Средства передвижения в деталях. Как дорожают автомобильные запчасти в России
В этом году весенне-летний автомобильный сезон российский рынок запчастей встречает в хорошей форме. Ему удалось в целом справиться с дефицитом и обуздать ценовую турбулентность. Однако есть и тревожные тенденции, связанные с распространением поддельных деталей.
Весна — время подготовки автомобиля к интенсивным летним поездкам. В этом году сезонный рост спроса на автокомпоненты российский рынок автозапчастей встречает на подъёме. Последние годы он динамично развивается. По данным «Автостата», за последние пять лет он вырос более чем на треть. Если в 2018 году ёмкость вторичного рынка автозапчастей (то есть те детали, которые приобретаются для обслуживания уже находящихся в эксплуатации автомобилей) в России оценивалась на уровне $22 млрд, то по итогам 2023 года она приблизилась к отметке в $30 млрд, то есть на 36% больше.
По подсчётам «Автостата», сейчас более трёх четвертей продаж (76%), или примерно $23 млрд в год, приходится на детали для иномарок и $7 млрд (23%) — на запчасти для автомобилей традиционных российских марок. Что же касается структуры рынка автокомпонентов по типам деталей, то, по оценкам «Автостата», самую крупную долю здесь занимают шины — почти 11% от общей ёмкости рынка запчастей. На втором месте — детали подвески (более 10% доли рынка), на третьем — масла и эксплуатационные жидкости (8,4%). Также в топ-10 типов автокомпонентов по доле рынка входят запчасти тормозной системы (6,1%), фильтры (4,7%), детали рулевого управления (4,4%), электрооборудования (4,1%), трансмиссии (3,9%), кузовные детали (2,9%) и аккумуляторы (2,7%).
Стабилизация движения
Ключевая причина продолжающегося роста российского рынка автозапчастей связана с общим старением автопарка в стране. Из-за санкционного давления, ухода западных производителей и взлёта цен на новые автомобили в России продажи буксуют — потребители откладывают обновление своего личного автопарка. Как следствие, растёт срок использования авто. По данным «Автостата», средний возраст автомобиля в России в прошлом году достиг почти 15 лет, в то время как, например, в 2019 году этот показатель составлял 13 лет. Чем старше автомобиль, тем больше сервисного обслуживания и запчастей ему необходимо.
Два года назад с началом СВО на российский рынок автозапчастей обрушился ворох проблем, связанных с уходом ведущих мировых автопроизводителей, которые имели в России налаженные поставки не только автомобилей, но и деталей для их обслуживания. Постепенно участники рынка сумели адаптироваться к новой реальности, наладив новые каналы поставок. «Дефицит, который наблюдался в 2022 году, был преодолён ещё в прошлом году. Опасения, что новые для российского рынка брэнды не смогут организовать логистику запасных частей, не оправдались», — рассказывает Роман ТИМАШОВ, директор по сервису автодилера «Автодом Алтуфьево». «В целом дефицита автозапчастей в России нет. Автовладельцы найдут 90% необходимых запчастей для ремонта и обслуживания без особых проблем», — успокаивает Татьяна ОВЧИННИКОВА, директор сети автосервисов Fit Service.
Наряду с проблемой дефицита на рынке автозапчастей в целом удалось справиться и с ценовой турбулентностью. Многие участники рынка вспоминают, как в середине позапрошлого года розничная цена многих видов автодеталей в одночасье подскочила на 40–50% и более. Однако за последние полтора года ситуация стабилизировалась. Сейчас цены на популярные группы деталей зависят прежде всего от колебаний валютного курса. По словам Игоря СЕРЕБРЯКОВА, директора департамента послепродажного обслуживания ГК «Автоспеццентр», в среднем за 2023 год автозапчасти подорожали на 10–13%. Например, цена свечей зажигания и других расходных материалов увеличилась всего на 3–5%, аккумуляторы и тормозные колодки подорожали на 10–15%.
