• Подать Объявление
    и рекламу
Объявления для:

Начало телевизионной эры в Новосибирске

Окном в Сибирь можно назвать Новосибирскую студию телевидения, которая провела первый рабочий эфир 7 августа 1957 года. То время называют «политической оттепелью». В стране, как бы стряхнувшей с себя груз сталинских цепей, возникла мощная волна надежды на будущее: в науке, литературе, кино, театре, живописи рождались новые направления, появлялись яркие талантливые люди. Не обо всём ещё можно было публично говорить, но уже открыто обсуждали многие темы, о которых и шептаться прежде было опасно.

И это была не просто эйфория, не просто настроение — вот сейчас, сейчас мы засучим рукава и построим коммунизм. Действительно рукава засучивали и строили многое. Например, у нас в Новосибирске в эти годы возводились Академгородок, первая в Сибири гидроэлектростанция и рукотворное море — куда уж масштабней! В марте 1958 года начала выходить ежедневная газета «Вечерний Новосибирск» — первая газета такого формата за Уралом. На месте городских пустырей поднимались кварталы пятиэтажек, которые радостно занимали счастливые новосёлы. Вот в такой атмосфере — бодрости, надежды, энтузиазма — и появилось новосибирское телевидение. Этого заряда бодрости хватило ему на долгие годы.

Строительство телецентра началось в 1956 году: в самой высокой точке города, на левом берегу, выбрали пустырь 54–го квартала Кировского района и к лету 1957 года сдали в эксплуатацию башню–мачту высотой 192 метра и радиусом действия до тысячи километров. Её воздвигали новаторским методом — при помощи самоподъёмного крана, которым управляли с земли. Кран устанавливал очередную секцию и сам себя поднимал на новый уровень. Но, разумеется, без людей никуда: основную работу выполняла бригада верхолазов Д. Санькова.

В то время телевизионные передачи из Москвы не доходили до Новосибирска. Вряд ли наши деды и бабушки массово закупали дорогие телеприёмники в ожидании передач, которые то ли будут, то ли нет. Поэтому телевизоров у народа почти не было. Но когда их удачливые обладатели увидели 7 августа первую телевизионную передачу из недостроенной ещё студии, в городе это произвело фурор. Только и разговоров было — о телевидении. Диктор Л. Луцко красивым голосом возвестила о начале телевизионной эры в Новосибирске.

Дело даже не в том, что именно показали — дело в самом чуде, в техническом чуде переноса изображения в квартиру. Не надо идти в кинотеатр, покупать билет, занимать на время казённое кресло — садись на свой диван и смотри. По большому счёту, в тот день произошёл качественный рывок в улучшении быта новосибирцев. Передача длилась чуть более двух часов: показали документальные фильмы «Путешествие по Швеции», «Из Рима в Милан» и художественный фильм «Весной».

Прошлое фабрики новостей — перед глазами

В 2007-м году, в связи с 50–летием, начал формироваться музей истории Новосибирской студии телевидения. Его хранителем и директором стала Роза Литвиненко, отлично известная старшему поколению новосибирцев своими замечательными передачами о кино. В советские годы фильмы были очень популярны, интерес к жизни актёров был колоссальный. Роза Александровна знакомила зрителей со звёздами первой величины, которые часто наведывались в наш город.

Когда люди узнали о создании музея, они понесли сюда книги, фотографии, вещи, так или иначе связанные с первыми годами существования телевидения. Экспонаты хранятся за стёклами, они специально освещены так, что возникает впечатление, будто они на экране. Особую ценность представляет старый звуковой аппарат, при помощи которого монтировался звук. Плёнку резали вручную, потом склеивали. Чуть не там получился шов — переделывали. Режиссёр сидел рядом с монтажёром, командовал, проверял.

На древнем студийном столике в музее стоит чёрно–белый телевизор. За этим столиком во время съёмок сидели знаменитости прошлых лет. Хранится в музее и модель телеприёмника 1959 года. Аппарат так изношен, что когда поступил в музей, производил только звук — картинки не было. Но затем работникам музея принесли лампы и трансформатор. Старожилы помнят, что в шестидесятые-семидесятые возле каждого телевизора стоял такой прибор — трансформатор или стабилизатор, который оберегал телевизор от скачков напряжения и подавал нужный ток.

