Жизненное пространство для чиновников и банкиров стало архитектурным университетом
Это солидное здание серого цвета на углу площади Ленина, на пересечении Красного проспекта с улицей Орджоникидзе (бывшей Семипалатинской), за свою долгую жизнь повидало всякое. Оно проектировалось и строилось для размещения государственных учреждений Сибири.
Чиновников и тогда было столько, что они не вмещались ни в какие кабинеты. Надо отметить, что первые два десятилетия после революции в организации власти царил полный кавардак: до 1921 года территория Новосибирской области входила в состав Томской губернии, с 1921 по 1925 год — Новониколаевской губернии, с 1925 по 1930 год — Сибирского края, с 1930 по 1937 — Западно-Сибирского края. 28 сентября 1937 года Западно-Сибирский край поделили на Новосибирскую область и Алтайский край, в 1943 году из неё была выведена Кемеровская область, а в 1944 году — Томская. То есть в нынешних границах наша область существует в качестве субъекта федерации только с 1944 года.
Когда проектировалось и строилось здание госучреждений (1923-1924), всё политическое и хозяйственное руководство огромной территорией было сосредоточено в Сибревкоме, который находился в нашем городе — тогдашней фактической столице Сибири. Понятно, что в Новониколаевске специальных зданий для размещения многочисленных госучреждений не хватало. В 1923 году архитектор Андрей Крячков представил властям проект такого здания, которое почему-то стали именовать «Сибирским подворьем».
Предполагалось выстроить четыре этажа; первый предназначался сибирским государственным учреждениям, второй — филиалу Государственного банка. Однако ресурсов поднять все четыре этажа не хватило, и ограничились этими двумя. Фундаменты, естественно, выполнили по первоначальному проекту — в расчёте на четыре этажа, позднее это пригодилось, чтобы надстроить.
Дом этот называли железобетонным, потому что его внутренний каркас состоит из монолитной железобетонной конструкции. Стены сделали кирпичными, оштукатуренными. Входные вестибюли с лестницами объединяли три группы помещений — правое крыло, левое крыло и среднюю часть.
В крыльях располагались служебные кабинеты, в средней части — магазины. Надо учесть, что на площади в начале 20-х годов прошлого века шла оживлённая торговля. В полуподвалах находились складские помещения. В банке на втором этаже интерьер был очень строгий. Единственным украшением можно считать барьеры операционного зала из тёмного полированного дерева и светильники. Места для служащих банка огородили стеклом.
Архитекторы определили стиль здания как рационалистический модерн с чертами конструктивизма, который тогда только зарождался. Надо помнить, что главным зданием тех лет на площади был Городской торговый корпус, также спроектированный Крячковым, и стиль этих двух крупнейших объектов перекликался, они соответствовали друг другу. А вокруг ещё много было простора для базарной торговли, для частного сектора. Ни оперного театра, ни других ключевых для центра города зданий в ту пору не существовало.
Через десять лет после сооружения «Сибирское подворье» надстроили, и дом принял нынешний вид. Андрей Крячков в этом не участвовал. Руководил переделкой архитектор Игнатович, который отошёл от замысла Крячкова и изменил внешний вид здания. Оно приобрело черты так называемого сталинского классицизма. Никто не относился в ту пору к этому строению как к памятнику архитектуры: просто существовало служебное здание, площади которого требовалось увеличить. Их и увеличили. Так поступали со многими каменными шедеврами — надстроили на два этажа реальное училище (где сейчас детская больница скорой помощи),
здание «Сибдальгосторга» (ныне здесь консерватория имени Глинки), представительство Богородско-Глуховской мануфактуры (ныне здесь Почтамт).
Известный новосибирский журналист Алексей Кретинин (увы, ныне покойный) называл их матрёшками: новые стены как бы хранят в себе старые дома меньшего размера. При достройке, естественно, приходилось чем-то жертвовать. Трудно сказать, приобрёл что-либо или потерял наш город в итоге тех архитектурных преобразований.
