Факел Мельпомены в купеческом клубе
Тридцать лет назад – 20 января 1995 года - «Красному факелу» было присвоено звание академического театра. Он и сейчас является одним из самых любимых у новосибирцев. У театра и здания, в котором он творит, довольно любопытные истории, которые соединились почти сто лет назад...
Как Деловой клуб стал театром
Здание Коммерческого собрания, который ныне занимает театр «Красный факел», стоит особняком в ряду творений архитектора Крячкова в нашем городе. Андрей Дмитриевич Крячков (1876-1950) в начале прошлого века фактически создал лицо Новониколаевска-Новосибирска. До 1917 года по проектам Крячкова в Новониколаевске были построены реальное училище имени Дома Романовых (ныне детская больница), механизированный кирпичный завод, двенадцать школ различной вместимости, Городской торговый корпус, здание торгового филиала Богородско-Глуховской мануфактуры московских фабрикантов Морозовых (сейчас здесь главпочтамт), выложены стены Дома инвалидов Первой мировой войны (Дом офицеров).
Все другие здания Андрея Дмитриевича предназначены для нужд образования, торговли или управления, то есть служат важным общественным функциям, а Деловой клуб (или Купеческий клуб — ещё и так называли это строение) возводился для неофициальных встреч, банкетов и развлечений привилегированной части новониколаевской буржуазии. Конечно, проходили там и деловые переговоры, но в первую очередь это был именно клуб — для неформального общения и отдыха людей одного социального круга.
Поэтому и место для него было выбрано в стороне от главного массива жилой застройки в конце Кузнецкой улицы, на краю естественной рощи, превращённой позднее в Михайловский сад, и немаленький сад — 12 гектаров. Для сравнения: нынешний Центральный парк занимает 10 гектаров.
Поэтому и архитектура Делового клуба сочетает в себе особенности роскошного загородного особняка с городским зданием. Оно должно было быть и представительным, и уютным. В клубе имелись зрительный зал, зал собраний, банкетный зал, фойе, вестибюль с гардеробом, буфет, зимний сад, специальные клубные помещения и гостиные.
Это довольно обширное строение размером 31 метр на 65, имеющее, как говорят архитекторы, сложное объёмно-пространственное решение. Кирпичные стены оштукатурены. Фундаменты бутовые, крыша чердачная с металлической кровлей. К городу здание обращено его одноэтажной частью, где находится зрительный зал. Это позволило придать восточному фасаду некую монументальность. Взгляд останавливается на четырёхколонном портике из пилястр ионического ордера.
Вход Крячков решил разместить сбоку, чтобы подчеркнуть приватный характер здания. Противоположная часть, выходящая в сад, наоборот, открыта и приветлива. Здесь выделяется ризалит (ит. risalita — выступ) с балконом на уровне второго этажа, с треугольным полуфронтоном (фр. fronton — лоб; завершение фасада в виде треугольной плоскости, ограниченной двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания).
Парадность здания подчёркивает широкая лестница с балюстрадой (фр. balustrade — ограждение из ряда столбиков-балясин, соединённых сверху балкой). Таких изящных особняков до тех пор не существовало в провинциальном Новониколаевске.
Надо отметить, что Крячков не только проектировал это и другие здания, но и тщательно контролировал строительство: он отличался ещё и организаторским талантом. Иначе в такие короткие сроки ни двенадцать школ, ни торговый корпус, ни реальное училище, ни Купеческий клуб построить было бы невозможно.
В 1918 году здание клуба занял исполком городского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, и его помпезно именовали в ту пору Домом революции. Здесь же расположились штаб красной гвардии и совет профсоюзов. Затем случился мятеж, белочехи захватили Дом революции, арестовали членов исполкома. Советская власть на время рухнула, а после её восстановления здание получило другой титул — Дворец рабочих.
В 1922 году сюда из Омска переместился Сибирский государственный театр музыкальной драмы (Сибгосопера). Наконец, ещё через десять лет в знаменитом здании первый спектакль сыграл театр «Красный факел», обосновавшийся здесь навсегда. Правда, в годы Великой Отечественной войны он уступил свою крышу Ленинградскому академическому театру драмы имени Пушкина, сам перебрался в Кузбасс. Кстати, двадцать пять актёров «Красного факела» сражались в действующей армии.
