Тысяча
Одна из самых популярных, пожалуй, сегодня игр в России. Достаточно простая, но шансы на успех больше у того, кто внимательно следит за вышедшими картами и хорошо считает.
Произошла, видимо, от французской парной игры большой марьяж. В некоторых источниках ошибочно указывают в качестве прообраза старинную салонную игру марьяж. Вовсе даже зря. Салонное развлечение имеет больше отношение к лото, нежели к благородным карточным играм и почти не имеет точек соприкосновения в правилах с тысячей, к которой, собственно, и перейдём.
ЧИСЛО ИГРАЮЩИХ - от двух до четырёх. Вчетвером один (сдающий) в торговле и розыгрыше участия не принимает, но получает очки за прикуп. Есть вариант и для четырёх без пропуска кона, но он не шибко распространён.
КОЛОДА - 24 листа (от девятки до туза). Каждая карта имеет числовое значение. Старшинство карт: Т (старший) - 11 очков, десятка – 10, К – 4, Д - 3, В – 2, девятка – 0 очков.
ЦЕЛЬ ИГРЫ – набрать раньше других 1001 очко.
Для трёх-четырёх игроков
СДАЧА. В серьёзных компаниях сначала всегда определяют места за столом. Вскрыли всем по одной карте – и расселись по часовой стрелке согласно старшинству выпавших карт. Ещё круг вскрытых карт – старшая сдаёт. После каждого сыгранного кона сдача переходит к сидящему слева и т. д.
Будем считать, что сдавать выпало вам. Потасуйте колоду и положите её на стол перед игроком справа от вас. В культурных компаниях непременно сдвигают не с руки, а со стола, ибо тогда всем хорошо виден съём. А если колода в руке, видно далеко не всё... Короче, смухлевать проще. Но в нашей компании шулеров нет, так ведь? И посему сидящий справа от вас аккуратно сдвигает.
Рекомендую посмотреть опосля снятия нижнюю карту. Если внизу девятка, покажите её всем и вежливо попросите вашего соседа сдвинуть ещё раз. И снова поинтересуйтесь, что там, внизу? Вдруг опять девятка – повторите вышеописанную процедуру. Ежели вам и в третий раз сдвинули под девятку – это уже будет очевидная наглость, которую пренепременно надо наказать. И правила позволяют сие сделать – с лицевого счёта неудачливого сдвигателя надлежит списать 120 очков, пусть учится сдвигать по-человечески! Но третьей девяткой снизу после этого всё же придётся удовлетвориться.
Ещё одна карта внизу колоды требует пересъёма – валет. Его, опять же, надо показать всем, но переснять самостоятельно. Один раз. Результат можно не смотреть – всё равно уже ничего исправить нельзя, будь там хоть валет, хоть даже девятка.
Сами понимаете, что под три девятки подряд сдвигают очень редко. Но бывает. Согласитесь, приятно подложить такую неожиданную свинью сопернику. Так что не ленитесь и не забывайте посмотреть нижнюю карту.
Ну ладно, будем считать, что съём удобоваримый. Сдаём. Начиная с соперника слева от вас, бросаете всем по кругу по одной карте. Если вас трое. Если же вы играете вчетвером, то сдаёте всем, кроме себя. Вы в этом розыгрыше участия не принимаете. А колода сдается полностью по одной карте за круг. При этом ещё три карты откладываются в прикуп. Но в прикуп нельзя бросать первую и последнюю карту, а также две подряд. Всё, можно переходить к торговле.
Хотя подождите – если у кого-то на руках абсолютно нелепая карта без тузов и десяток, нелишним будет посчитать очки до того, как сказать логичный «пас». Если у вас на руках 12 или менее очков, смело показывайте их соперникам и требуйте сатисфакции в виде повторной сдачи. Но вот ежели вы сдуру ввяжетесь в торговлю, польстившись на пришедшую вам сотню, требовать пересдачу уже поздно – поезд ушёл...
