Имя на карте города: Дзержинский
В конце прошлого года организация «Офицеры России» направила обращение генпрокурору РФ Игорю Краснову с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянку, откуда его убрали в 1991 году. Позже это обращение поддержали некоторые журналисты и писатели, среди которых Захар Прилепин и Александр Проханов. Словом, запустили "волну"...
Памятник основателю Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) по борьбе с контрреволюцией и саботажем Феликсу Дзержинскому, который представляет собой 11-тонный монумент работы известного скульптора Евгения Вучетича, был воздвигнут в 1958 году. 22 августа 1991 года после провала путча ГКЧП памятник, входящий в число объектов культурного наследия, был снесён и перемещён в парк "Музеон" на Крымском валу. С тех пор в обществе не затухают споры, возвращать его на место или не возвращать. По столичному законодательству перемещение памятников культурного наследия запрещено и допускается только в случае принятия решения правительством РФ. Вот этого решения и добивается "инициативная группа"...
Не памятником единым...
В нашем городе тоже есть памятник Дзержинскому. Он гораздо скромнее своего столичного собрата, никогда не вызывал такого ажиотажа, как в Москве, да и художественной ценности вроде не представляет. Памятник находится в одноимённом районе около парка культуры и отдыха имени всё того же Дзержинского. В топонимике Новосибирска фамилия Феликса Эдмундовича встречается очень часто: ещё есть проспект Дзержинского, Дом культуры имени Дзержинского… В отличие от некоторых революционных деятелей, имена которых увековечили в названиях новосибирских улиц, «железный Феликс» у нас побывал в начале 1922 года с чрезвычайной миссией по организации отправки продовольствия в голодающие промышленные районы России.
Дзержинский район основан в 1933 году. Первоначальное название этой части города — Ипподромская, затем — Горнозаводская. В 1931 году здесь хотели построить завод горного оборудования, но в 1936-м переориентировали предприятие на самолётостроение, в 1938 году в небо поднялись первые новосибирские самолёты. В 1980 году из Дзержинского был выделен Калининский район. В Дзержинском районе 220 улиц и переулков, основные магистрали — проспект Дзержинского, улицы Авиастроителей, Кошурникова, Бориса Богаткова, Учительская. Протяжённость района с запада на восток 5,5 км, с юга на север — 5 км. Площадь – 41,3 кв. км, население - 174 тысячи человек. В районе 21 школа, но ни одного высшего учебного заведения.
Парк имени Дзержинского — конечная остановка многих видов транспорта. Парк расположен на склоне долины речки Каменки с естественным берёзовым лесом. Вдоль проспекта Дзержинского высажены ели, декоративные деревья и кустарники. Со стороны проспекта просматривается вышеупомянутый памятник "железному Феликсу".
«Железный Феликс»
У Янки Дягилевой есть песенка «По трамвайным рельсам», а в ней такие слова: «Если встретят, ты молчи, что мы гуляли по трамвайным рельсам. Это первый признак преступления или шизофрении. А с портрета будет улыбаться нам «железный Феликс», это будет очень точным, очень справедливым наказанием за то, что мы гуляли по трамвайным рельсам...» Гуляла Янка с друзьями, возможно, по трамвайным рельсам проспекта Дзержинского…
«Железный Феликс» — этот образ накрепко внедрился в народное сознание тех, кто постарше. Однако был ли Феликс Эдмундович действительно «железным» — большой вопрос. Некоторые его соратники отмечали, что он страдал от чрезмерной чувствительности и умер в 1926 году в возрасте 49 лет от сердечного приступа — после резкого выступления с критикой Пятакова и Каменева на пленуме ЦК. Вполне возможно, что его борьба с беспризорностью диктовалась искренней любовью и жалостью к детям. При этом в качестве шефа ВЧК Дзержинский осуществлял массовый террор, провокации, брал людей в заложники. Заявлял: «там, где пролетариат применил массовый террор, там мы не встречаем предательства», «право расстрела для ЧК чрезвычайно важно... даже если меч её при этом попадёт случайно на головы невиновных».
Мало кто знает, что Дзержинский был горячим сторонником Троцкого и поддерживал его против Ленина. Однажды всё ГПУ хотел было поднять на защиту Троцкого. Однако затем отошёл от своего кумира, занял «правильную линию партии», за что удостоился похвалы Сталина. В общем, однозначным человеком этот пламенный революционер не был…
Детство его счастливым назвать нельзя. Сын бедного польского дворянина, учителя гимназии. В отличие от своего будущего соратника Ульянова, у которого отец тоже работал в царской гимназии, учился Феликс плохо: в первом классе остался на второй год, а восьмой класс и вовсе не окончил; русский и греческий языки, как указано в справке, знал «неудовлетворительно». Сохранилась странная история о том, будто в детстве он по неосторожности застрелил из ружья свою сестру; по другой версии, курок нажал его брат Станислав. Феликс поначалу мечтал стать ксендзом, но каким-то странным образом он стал профессиональным революционером. Одиннадцать лет в общей сложности провёл в тюрьмах и ссылках. 25 октября 1917 года руководил захватом главного почтамта и телеграфа в Петрограде.
