому или иному вельможе. К слову, после Екатерины всех русских престолонаследников обучали нескольким карточным играм, но особо никто этим не увлекался: так, за ради компании... Разве что жена последнего государя Александра Фёдоровна, по свидетельству мемуаристов, играла охотно и азартно, причём чертовски не любила проигрывать. Сам Николай II картам предпочитал домино и бильярд…
А в России на рубеже XVIII и XIX столетий случился настоящий карточный бум! Буквально всё просвещённое русское общество того времени играет в азартные и коммерческие игры. Практически весь «золотой век» русской поэзии! «Старик Державин», который Пушкина «заметил и, в гроб сходя, благословил», задолго до этой памятной встречи, в молодости, оказавшись в столице в гостях у своего кузена Блудова, проиграл тому в карты все деньги, которые дала ему мать на покупку имения… Позже, впрочем, Гаврила целенаправленно отыграл всё в московских кабаках, да ещё с наваром и какое-то время жил на выигранные деньги… А тот же Александр Пушкин значился в жандармском Управлении как «известный на Москве банкомёт»…
С другой стороны, чем было занять досуг в то время? Театр, балы и… карты. На светских раутах молодёжь, понятное дело, отдавала предпочтение танцам, а люди постарше охотно играли. Чем более уважаемое общество, тем разнообразнее игры: за одним столом дамы и не желающие думать кавалеры ловят удачу в ломбер или железку (она же баккара), за другим – более серьёзная компания расписывает пульку…
К концу XIX века карты проникают уже практически во все слои общества. Почти у всех игр появляется масса вариантов правил, выходят карточные журналы, в которых пытаются эти правила упорядочить…
пальцыОТ и ДОигры для компаниикарточные игрыкомпанияигрыправилакартыбезикXIX векТОштрафнаказаниеразвлеченияденьгилюдитеатрзапретызарядкатюрьмапищасолнцеправила игры
1495 просмотров
Комментарии