ТОРГОВЛЯ ведётся прежде всего за возможность объявить контракт, сделать первый ход, ну и за прикуп, собственно, тоже. Однако у игрока, сидящего следующим за дилером, вариантов нет – он обязан начать торговлю со 100 очков, хочет он того или нет. Это означает тот факт, что, начиная розыгрыш, он обязуется набрать во взятках и на заказанных козырях (хвалёнке) не менее 100 очков.
Козырями становятся король с дамой в одной масти (марьяж) – это хвалёнка, хвал. При заходе в короля либо даму. Стоимость марьяжей разная:
- червовый – 100 очков,
- бубновый – 80,
- трефовый – 60,
- пиковый – 40.
У двух других игроков, в отличие от первого, есть возможность подумать, оценить возможности своей карты. Каждый из них по очереди может либо спасовать, либо заказать более весомый контракт – 105, например. В этой игре все набранные во взятках очки округляются до пяти, посему и торговля ведётся с минимальным шагом в пять очков.
В общем, торг идёт строго по очереди до определения высшего заказа. Причём процесс может длиться не один круг. Лишь когда два соперника спасовали, прикуп и заказ достаются третьему. После паса нельзя уже вновь включаться в торговлю, умерла – так умерла!
При торговле существуют разумные пределы. Если у вас нет на руках ни одного марьяжа, торговаться вы имеете право только до 120 – именно столько можно получить, забрав все взятки. С пиковым марьяжем можно торговаться до 160 (120 + 40), с трефовым – до 180 (120 + 60), ну и соответственно до 200 и 220 с более сильными козырями в бубнах и червах.
В принципе, не так часто случается, что «заруба» идёт до крупных заказов. Чаще всего торговлю выигрывает кто-то смелый на 120, а то и вовсе двое сразу пасуют, предоставляя искушать судьбу первому на «обязаловке».
Выигравший торговлю всем показывает прикуп и забирает себе. Если игроков четверо, то сдающий записывает себе очки за карты прикупа. Попутно заострю внимание на этическом моменте: четвёртому сдающему не стоит заглядывать в карты прикупа до окончания торговли, дабы не подвергать сомнению честность всех собравшихся за столом. Ещё лучше до игры договориться и запретить делать сие под угрозой серьёзного штрафа (очков 50 или 100 будет нормально, чтобы не было искушения, договоритесь об этом до первой сдачи).
Как вы понимаете, в прикупе могут быть как чрезвычайно полезные и даже жизненно необходимые карты, так и всякая дрянь. До игры договоритесь, что считать абсолютной дрянью, требующей пересдачи по желанию того, кто берёт прикуп. Обычно таковой считается два очка (валет и две девятки), либо три очка (дама и две девятки). В некоторых компаниях карта пересдаётся при пяти и менее очков в прикупе. В общем, как договоритесь, но определить предел желательно до начала игры, чтобы потом не спорить.
Кстати, если торговля как таковая не состоялась - двое спасовали сразу, то играющий «обязаловку» забирает прикуп, не показывая соперникам (вчетвером надо, конечно, показать дилеру, чтобы он свои очки записал).
ЗАКАЗ. Продолжаем процесс. Прикуп взят, теперь надо объявить окончательный заказ и раздать по одной ненужной карте (не показывая) соперникам. Окончательный контракт не может быть ниже того, на котором была выиграна торговля. Сколько бы вы потом в розыгрыше очков ни набрали, именно этот контракт будет вам записан. Если наберёте ровно столько или больше – очки пойдут в плюс, хоть на очко меньше – в минус. Округление до пяти в последнем случае не помогает.
Опытный игрок всегда делает оптимальный заказ, дабы ни в коем случае не «влететь», но и не дарить очевидные очки соперникам. Чаще всего играющий отдаёт от одной до трёх взяток. На одну отданную взятку надо считать максимальные 25 очков, на две – 50, на три – 70. Причём старайтесь при раздаче карт и очевидных невыигрышных своих оставлять себе наименьшую карту – меньше ведь при этом достанется соперникам. А ежели вы, к примеру, оставите себе десятку в надежде на то, что туза прокидают, не надейтесь – не прокидают, а вы рискуете отдать больше 25 очков, которые планировали, скажем, для единственной взятки оппонентов.