Примерно на таком же уровне подорожание автодеталей будет и в текущем году, полагают эксперты. «Цены на запчасти стабилизировались. Если не случится политических или экономических потрясений, в текущем году они останутся на таком же уровне, их рост ожидается не более чем на 10%», — прогнозирует Дарья САПУНОВА, директор по маркетингу и рекламе компании «Мир-Дистрибьютор» (дистрибутор в России автомобилей MG Motor).
Весеннее обострение
Говоря о спросе на конкретные автозапчасти, участники рынка отмечают, что нынешний весенне-летний подъём спроса в целом не отличается от традиционного увеличения потребительского внимания к вопросам подготовки автомобиля к летнему сезону. «Традиционно в марте-апреле, как правило после схода снега, каждый автомобилист готовит свой автомобиль к лету. Он проверяет исправность основных узлов и агрегатов», — рассказывает Сергей БУРОВ, руководитель маркетплейса «ПЭК: MALL». По его словам, в первую очередь производится внешний осмотр двигателя, коробки передач, трансмиссии на предмет течи масла и рабочих жидкостей. Производится осмотр и диагностика подвески. Здесь, по словам эксперта, особенное внимание уделяется состоянию резинотехнических изделий — сальников, пыльников, сайлентблоков, так как химические реагенты, песок на дорогах, ледяные кочки, перепады температур способствуют выходу этих деталей из строя.
По мнению эксперта, в текущем году, как и прежде, самыми популярными категориями автомобильных запчастей, подлежащих замене после зимней эксплуатации, будут амортизаторы, стойки стабилизатора, сайлентблоки, пыльники амортизаторов, пыльники ШРУСа, пыльники рулевых тяг, рулевые наконечники и втулки стабилизатора. «Одновременно с этим в этом году, как и прежде, наблюдается повышенный спрос на моторные и трансмиссионные масла, фильтры, товары для экспресс-обслуживания автомобиля, а также, разумеется, на шины: апрель — это время перехода с зимней резины на летнюю», — напоминает Сергей БУРОВ.
Впрочем, в этом году есть и ряд отличий. Например, в этом сезоне продавцы указывают на продолжающееся снижение доли оригинальных запчастей (детали, которые изготовлены либо самим автопроизводителем, либо по его заказу у специализированных поставщиков). «Доля оригинальных запчастей на рынке продолжает снижаться, в 2023 году объём продаж "оригинала" составлял 17%, в то время как в конце 2022 года его доля была существенно выше — около 27%», — сетует Андрей КОРОМЫСЛОВ, технический специалист российской компании Zaufer Autoparts (производство и продажа автозапчастей).
Прежде всего снижение спроса на оригинальные запчасти связано с их более высокой ценой. В условиях сложной экономической ситуации потребитель предпочитает экономить на обслуживании автомобиля, тем более что в этом году разница от использования оригинальных запчастей и их аналогов может быть весьма существенной. «Сейчас ремонт при среднем фронтальном ДТП может обойтись примерно в 10% от цены автомобиля», — подсчитывает Илья ПЛИСОВ, член правления «Союза автосервисов». При этом, по его словам, к примеру, модель Hyundai Solaris с оригинальными запчастями можно восстановить за 300 тыс. руб., а с аналогами — за 100 тыс. руб. Восстановление модели Geely Coolray обойдётся примерно в 380 тыс. руб. с оригинальными запчастями и около 150 тыс. руб.— с аналогами.
Что ремонтируют в автомобиле этой весной
Что касается сроков поставки запчастей, то в этом году ходовые запчасти для распространённых моделей обычно есть на складах, их доставка занимает один-два дня. Однако редкие детали скорее всего придётся подождать пару недель и более. «Чем уникальней и дороже автомобиль, тем сложнее с запчастями», — констатирует Илья ПЛИСОВ. Расходные запчасти, по его словам, завезены и доступны, но более редкие, необходимые для крупных узловых ремонтов и серьёзных кузовных, часто приходится ждать. «В случае выхода из строя вы нескоро получите двигатель или коробку переключения передач на китайский автомобиль, будете, вероятно, ждать фары, бампера или двери», — предостерегает эксперт.