Вообще–то первые телевизоры в СССР начали производить в Ленинграде в 1932 году, но в быту они появились уже после войны. Известность получила марка телеприёмника «Москвич–Т1» 1946 года создания. Этот аппарат давал звук и картинку хорошего качества, но быстро выходил из строя: через полгода работы нужно было менять его кинескоп. К тому же стоил он непомерно дорого — 3,5 тысячи рублей, это было роскошью даже для состоятельных людей. А программы в Москве тогда шли только два дня в неделю с 19 до 23 часов.

Настоящим первым массовым телевизором в СССР стал знаменитый КВН–49 (КВН — это первые буквы фамилий инженеров: Кенигсон, Варшавский, Николаевский). Стоил аппарат примерно 900 рублей, это тоже было дорого, несколько месячных зарплат, но и работал аппарат долго и надёжно. При солидном весе — 29 кг — приёмник имел крошечный экран: 14х10,5 см. Для увеличения картинки завод выпускал специальные линзы: их наполняли дистиллированной водой или глицерином и ставили перед экраном. Известно, что Сталин смотрел телепередачи по КВН–49. Выпускали разные модификации этого телевизора до 1960 года.

Есть в музее, конечно, и главное орудие первых телевизионщиков — громоздкие, тяжёлые камеры, оснащённые педалями. Частенько они наезжали на ноги гостей. Ведущий в студии, чтобы показать рисунок или фотографию крупным планом, обычно вставал из–за столика и подносил их к объективу.

Сейчас эра цифрового телевидения — совсем другое качество, другой принцип работы. Но кто знает: может быть, лет через пятьдесят и нынешняя техника будет удивлять посетителей музея своим несовершенством.

Как для взрослых, но лучше

Как только закончились пробные передачи телецентра и началось постоянное вещание, в феврале 1959 года была организована редакция для детей и юношества. По численности в то время она оказалась самой большой. Её сотрудники исповедовали принцип: «Для детей надо делать всё так же, как для взрослых, но только лучше». Передачи для малышей и подростков выходили два раза, а позднее и три раза в день по 15-30 минут — в месяц получалось 10-12 часов.

Нынешние взрослые новосибирцы, солидные дяди и тёти, наверняка помнят своих любимых героев детства — Телевичка, Буратино, Мурзилку, Алёшу Кисточкина и Сеню Книжечкина, проживших на экранах долгую жизнь. В музее новосибирского телевидения хранятся кукольные персонажи тех славных лет. Когда появились московские передачи и наши дети увидели столичный вариант Буратино, они дружно заявили, что наш Буратино — лучше.

В детских передачах охотно участвовали знаменитые люди — не в погоне за рейтингами, чего тогда вообще не было, а с целью привить ребятишкам полезные навыки, любовь к знаниям. Основатель Академгородка Михаил Лаврентьев ради детей забирался на дерево — на съёмках передачи «Путь в науку», созданную по его инициативе. Учёные рассказывали о себе, о выборе жизненного пути, отвечали на письма зрителей. В этой передаче участвовали академики Г. Мигиренко, Е. Мешалкин, С. Беляев и другие светила науки. Народный артист СССР Иннокентий Смоктуновский беседовал с выпускниками школ — доверительно и серьёзно. Выдающийся тренер Анатолий Тарасов давал подросткам спортивные советы, в частности совет никогда не пользоваться лифтами, а подниматься по лестницам исключительно пешком — для формирования выносливости. Маэстро Арнольд Кац со своим симфоническим оркестром исполнил в детской передаче волшебную песенку «В лесу родилась ёлочка».