Если у вас нет козырей, то, даже отдавая всего одну взятку и оставляя себе последнюю девятку, вы вряд ли сыграете и «обязаловку», ибо соперники наверняка оставят на эту последнюю взятку туза и десятку. Но изредка такое чудо случается, когда у кого-то тупо нет карты старше короля...
Если играть выпало вам, а прикуп совершенно не усилил вашу слегка недоделанную карту (скажем, вы не взяли в прикупе туза, хотя у вас на руках сотня или восьмидесятка, которые не имеете права хвалить без взятки), имеет смысл записать себе минус без игры.
В этом случае соперникам плюсуется по 40 очков (120 как бы делится на троих, но вы-то, понятное дело, свои 40 не получите, ибо «горите» на сумму заказа). Если хвалёнки на руках нет и при этом вы отдаёте больше двух взяток – распишите, не теряйте время. На трёх взятках «вороги» наберут, конечно, меньше отдаваемых добровольно восьмидесяти, но всего-то очков на 10-15, так у них ведь и заказанные козыри ещё могут быть! Тогда рискуете подарить кому-то слишком много очков и вызвать тем самым недовольство третьего, которому ничего не досталось, кроме «болта» (о нём - чуть ниже).
И последняя деталь. В некоторых компаниях 120 очков получает тот, кому пришли одновременно или после получения прикупа четыре девятки. Или четвёртую добавил играющий, раздавая по карте. Это правило также надо обговорить до игры. А если четыре девятки придут сразу со сдачи, но в сумме карты составляют 12 или менее очков, то стоит подумать, объявлять 120 или лучше пересдать... Если вы получили 120 очков за девятки, до пересдача отменяется.
РОЗЫГРЫШ. Итак, контракт озвучен. Первый ход, как уже сказано выше, принадлежит заказчику. Нельзя хвалить козырей сразу, надо для начала прибрать минимум одну взятку. Бросать карты следует строго по масти, при её отсутствии можно сбрасывать любую. Появились козыри – обязательно класть козыря при отсутствии масти. Взятку берёт старшая в розыгрыше карта. Всегда ходит тот, чья взятка.
Козыри заказываются заходом в короля или даму марьяжа. При этом обязательно надо торжественно объявить: «Козыри». Или: «Хвалю». Или уж вовсе по-пижонски: «Оно». Важно, чтобы все поняли, что вы захвалили козырей. С этого момента все карты заявленной масти становятся козырными. Но вовсе не обязательно эти козыри просуществуют до конца розыгрыша. Любой, перехватив взятку, может заказать (при наличии марьяжа, естественно) новых козырей. Старые в этом случае становятся просто мастью.
После того как сыграны все карты, каждый считает набранные во взятках очки, плюсуя к ним очки заказанных козырей. Вистующим просто пишутся набранные очки (с округлением до пяти), играющему, как уже было сказано выше, пишется его контракт в плюс, если он его выполнил или перевыполнил, или в минус, ежели недобрал хотя бы одно очко.
Особый знак ставится тому, кому не досталось в розыгрыше ни одной взятки. Визуально это выглядит просто горизонтальной чертой, но название имеет устрашающее: «болт»! Это как жёлтая карточка в футболе. Но там за вторую жёлтую судья с поля удаляет, а за столом всё гораздо демократичней. Даже за второй «болт» вам ничего не будет. И за третий вас не удалят из-за стола на кухню. Но 120 очков в минус – тут уж не обессудьте! Зато опосля сей унизительной процедуры (которая, к слову, сопровождается обычно абсолютно хамскими ухмылками и радостными восклицаниями соперников) вы снова можете получать «болты» безвозмездно! Пока снова не накопите очередные три...
Так или иначе, но количество очков у всех постепенно растёт. Пределом этого роста становится заветное число 880. Называется сие число бочка или бомба, как вам больше нравится. Этот рубеж никак не обойти, ибо именно с него начинается финишная прямая. Причём абсолютно без разницы, на сколько больше вы наберёте в очередном розыгрыше – вам всё равно запишется 880. Но ежели до заветной цифры вам не хватает всего очка, округление и здесь не срабатывает – вам записывается 875.