«В непростую ситуацию могут попасть покупатели новых автомобилей, которые ввозятся штучно по различным схемам параллельного импорта, без участия дилера или просто частным лицом», — соглашается Андрей Коромыслов. На его взгляд, поскольку полноценной дилерской поддержки у таких автомобилей в РФ нет, то с поиском уникальных деталей (особенно кузова и сложной электроники) для ремонта будут проблемы — в полноценных объёмах на наш рынок эти автозапчасти официально (через представительство) завозить никто не будет.
Наплыв фейков
Но есть и неприятные новости. В этом году с особой силой участников рынка беспокоит проблема поддельных автозапчастей, поток которых в российские торговые сети этой весной усилился. По оценкам Александра ПРИХОДЬКО, директора авторемонтной сети «Карданбаланс», за последний год каждый четвёртый автомеханик так или иначе сталкивался с проблемой ремонта машин, связанной с поломкой некачественной контрафактной детали. По его словам, сейчас чаще всего подделывают моторные масла, антифризы, фильтры, колёсные диски и фары. В отдельных товарных группах доля подделок может достигать 30%. «Как и раньше, огромная доля подделок встречается, например, среди ходовых запчастей. В частности, фильтры, катушки зажигания и свечи на марки Toyota, Kia, Hyundai стабильно пользуются популярностью у производителей контрафакта. В последнее время стали подделывать даже запчасти для двигателей и коробок передач», — сокрушается Михаил МАРТЫНОВ, гендиректор управляющей компании «К-Групп» (сети автосервисов «Кореана», «Китаяна»).
Специалисты могут отличить подделку по ряду признаков. «Подделку можно определить, тщательно проверяя маркировку и упаковку деталей, обычно они в мелочах отличаются от оригиналов», — указывает Елена ГОЛЬЦОВА, генеральный директор компании Ixen Motors Rus (официальный дистрибутор марки Forthing в России). На её взгляд, лучше знать наверняка, как выглядит упаковка оригинальных запасных частей. Она напоминает, что ряд производителей размещает на упаковках специальные QR-коды, которые можно отсканировать и проверить, является ли запасная часть оригинальной. Кроме того, по словам эксперта, цена подделки обычно ниже рыночной. Поэтому, если в объявлении о продаже оригинальной запасной части указана цена значительно ниже рыночной, от покупки она советует отказаться.
«Обезопасить себя от поддельных запчастей можно только одним способом — оформлять заказ у дилера или у проверенной мастерской. Желательно проверить сертификаты качества и срок гарантии перед покупкой», — советует Александр ПРИХОДЬКО.
Как защитить себя от поддельных автозапчастей
Участники рынка призывают регулятора усилить контроль за рынком автозапчастей. «Системно проблема контрафакта начнёт решаться только после внедрения контролирующими органами системы "Честный знак" на группы автозапчастей», — убежден Михаил МАРТЫНОВ. По его словам, есть предпосылки скорого внедрения маркировки на моторное масло. «Мы считаем, что после обкатки на маслах импортёров и производителей обяжут маркировать и другую продукцию», — полагает эксперт. На его взгляд, безусловно, процесс «обеления» рынка запчастей пройдёт не моментально, но количество контрафакта точно начнёт снижаться, а потребителю будет достаточно отсканировать маркировку на упаковке для определения происхождения детали.
руководительпроблемы7сезонА7очередьэкспертыпесокдвигательрынокновостиавтомобиль годафарыМиртенденциипродажаHyundai SolarisТО4ценашинымодельмоделипродажиавтомобиличлензаказзапчастиростподорожаниесрокKiaобновлениеЦены на автоавтовеснаавтомобильпроблемаценыавтовладельцыпотребительдилераHyundaiремонтДТППроизводствоToyota
147 просмотров
Комментарии