После революции занимал высокие руководящие должности: председатель ВЧК, нарком обороны, нарком внутренних дел РСФСР, председатель ГПУ РСФСР, нарком путей сообщения СССР, председатель ОГПУ СССР, нарком Высшего Совета народного хозяйства СССР. Похоронен у Кремлёвской стены. После смерти его объявили одним из главных революционеров, соратником Ленина, основателем ВЧК.
Обозреватель "Газеты.ру" Григорий Бовт недавно напомнил о деяниях основателя ВЧК в связи с публичным обращением ряда товарищей восстановить памятник на Лубянке в Москве на прежнем историческом месте. Во имя восстановления «исторической справедливости», поскольку это часть «нашей истории, которую надо ценить и любить», как написали авторы соответствующего обращения...
"Именно Дзержинский, тогда верный соратник скорее Троцкого, чем Ленина, стал в 1918 году одним из идеологов и, главное, практиков «красного террора». Это он приказывал брать в заложники представителей «контрреволюционных элементов» – и затем расстреливать. Он считал, что самая действенная мера по предупреждению(!) сопротивления, саботажа и контрреволюции – это «арест и заключение всех заложников и подозрительных в концентрационных лагерях». Сталинские «разнарядки» по требуемому числу репрессированных для каждой области, спускавшиеся сверху, это лишь воспроизводство ранних практик ВЧК при Дзержинском.
Дзержинский рьяно настаивал на том, чтобы чекисты (понимая организацию скорее как Орден) имели право расстреливать людей без суда и следствия. Он считал, что для революционера не существует объективной честности, «для него честно только то, что ведёт к цели».
Иногда «подозрительных» сразу расстреливали, для острастки. Так подлежали расстрелу, например, весной 1918 года все, кто просто осмелился бежать с территорий, контролируемых большевиками. Скажем, на Дон. Расстреливали не только «буржуазных элементов», но и практически всех нарушителей революционных законов, например, воров, карманников, тех же беспризорников (да, он любил – и детей тоже). И уж тем более тех, кто посмел возвысить хоть бы и мирный голос протеста против «власти рабочих и крестьян». Например, в июне 1918 года ЧК были расстреляны участники митинга рабочих Берёзовского завода под Екатеринбургом, протестовавшие против массовой и беспорядочной реквизиции всего и вся (в том числе квартир) в исполнении дорвавшейся до власти большевистской гопоты.
На местах первые чекисты вообще творили средневековые зверства (впрочем, они могли брать пример с «великих французских революционеров» эпохи термидорианского террора). Например, в Воронеже арестованных помещали голыми в бочки, утыканные изнутри гвоздями, и катали так до смерти. В Харькове скальпировали и сдирали кожу с живых. В других городах сажали на кол, распинали живьем, побивали камнями, рубили шашками, варили в кипятке, четвертовали лебедками, отрезали живым конечности пилой, зимой обливали водой и оставляли на морозе. Женщин, понятное дело, насиловали. И хотя формально «красный террор» был прекращён в ноябре 1918 года, на деле он продолжался ещё долгие-долгие годы..."
В Новониколаевск в январе 1922 года Дзержинского направили с чрезвычайной миссией – организовать регулярную отправку продовольствия железнодорожными составами в голодающие Поволжье и промышленные районы страны при ужасающем состоянии железнодорожных путей, паровозов, вагонов. В декабре 1921 года из Новониколаевска ушло лишь 34 вагона с продовольствием, в январе 1922 года — 60. Задача стояла – отправлять по 200 вагонов день… После активного участия «железного Феликса» в феврале отправили 122 вагона, а уже в марте сибирские дороги выполнили задание: ежесуточно грузили и отправляли по двести вагонов с продовольствием, всего отправили более двух с половиной миллионов пудов хлеба. Была выполнена грандиозная хозяйственная задача, в значительной степени налажена работа железной дороги…
Внешность Дзержинский имел действительно мужественную. Современники уверяли, что он почти не моргал, глаза его казались парализованными. Часто спал там же, где работал, в кабинете за ширмой; туда же курьер приносил ему еду, которую ели и другие сотрудники ЧК. Был женат на Софье Мушкат, она родила ему сына Яна.
ТООТ и ДОисторияпамятникдомсловаработадорогиЧеловексознаниенаселениефамилиястраныборьбаА-классгородадеревьяпаркместопервыйвнешностьстены
985 просмотров
Комментарии