Итак, что есть бомба (или бочка)? С того момента, как вы достигли этой вожделенной черты, у вас есть три попытки для того, чтобы заказать и сыграть НЕ МЕНЕЕ 121 очка. При том, что соперники будут всячески этому противиться при торговле. Скажем, согласно этике игры сидящий следующим за тем, кто на бочке (когда он на «обязаловке»), должен заказать 120, если нет уверенности в том, что подсад гарантирован. Или объявить эти 120 на второй руке перед тем, кому надо сыграть бомбу.
Без хвалёнки, как вы понимаете, бомбу не сыграть. С небитой картой (если отдали прикуп) есть два варианта. Первый: игрок может набрать 120 очков на всех взятках, но при этом не объявить и не сыграть бомбу. В этом случае два его оппонента получат по «болту», а он останется на бочке, если эта попытка не последняя. Второй вариант: надо обязательно сразу играть бомбу при выигранном контракте. То есть очевидно, что даже при всех взятках ему спишется 120 очков. Опять же, до начала игры определитесь, какой из вариантов принимаете.
Все «болты» на бочке считаются (в отличие от вистов), и можно запросто слететь с неё за третий, самый противный из них.
Особо стоит обговорить ситуацию, когда двое (а то и трое) игроков одновременно набирают по 880 (такое иногда случается). В некоторых компаниях на 120 сбрасывают всех, кто имел несчастье одновременно залезть на бочку. На мой взгляд, это неразумно. Но такой вариант есть, поэтому стоит его обсудить до игры. В противном случае игра продолжается как ни в чём не бывало.
Итак, будем считать, что в предоставленные вам правилами три попытки сыграть бомбу вы не уложились (при четырёх игроках раздача за попытку, естественно, не считается). Ежели вы «ушли» тихо, без борьбы, спасовав на третьей попытке, то получите законные 120 в минус. Ежели бились до последнего и с хвалёнкой вас подбросили при торговле, скажем, до 180, но вы их не набрали, то слетаете уже на 180.
Ничего трагического в том, что вас «грохнули», нет. Ну, ещё раз заскочите на бомбу. А вот ежели вы в третий раз туда заберётесь и не выиграете, тогда действительно будет грустно, ибо слететь придётся до 0. Сие бывает, конечно, не часто. Ещё реже удаётся, заново начав партию, вновь добраться до бочки. И даже выиграть. Но бывает.
Тактически желательно строить игру супротив явного лидера, естественно. Иногда имеет смысл сдержать души прекрасные порывы и не торговаться на хорошей карте, ежели лидер далеко оторвался и сидит на «обязаловке», а его шансы сыграть, судя по вашей замечательной карте, минимальны... Впрочем, решать вам. Всё зависит ещё и от уровня игроков. А то вы пасуете на шикарной карте, а сидящий за вами возьмёт да и брякнет сдуру: «105» на каких-нибудь двух вшивых половинках с двумя тузами. И лидер уходит от подсада, да ещё и вы лишаетесь замечательного заказа...
ВАРИАНТЫ
На 32 картах
В колоде присутствуют ещё восьмёрки и семёрки. Очков они, как и девятки, не приносят. Семёрка, естественно, становится самой младшей картой, восьмёрка согласно номиналу чуть старше. Ну и сдача слегка иная. Каждому сдается 10 карт (строго по две), а две кладутся в прикуп – не первые и не последние.
Выигравший торговлю открывает и берёт прикуп, а затем две ненужные карты сбрасывает. Вот, собственно, и все отличия.
С «тёмными»
Игрок на первой руке может заказать «тёмную» - 120. Не глядя, естественно, в карты. Любой из соперников может перебить игру, заказав хотя бы на пять очков больше. Темнивший не выключается из торговли и может дальше делать заказы, но уже в светлую. Если же никто не стал торговаться, то рисковый игрок берёт прикуп, не открывая, отдаёт по одной карте и пытается сыграть свои 120. Больше заказать он не имеет права, даже если располагает мощнейшей картой. Впрочем, в этом случае всё равно внакладе не останется, ибо очки-то пишутся вдвойне – 240! Вдвойне за набранные очки запишут себе и соперники.