Крячков строил это здание в 1912-1914 годах. Естественно, за сотню лет оно не могло сохраниться в первоначальном виде. Первая большая реконструкция случилась в 1936-1937 годах по проекту архитекторов Осипова и Болотина. Тогда возвели сценическую коробку с артистическими комнатами вокруг в два этажа, репетиционный зал, ложи. С севера к фасаду, выходящему на улицу Ленина, пристроили знакомую всем нам полукруглую ротонду (ит. rotоnda — круглая; круглая в плане постройка, обычно увенчанная куполом). Эта ротонда подчёркивает расположение лестницы и оконного проёма. Ампирные фронтоны превратили в уступчатые парапеты.
В 1952 году под руководством архитектора Осипова провели вторую реконструкцию, в основном внутри помещения. Тогда расширили сцену, заменили портал — вырез в передней стене сцены, отделяющий её от зрительного зала.
Самое глобальное обновление здания произошло не так давно — в 2004-2007 годах. Полностью заменили старые перекрытия, инженерные коммуникации, соорудили малую сцену, балкон в большом зале, ниши в стенах фойе первого этажа. Восстановили утраченные элементы фасадов: оконные проёмы портика восточного фасада, декоративные элементы обрамления окон, изображения факелов восточного фасада. Крышу увенчал куполообразный фонарь.
Роскошное дореволюционное здание и сейчас остается одним из наиболее интересных и красивых в Новосибирске. Оно — объект культурного наследия регионального значения.
Театр: с берега южного моря в морозную Сибирь
Первые спектакли театр «Красный факел» представил публике в солнечной Одессе в 1920 году. Ещё шла Гражданская война, время было более чем смутное, казалось бы — не до театральных забав. Однако группа молодых актёров под руководством режиссёра и педагога Владимира Татищева рискнула объединиться в творческий коллектив и выйти на сцену. Отработав в городе у моря один сезон, молодой театр отправился на гастроли по городам и весям разрушенной страны.
Более десяти лет творческий коллектив провел на колёсах. Кочевая юность закалила театр, заложила традиции стойкости, которые помогли ему со временем стать академическим — сибирским МХАТом. Одиннадцать лет «Красный факел» зажигал в Харькове, Киеве, Севастополе, Нижнем Новгороде, Перми, Курске, Минске и многих других городах. Но постепенно в коллективе зрела мысль о стационарной жизни, о собственной материальной базе, о спокойной творческой работе. Рассматривались варианты — Свердловск и Ленинград. Но окончательный выбор пал на Новосибирск; возможно, ключевую роль сыграло и то обстоятельство, что город смог выделить актёрам замечательное здание бывшего Коммерческого собрания — Дворец рабочих.
В ноябре 1932 года «Красный факел» представил новосибирской публике премьеру «Гоп-ля, мы живём!» Э. Толлера. Название пьесы весёлое, хорошее, его в полной мере можно было назвать девизом новосёлов. Однако не всё на новом месте пошло удачно: в Новосибирск с театром приехали тринадцать актёров, а через год из их числа осталось только четверо. Тогдашнему художественному руководителю театра Федору Литвинову удалось объединить «старых» краснофакельцев с приглашёнными в труппу артистами, в числе которых оказалась и Вера Редлих (1894-1992).
Некоторые специалисты утверждают, что по силе влияния на культурную и духовную жизнь Новосибирска Вере Павловне до сих пор нет равных. Она принадлежала к высшему слою художественной интеллигенции начала прошлого века. Училась у Константина Станиславского, Владимира Качалова. В кругу друзей её юности — Марина Цветаева и Максимилиан Волошин. Снималась в кино вместе с Фёдором Шаляпиным. Её мужем был народный артист России Сергей Бирюков (1897-1962) — внучатый племянник Петра Чайковского.
Начинала Редлих как актриса в театрах Москвы, но более прославилась как педагог и режиссёр. Руководителем «Красного факела» Вера Павловна была 15 лет — с 1945 по 1960 год. В пятидесятые годы театр гастролировал в Москве, успех был таким потрясающим, что тогда-то его и назвали «сибирским МХАТом». В 1960 году Вера Павловна уехала в Минск, где продолжила свою педагогическую и театральную деятельность.
изображениястенысезонПетрапервыйместоочередьзданиялестницыкрышанародныйпарктеатрдомажизньвариантыжилой домстраныСибирьгородНовосибирскТОстроительствообновлениеОТ и ДОкиносадзданиедомархитектурарасположениеклуб общениявыборреконструкцияуспех
13 просмотров
Комментарии