• Подать Объявление
    и рекламу
Объявления для:

Игры на бумаге или в смартфоне: Балда

Это название объединяет ряд словесных игр на бумаге. Отличное развлечение на скучной лекции в институте или на уроке в школе, в поезде или самолёте, на пляжном или ином однообразном отдыхе. Сегодня все «бумажные» игры из моего детства давно перенесены в интернет. Но соревноваться с бездушным смартфоном, по-моему, скучно. Впрочем, на вкус и цвет...

Балда классическая

Классическая Балда годится не только для двоих, но и для небольшой компании, особенно где-нибудь на отдыхе вечером у костра. Она в любом случае увлекательна и интересна. Правила простейшие. Для начала надо определить очерёдность играющих и заходчика. Начинающий говорит (или пишет) одну любую букву. Следующий за ним подставляет к ней с любой стороны ещё одну. Далее букву уже можно расположить впереди или позади имеющихся двух – ну и, собственно, так до тех пор, пока слово на ком-то не закончится. Этому «несчастному» и записывается (или запоминается) первая буква из симпатичного слова «Балда». Второй раз остался – вторая буква и т. д., пока окончательно кто-то не станет «Балдой».

Использовать можно только существительные в именительном падеже, единственном числе и не имена собственные. Уменьшительно-ласкательные тоже желательно запретить использовать, иначе споров не избежать. Впрочем, можно и разрешить, просто надо договориться об этом заранее.

Если вы не знаете слово, которое выкруживается из расклада, можете просто сказать: «Сдаюсь». В этом случае тот, кто ходит перед вами, обязан назвать задуманное им слово. Назвал – вы «горите», не назвал – он...

Игру можно упростить, если подставлять буквы только справа. Лучше это делать, когда в компании не шибко взрослые дети – им легче тогда ориентироваться в словесном море. А для детей эта увлекательная игра вообще чрезвычайно полезна - и грамотнее будут, и сообразительнее.

Балда в квадрате

Возьмите листок бумаги и нарисуйте квадрат из 25 клеток пять на пять. А по диагонали слева направо из верхней клетки впишите любое слово. Дабы не заподозрить кого-нибудь в «домашней заготовке», возьмите любую книгу или газету, загадайте страницу и забирайте первое встретившееся на ней пятибуквенное слово. Будем считать, что вы нашли слово «пурга». Выглядеть сие будет так:

Далее загадайте, кто будет первым ходить – и в путь. Главная задача: подставляя одну любую букву в свободную клетку, присоседить её к уже имеющимся так, чтобы получилось максимально длинное слово (и желательно не шибко удобное для составления более сильного варианта сопернику). Победу одерживает тот, у кого к концу игры, когда будет заполнена последняя клетка, в сумме оказалось больше букв в составленных словах. Их надо обязательно записывать себе в столбик - так будет проще потом зачёркивать их с равнозначными у соперника при подсчёте. В смартфоне ничего записывать, понятное дело, не надо, там подсчёт ведётся автоматически.

Слова можно составлять в любом направлении, но только не по диагонали (вверх, вниз, вправо, влево, ступеньками - это уж как получится). В нашем варианте очевидно, что в дебюте вы больше трёх букв не нароете – для начала и это неплохо, иногда попадаются сочетания, в которых будете рады и двум осмысленно сложившимся буквам. У нас же искомым словом будет, пожалуй, «рог», причём букву «О» можно вписать как справа от «Р», так и под неё – как вам симпатичнее. За это уважаемое животными и нелюбимое мужчинами слово вы абсолютно законно получите три очка (по количеству букв).

Столь же очевидно, что ваш соперник в первом же туре выиграет у вас очко, ибо у него появляется целая россыпь четырёхбуквенных вариантов: «гора», «горб», «горе», «горн»... На данном этапе проигрыш очка пусть вас не тревожит, ибо в конце последняя буква достанется вашему оппоненту, а там такая закавыка может случиться, что он и двубуквенному варианту рад будет... Конечно, ежели вы грамотно выстроите тактику и загоните его в эту ловушку. Да, кстати, использовать можно только существительные в именительном падеже и единственном числе. Имена собственные использовать нельзя. Уменьшительные и ласкательные тоже лучше поставить под запрет, иначе столько споров будет...