В передаче «Малышка» появлялись детские любимцы–дикторы: тётя Галя (Г. Целищева), тётя Лена (Е. Батурина), дядя Боря (Б. Барышников), а также маленькая девочка Настя (впоследствии создатель и ведущая «Бизнес–новостей» Анастасия Журавлёва). В передачах «Рассыпушки» и «Дважды два — четыре» играли роли обычные дети. В роли Мюнхгаузена выступал Алёша Самолётов (впоследствии известный новосибирский тележурналист, ныне работающий в Москве).

Ярким явлением на нашем телевидении стала серия фильмов «Физика для малышей», автором, режиссёром и ведущим которой был Леонид Сикорук. Можно сказать, что это был первый в истории отечественного телевидения научно–популярный сериал. За ним последовали «Геометрия для малышей», «Астрономия для малышей» и другие. Фильмы Сикорука смотрели не только в Новосибирске и в СССР, но и в десятках других стран.

А была ещё такая передача — «Клуб юных техников». Она учила школьников собирать радиоприёмники, строить самолёты и машины, играть в шахматы.

Конечно, такие подходы к созданию передач детской студии приносили ей необыкновенную популярность среди телезрителей.

Визитная карточка НСТ

Визитной карточкой новосибирского телевидения многие годы в советское и постсоветское время служила ежедневная информационная передача «Панорама». Она появилась на свет в 1979 году благодаря усилиям главного редактора службы информации Игоря Соснина (впоследствии главного редактора газеты «Вечерний Новосибирск»), старших редакторов В. Вершинина и В. Фролова.

Поначалу информационная передача именовалась «Панорама новостей», была недельной, итоговой — выходила в эфир по пятницам в течение получаса. Затем её название слегка изменили: «Панорама: информационное обозрение». Сейчас сложно в это поверить, но долгое время «Панорама» была единственной передачей во всей Сибири, освещавшей местные события.

В 1987 году, в период перестройки и гласности, эту программу усилили молодыми, инициативными тележурналистами, она стала выходить пять дней в неделю. При подготовке материалов в эфир журналисты стремились не только показать события и факты, но и выразить свое личное отношение к этим фактам, что привлекало к экранам множество зрителей. Важнейшие события дня освещал и комментировал Владимир Ларин; Лариса Романова устраивала разоблачительные рейды с сотрудниками правоохранительных органов; Андрей Лаврушенко умел в повседневной жизни отыскать любопытные, необычные явления; Елена Исюк готовила острые репортажи на общественно–политические темы; Владимир Марсаков объективно и откровенно рассказывал о трудовых нелёгких буднях сибирских крестьян.

В девяностые годы в Новосибирске появились частные телекомпании, и журналистам «Панорамы» довелось работать в условиях жёсткой конкуренции, но они легко удерживали свою зрительскую аудиторию и заметно выигрывали в оперативности.

В феврале 1993 года на нашем телевидении родилась первая межрегиональная информационно–публицистическая программа «Губернские новости», инициатором создания которой и одним из ведущих стал Александр Моисеев. В ней не только подводились итоги уходящей недели в Новосибирской области, но и рассказывалось о жизни соседей — Томской и Кемеровской областей, Алтайского края. Такой подход — попытка дать широкую, объёмную картину сибирской жизни — тоже был новаторским в то время.

«Панорама» прекратила свое существование в 2002 году: причиной стало вхождение телекомпании в качестве дочернего холдинга в состав Федерального государственного унитарного предприятия ВГТРК и соответствующие изменения общей сетки вещания. Многие бывшие сотрудники редакции информации телекомпании «Новосибирск» ныне трудятся на ведущих должностях в различных студиях страны.

путешествиеновыйнастроениеэфиризображенияпрограмма7розафотографииА7вещипервыйфактызвукуровеньдеревопопулярностьсобытиянародныйновостиэкрансериалмодельжизньгородасветкарточкаосновательлюдипанорамасоветыморедетистраныСибирькамерыбудущеекнигифильмыгородАкадемгородокНовосибирскТОмузейстроительствоОТ и ДОкинолюбовьизменениягазетафильмтелевизор


689 просмотров
Николай ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Комментарии

Добавить комментарий

Правила комментирования