Бильярд. Алагер - отличная игра для небольшой компании
Эта игра принципиально отличается от прочих на бильярдном столе с лузами. Тем, например, что на столе не 16 привычных шаров, а… два. Зато игроков может быть больше двух: оптимально, пожалуй, четыре-пять, иначе долго ждать свою очередь.
Для определения очерёдности удара надо бросить жребий. Напишите, например, номера на листочках бумаги, смешайте их в шапке да и вытягивайте. Или любым иным образом решите, кто после кого играет. Меняться номерами в одной партии нельзя.
Все записи ведутся либо мелом на доске, либо ручкой на листе бумаги. Можно и в ноутбук результаты вносить, и в смартфон - это уж кому как нравится. Обладатель первого номера берёт один из двух шаров и ставит его на любое место в «доме». Отсюда и производит свой первый удар - выставку. Второго шара, если вы ещё не поняли, и вовсе пока в поле нет. При выставочном ударе шар обязательно должен коснуться хотя бы одного борта.
Следующий по очереди ставит второй шар также в любую точку «дома» и должен непременно попасть по первому шару, а по возможности ещё и загнать его в лузу. Если ему загнать-таки удалось, то в таблице результатов против фамилии предыдущего игрока ставится маленький крестик. А вот ежели бьющий не попал по прицельному шару (что бывает крайне редко в трезвой компании), то крестик рисуется уже ему.
Собственно, дальнейшие правила просты. Бьют по очереди только ОДИН РАЗ. Результативных серий не бывает. Для каждого следующего игрока битком становится предыдущий прицельный шар. Если число игроков чётное, то каждый будет всё время играть своим определённым шаром.
Забил шар – поставил крестик (или птичку) предыдущему игроку. Нарвался на штраф – поставил крестик себе. Кстати, правильно забитый шар не засчитывается, если игрок параллельно нарвался на штраф. Крестик ставится только штрафнику.
Игра ведётся по правилам малой русской пирамиды. Забитый шар играется с руки из «дома» следующим по очереди. Упали в лузы оба – шары возвращаются на стол по очереди, как при начальном ударе.
Договоритесь, какое количество крестиков считать «смертельным». Обычно играют до четырёх, после чего их обладатель переходит в разряд зрителей. Остальные бьются до выявления чемпиона.
ТАКТИКА строится достаточно просто: если самому забить сложно, то надо поставить шары так, чтобы создать проблемки следующему. Выставочный (начальный) удар стоит сыграть так, чтобы шар поставить поближе к противоположному короткому борту – фиг его в этом случае забьёшь.
Есть ещё один забавный нюанс, который неплохо бы оговорить до игры. Как известно, нельзя бить с руки из «дома» битком по прицельному шару, расположенному по соседству - в этом самом «доме». Поэтому выставочный шар можно загнать в «дом». То есть следующий по очереди будет вынужден играть довольно сложные дуплетные варианты, чтобы не заработать штрафной крестик на свою голову.
Такую «подставу» легко исключить, если добавить правило, согласно которому в подобной ситуации «дом» временно переносится за заднюю линию, и биток следует расположить уже там. А можно договориться и разрешить играть любые шары - хоть в «доме», хоть вне его. Дело в том, что при ударе с руки из «дома» нельзя располагать ноги и тело таким образом, чтобы они выступали за воображаемое продолжение длинных бортов. Поэтому в ближнюю лузу вы всё равно вряд ли сыграете. Но в принципе можно удобно поставить биток по прямой так, чтобы попасть в дальнюю угловую.
Конечно, класс у соперников зачастую разный, и порой обидно бывает, что тебя «гнобит» хороший игрок, а другой перед «мешком» чувствует себя вольготно, ибо тот его постоянно прощает. Для устранения подобной грустной ситуации любой имеет право предложить положить шар вне очереди. Если ему эту возможность предоставили, но он не загонит шар в лузу, ему приписывается крестик. Забил – крест пишется согласно правилам.
Однако тот, кому сделано подобное предложение, вправе отклонить его. Но тем самым обязуется положить этот шар сам. Если не забьёт, получает крестик, как и положено при нарушении. Это правило также устраняет возможность подыгрыша «нужному» человеку.
Не правда ли, все эти «жизни», «смерти» напоминают бой, этакую войнушку на зелёном сукне? Ну так «алагер» и переводится с французского «на войне» (a la guerre). Вы же наверняка помните, как наш Д'Артаньян-Боярский душевно пел:
"Когда твой друг в крови,
A la guerre comme a la guerre..."
Что в переводе значит: "На войне как на войне"...
Нарушения правил
Штрафуется промах по шару, вылет любого шара за борт, касание шара кием, рукой, машинкой, одеждой и т. п. Наказание стандартное – крестик.
Если играющий выбьет сдуру оба шара за борт, получит два штрафных креста – нефиг лупить как с перепугу!
Может возникнуть и такая ситуация, когда вы завалили шар в лузу, но при этом второй вылетел за борт. Как ни обидно, но к тому заслуженному кресту, которым вы угостили предыдущего соперника, придётся добавить и штрафной крестик себе…
Варианты
АЛАГЕР С КОНТРОЛЬНЫМ ШАРОМ. Разница с основным вариантом лишь в том, что на среднюю точку в самом центре стола ставится третий шар – контрольный. Касание его любым шаром штрафуется крестиком играющему. Если вы положили шар в лузу, а потом «прицепом» ещё и зацепили битком контрольный шар, увы – крестик получит и тот, кого вы «мочите», и вы...
ДОБАВЛЕНИЕ «ЖИЗНИ». Первый «убитый» игрок имеет право опять вступить в эту же партию, но уже не в свою очередь, а за последним (определённым жребием) соперником. Иным словом - «приписаться», но с условием, что он уравнивается с имеющим наибольшее число крестиков. Приписаться имеет право только первый выбывший и только один раз.
ДОБАВЛЕНИЕ «ЖИЗНИ» НЕСКОЛЬКИМ ИГРОКАМ. Разрешается приписываться по одному разу всем. Но когда останутся трое, приписка не разрешается.
Каждый выбывший имеет право приписаться (согласно условию) только в тот момент, когда его «убили». Позднее приписка не разрешается.
АЛАГЕР-АМЕРИКАНКА. Всё то же самое, за следующими исключениями:
а) играют любым шаром, каким удобнее;
б) любой шар, куда и как бы он ни упал, считается;
в) разрешается играть хоть «свой», хоть «чужой».
Если в лузы при ударе упадут оба шара, то записываются два крестика.
рукиправилаигрыдомигры для компанииОТ и ДОТОштрафсмартфонразрешитьнаказаниеА-классвариантыразряддоманомераигранарушенияочередьместопервыйрезультатыправила игры
1124 просмотра
Комментарии