Если сыграть шансов нет, конечно лучше расписать, чем дать кому-то из противников возможность набрать много. Темнивший получает при этом 240 в минус, соперники – по 80 в плюс.
При отсутствии у кого-то взяток ему записывается не один, а два «болта».
Без бочки
Торговля начинается со смешных 40 или 50 очков (определиться надо до начала игры). Иными словами, ежели никто не изъявит желания торговаться, то вышеупомянутый минимум должен сыграть тот, кто на первой руке. Правда, усиленный прикупом, он может значительно увеличить сумму заказа.
Правила, как вы понимаете, гораздо лояльнее. Нет и бомбы как таковой. Нюанс в концовке только такой: если вы перешли барьер в 850 очков, то не рекомендуется оставаться в розыгрыше без взяток. А то кара страшная постигнет: минус 100 очков. Всего-то, тьфу!
По-моему, скучноватый вариант.
Без торговли и прикупа
Вариант годится как для троих (на 24 листах), так и для четверых (на 32 листах). Колода сдаётся по одной карте полностью, без всякого прикупа. Первый ход делает игрок слева от сдающего, далее – тот, кто берёт взятку. Минусов в этом варианте вовсе нет (если есть желание – добавьте за «болты»). Сколько набрал в розыгрыше – все твои. Бомбы тоже нет – кто первым добрался до 1001, тот и победил. Сдают по очереди.
С «золотым» кругом
Вся «позолота» заключается в том, что первый круг сдачи является «обязаловкой» для каждого сидящего за дилером. Ему надлежит взять 120 очков. Без всякой торговли. Прикуп берётся, не открывая карты. Очки пишутся вдвойне. Набрал 120 или больше – 240 в плюс, не набрал – в минус. За висты и прикуп пишется тоже вдвойне. Можно расписывать без игры – соответственно по 80 (а себе, как ни печально, все равно минус 240).
Если никто из трёх (или четырёх) так и не сыграл, все очки аннулируются, придётся начинать сначала. В принципе, неплохая примочка для начала партии – сразу бодрит.
Если на «золотом» круге кто-то остался без взяток, ему светит уже не один, а два «болта».
Вот, пожалуй, и все варианты для трёх-четырёх игроков. Для двоих их тоже несколько, причём они сильно отличаются друг от друга и все по-своему интересны.
Тысяча для двоих игроков
С четырьмя закрытыми картами
КОЛОДА – 24 листа. Старшинство карт и значение – как во всех «тысячных» вариантах. Туз (старший) – 11 очков, десятка -10, король – 4, дама – 3, валет - 2, девятка – 0.
СДАЧА производится своеобычно. Естественно, надо дать сдвинуть колоду. Стоит посмотреть после этого нижнюю карту, ибо она достанется вам. Ежели снизу девятка, покажите её сопернику и предложите ему сдвинуть ещё раз. Не покатит и вторая девятка. С третьей вам придётся смириться, но при этом ваш визави получит 120 очков в минус, что слегка поднимет вам настроение. Если он сдвинул под валета, тоже покажите и «жените» его, пересняв колоду самостоятельно. Но только один раз вне зависимости от той карты, что оказалась внизу.
Итак, погнали сдачу. Сначала кладутся на стол по четыре закрытые карты сопернику и себе (по одной, начиная с оппонента). Следующими четырьмя (опять же, по одной) накройте первые теперь уже открытыми картами. И наконец последние четыре (и снова по одной) сдаются закрытыми и берутся на руки.
РОЗЫГРЫШ. Первый ход принадлежит противнику сдающего. Он может пойти как с руки, так и любой своей открытой картой. После того как сыграна открытая карта, нижнюю можно брать себе в руку, не показывая сопернику. Собственно, если на восьми известных картах сразу не пришла хорошая игра, то и тактика, естественно, строится так, чтобы быстрее узнать неизвестные карты – вдруг там есть нужная половинка для козырей? И зачастую она находится!
Все остальные правила соответствуют описанным выше. В ходе одного розыгрыша могут быть сыграны все марьяжи и, соответственно, постоянно меняться козыри.