В принципе, на «роге», конечно, свет в нашем дебютном примере не сошёлся. Есть огромное количество двубуквенных слов, с которых можно начать: ус, ад, юг и т. п. Какую тактику выбрать – решать вам. Желательно, ставя букву в клеточку, задуматься над тем, как может её использовать ваш противник. С накопленным опытом обязательно придёт и умение ставить ловушки, когда выводишь соперника на очевидное неплохое слово - скажем, на пять букв, а потом получаешь более сильный вариант букв на семь...

А правила, собственно, я уже все изложил. Выигрывает тот, кто наберёт больше очков, то бишь букв в словах. Одно и то же слово использовать, естественно, нельзя.

Помнится, возникали у нас горячие споры: да ты выиграл только потому, что я первым (или наоборот, последним) ходил! Исключите этот аргумент, сыграв дважды и начиная по очереди. У кого сумма букв в двух партиях будет больше, тот и на коне.

Балда-угадайка

Каждый из игроков загадывает пятибуквенное слово. Причём буквы в нём не должны повторяться. Заходчик пишет любое четырёхбуквенное слово, например, «туча». Его противник обязан сообщить, сколько букв из этой «тучи» есть в загаданном им слове. Далее ходят по очереди. Задача – с помощью четырёхбуквенных слов вычислить все пять букв соперника, а затем угадать слово. Кто вперёд это сделает – тот и выиграл.

Как и в любой словесной игре, использовать можно только существительные в именительном падеже и единственном числе. Не имена собственные. Насчёт легитимности уменьшительно-ласкательных договоритесь заранее.

Коль один уже угадал все буквы оппонента, а второй ещё «в процессе», то лидер в свой ход обязан назвать слово. Не угадал - право хода переходит к сопернику. Некоторые используют маленькую хитрость: загадывают такое слово, из букв которого можно составить ещё пару других. Если загаданное слово не было где-нибудь заранее записано, то при отгаданных буквах вы получаете лишних два темпа, ибо вы конечно же загадали самое последнее из трёх возможных. Такая хитрость не пройдёт, когда перед началом игры оба соперника запишут свой вариант и куда-нибудь спрячут подальше от зорких глаз оппонента. 

Поначалу, естественно, у вас будет уходить много времени на вычленение нужных букв, но с опытом обычно вырабатывается определённая система, которая позволяет минимизировать количество требуемых слов и быстрее выходить на финишную прямую.

Значительно усложняет игру возможность использования одинаковых букв в загаданном слове. Например, я загадал слово «трава», а вы начинаете поиск букв с вышеупомянутого варианта «туча». Я обязан ответить, что в моём слове имеется аж три буквы (Т и две А). Разобраться в том, что у меня две одинаковые, позволят следующие грамотно выбранные ходы.

Ещё один усложнённый вариант балды-угадайки заключается в том, чтобы делать ход пятибуквенными словами, а при ответе надо указывать не только количество угаданных букв, но и их расположение. Например, я загадал слово «стриж», а мой оппонент своим ходом проверяет так: «отвес». Я обязан ответить по-футбольному: «2:1». Двойка означает, что в моём слове есть две буквы (С и Т), а единица указывает на то, что одна их этих букв попала на своё место (Т). Дальнейшую тактику можно строить по-разному: либо продолжить искать буквы, набирая в проверочные слова оставшиеся в алфавите, либо добиться того, чтобы попавшиеся в сети буквы разместить на своих местах, а уж потом браться за другие, либо то и другое делать параллельно. Последний вариант, пожалуй, наиболее короткий путь к успеху, но иногда можно в нём запутаться. Подобрать свою тактику вы сможете только накопив определённый опыт в такой игре.

Кстати, «поймав» в свои сети пару букв, да ещё определив их места в загаданном слове, вы вполне можете рискнуть и назвать загаданное слово - воля ваша, но эта попытка считается сделанным ходом, который в случае неудачи перейдёт к сопернику. Так что, возможно, подобная спешка не приблизит вас к победе, а даст лишний темп оппоненту. Лучше как минимум вычислить ещё одну букву - по трём уже гораздо легче угадать слово.

Удачи!

правила игрыместацветвкусместоразвлечениеиграсветинтернетразрешитьморедетиТОзапретОТ и ДОигры для компаниипоискрасположениесловаигрыправила


403 просмотра
Алексей СУХАНОВ

Комментарии

Добавить комментарий

Правила комментирования