В здании последовательно размещались Государственный банк СССР, первый в Новосибирске вуз — Институт народного хозяйства (ныне Новосибирский государственный университет экономики и управления), эвакуационный госпиталь, высшая партийная школа, наконец, первый за Уралом архитектурный институт. В марте 1996 года архитектурный институт получил статус академии. В октябре 2015 года академия переименована в Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств (НГУАДИ). Здание принадлежит министерству образования.
Около десяти лет назад на здании архитектурного университета появилась мемориальная доска: «Здесь в 1984-1992 годах работал Черненко Альберт Константинович, ректор Новосибирской высшей партийной школы, юрист, философ, заслуженный деятель науки Российской Федерации». Старшее поколение наших читателей хорошо помнит, что Альберт Черненко (1935-2009) — сын от первого брака бывшего очень недолгое время (чуть больше года) Генеральным секретарём ЦК КПСС Константина Черненко. В жизни Альберт всего добился сам, без помощи влиятельного отца, написал две докторских диссертации, вёл напряженную научную работу.
Начало сибирской архитектурной школе положил Андрей Крячков
Есть некоторая историческая справедливость в том, что студенты получают архитектурное образование в классическом здании, где высокие потолки и большие объёмы помогают мыслить красиво и масштабно. Одновременно здесь обучаются более тысячи юношей и девушек. Студенты проходят обучение на двух факультетах: факультет градостроительства и архитектуры (ФГА) и Факультет дизайна и искусств (ФДИ).
История университета уходит корнями в начало прошлого века. Ещё до революции Андрей Крячков положил начало сибирской архитектурной школе, будучи преподавателем Томского технического института. Бурное развитие городов вдоль железнодорожной магистрали потребовало профессионально подготовленных инженеров-архитекторов. В 1930 году был создан Томский строительный институт, который через три года переехал в Новосибирск. На базе архитектурного факультета Новосибирского инженерно-строительного института образовался НАрхИ — Новосибирский архитектурный институт. Он начал работать 1 сентября 1989 года, став первым за Уралом высшим специализированным учреждением такого рода.
В здании бывшей партийной школы в центре города он поселился в 1993 году. Сама ВПШ переехала в новое здание возле станции метро «Октябрьская», но ещё раньше, в 1991 году, была круто реорганизована — в Сибирский социально-политический институт, на его базе создали Сибирский кадровый центр, а чуть позднее — Сибирскую академию государственной службы.
В архитектурном университете имеется Музей истории архитектуры Сибири имени Сергея Баландина. В его коллекции представлены подлинные исторические фотографии, графические и живописные произведения, предметы интерьера прошлых веков и фрагменты деревянной архитектуры. Интерес вызывают рукописные учебные пособия педагогов-архитекторов 1930-50-х годов, раритетные периодические издания и многое другое.
Этот музей создавал в своё время сам Баландин — заслуженный архитектор России, профессор, автор многих книг по истории сибирской архитектуры. Сергей Николаевич был легендарной личностью. Он родился в Иркутске в 1930 году. Его семья дружила с семьёй Андрея Крячкова, и именно Андрей Дмитриевич пробудил в десятилетнем Серёже интерес к архитектуре.
Баландин успел проучиться у Крячкова в Сибстрине первый курс, но вскоре мэтр скончался. Окончив институт, Сергей Николаевич поступил в аспирантуру, защитил диссертацию, преподавал в родном вузе. В 1988 году стал доктором архитектуры, профессором, почётным членом Российской академии архитектуры и строительных наук. Он отдавал много сил охране памятников истории и культуры. Скончался 13 января 2004 года, через несколько дней после тяжёлой операции.
поколениецветаобразованиеновоеместастеныфотографииторговляпервыйзданиябанкдомажизньгородапространствоинтерьервидархитекторразвитиегородНовосибирскТОуниверситетметроновое поколениесооружениямузейпроектОТ и ДОисторияпособиязданиедомсемьястильюристстиль жизни
1564 просмотра
Комментарии