После окончания розыгрыша каждый считает набранные очки во взятках и плюсует к ним очки за реализованные марьяжи. Если имеющийся на руке марьяж вам захвалить не удалось, очки за него вы не получаете.
Противник сдающего обязательно должен набрать во взятках не менее 100 очков. Набрал больше – всё пойдёт ему в плюс (с округлением до пяти), недобрал хотя бы одно очко – сотня минусуется. Сдающий всегда пишет в плюс набранные очки.
Выиграть партию можно только с бомбы (или бочки) – 880. Если вы наберёте даже больше тысячи, но точкой отсчёта служили не 880, а, скажем, 875, то вам всё равно запишется только 880. В следующей попытке на первой руке вам уже надо будет набрать не менее 121 очка, чтобы победить. Или слететь до 760. На сдаче выигрыш не считается, даже если вы уже на бомбе.
Три неудачных попытки сыграть бомбу приводят к маленькой трагедии – «полёту» с 880 очков до нуля.
С прикупом и торговлей
СДАЧА производится строго по два листа. Каждому - по 10 карт, ещё четыре кладутся в прикуп (не первые, не последние и не подряд). Торговля начинается с 50, 60 или 100 обязательных очков (определитесь до игры). «Обязаловка», естественно, у противника сдающего.
Сам дилер может как спасовать, так и заявить минимум на пять очков больше. Торговля ведётся до тех пор, пока один из соперников не спасует. Без хвалёнки выше 120 торговаться нельзя. И выше этих 120 можно торговаться только в пределах имеющейся хвалёнки.
Выигравший торговлю берёт любые две карты прикупа, показывая их сопернику. Сносит, не показывая, две ненужные карты и делает окончательный заказ (не ниже того, на котором он выиграл торговлю). Две оставшиеся карты прикупа не смотрятся и в игре не участвуют.
Если играющий берёт все десять взяток, то ему записывается 120 очков (карты прикупа идут ему в актив).
Можно играть как с бомбой, так и без неё. В варианте с бомбой надо договориться, надлежит её играть сразу или в течение трёх сдач, то бишь удержаться на бочке, сыграв более низкий заказ.
На шести картах
Любопытный вариант, напоминает Шестьдесят шесть (Шубу) для двоих.
Сдаётся каждому шесть карт (по две), остальная колода кладётся в центре стола рубашкой вверх – это резерв.
Первый ход делает противник дилера (а сдают, кстати, по очереди), далее ходит тот, чья взятка. Он же первым должен пополнить руку до шести верхней картой резерва. Его сопернику достаётся следующая карта из вышеупомянутого резерва. Взятку берёт старшая в открытой масти карта или козырь, когда он появится.
Козырной мастью, как и во всех «тысячных» вариантах, становится масть марьяжа заходом в короля или даму.
Класть в масть не обязательно. В некоторых источниках я встречал забавное требование ходить в масть в этой игре, но вы попробуйте проследить правильность хода, если карты на руке постоянно обновляются! Спорить будете постоянно. В масть обязательно ходить только на последних шести картах, когда закончится резерв (тогда и проверить соблюдение правил легко).
Первым ходом объявлять козырей нельзя, поэтому сначала идёт бескозырная игра. Сам козырь меняется с объявлением нового марьяжа. После окончания розыгрыша каждый подсчитывает очки во взятках, плюсуя к ним то, что положено за объявленные марьяжи. За последнюю взятку ещё плюсуется 10 баллов.
Вот, собственно, все любопытные варианты этой замечательной карточной игры, выбирайте на ваш вкус. Удачи!
P. S. В некоторых компаниях добавляется такое правило: если после очередного розыгрыша кого-то угораздило набрать 555 очков, его результат обнуляется. Мне это правило не нравится, но упомянуть о нём я обязан. До игры договоритесь, будете вы обнулять эти три пятёрки или нет.
правила игрыкругнастроениеместавкускорольторговляпервыйразвлечениеиграочкикарточкавариантызаказвзяткиправастоимостьТО4ОТ и ДОигры для компаниикартаигрыправилаБольшой марьяжкартыуспехрукидилердилера
924 просмотра
Комментарии