• Подать Объявление
    и рекламу
Объявления для:

Пинотаж: визитная карточка Южной Африки

«Не каждая винодельческая страна Нового Света может утверждать, что у неё есть свой во всех смыслах сорт винограда. Пинотаж, созданный и культивируемый в Южной Африке — тот самый случай», — писал Роберт Паркер* в 2017-м.

Пинотаж или эрминуар

Пинотаж появился благодаря желанию властей ЮАР развивать винодельческую отрасль. В 1906 году Авраам Перольд, профессор химии Кейптаунского университета, по инициативе правительства отправился в Европу собирать образцы сортов, которые можно было посадить дома. Вернувшись с внушительной коллекцией (177 образцов), Перольд, назначенный профессором виноградарства в Стелленбосском университете, взялся за эксперименты. Пытаясь вывести сорт, идеально подходящий местному климату, он скрестил капризный пино нуар и сенсо (эрмитаж). Четыре саженца нового сорта росли в собственном саду профессора.

В 1927 году Перольд оставил университет и перебрался в Паарл, где стал работать экспертом в кооперативе KWV. Саженцы сорта остались без присмотра и могли погибнуть, но их спас коллега Перольда доктор Чарли Нихаус. Вспомнив про эти посадки, он выкопал их буквально из грядки с сорняками.

За развитие сорта взялся ещё один специалист, профессор Сельскохозяйственного колледжа Эльзенбурга Си Джей Терон. Спустя какое-то время к нему подключился и сам Перольд (именно тогда и было придумано название «пинотаж», хотя рассматривался и другой вариант — «эрминуар»). Первая небольшая партия вина была сделана в 1941 году. Перольд, к сожалению, попробовать его не успел — в том же году он скончался.

Никаких «ржавых гвоздей»

Коммерческие посадки сорта случились два года спустя, однако признание внутри страны пинотаж заслужил в конце 50-х, когда вина из него дважды прогремели на выставке Cape Young Wine Show. Популярность сорта среди виноделов стала расти, что привело к общему снижению качества вина. Окончательный, казалось бы, приговор пинотажу огласили британские винные эксперты, посетившие ЮАР в 1976-м. Он им категорически не понравился: «Вино с ароматом ацетона, на вкус напоминающее ржавые гвозди». Эта убийственная критика заметно охладила пыл местных производителей и привела к массовому выкорчёвыванию посадок. Тем не менее, ряд виноделов сохранил веру в пинотаж, работая над качеством.

В первой половине 1990-х годов, когда власть в стране сменилась, ЮАР перестала находиться в изоляции от мирового сообщества. В 1991 году Байерс Трутер, винодел из Канонтопа и настоящий энтузиаст пинотажа, был назван виноделом года на международном конкурсе Wine & Spirit в Лондоне.

Чуть позже в ЮАР вновь приехала делегация британских экспертов. На этот раз всё было наоборот. Никаких больше «ржавых гвоздей»: эксперты называли пинотаж «прекрасным сортом с огромным потенциалом», «будущим Южной Африки» и рекомендовали воспринимать его всерьёз. В 1995 году именитый критик Джеймс Саклинг дегустировал выдержанные пинотажи, сделанные в Канонтопе, и был в восторге. «Что, чёрт, возьми, здесь происходит? Это великолепно!», — заявил он.

В том же году в ЮАР с целью контроля за качеством вин Байерс Трутер создал Ассоциацию пинотажа. Ассоциация проводит в том числе ежегодные Absa Top 10 Pinotage (выбирают 10 лучших образцов вин), а также День пинотажа (вторая суббота октября).

Сорт быстро укреплял международные позиции. Если в 90-е эти вина получили признание критиков, то в нулевые пинотаж «пошёл» в народ. Объёмы росли стремительно: в 2001 году было продано 11 млн литров южноафриканских пинотажей, в 2017-м — 24 млн.

«Когда в 1996 году я говорил Дженсис Робинсон, что рано или поздно лучшее вино Южной Африки будут делать из пинотажа, она смеялась. Но хорошо смеется тот, кто смеется последним», — сказал Энтони Хэмилтон Рассел в 2017-м, представляя в Лондоне своё вино Ashbourne Pinotage. Рассел уверен, что пинотаж способен стать великим.

Попасть в высшую лигу

«Страны Нового Света хотят, чтобы их ассоциировали с определённым уникальным сортом, будь то чилийский карменер, аргентинский мальбек или южноафриканский пинотаж», — писал в 2009 году Ричард Хемминг (Master of Wine).



Действительно, пинотаж считается главным южноафриканским сортом. При этом по количеству площадей в ЮАР он занимает лишь седьмое место, а лидером является шенен блан. Та же история с экспортом: в 2016 году Южная Африка отправила в другие страны 16 млн литров пинотажа, тогда как шираза — 20,5 млн литров. И всё равно визитной карточкой национального виноделия остается именно пинотаж.

«Тот факт, что пинотаж почти не выращивают за пределами ЮАР, многих ошибочно убеждает в том, что это виноград второго сорта. Даже на родине пинотажа хватает тех, кто так думает», — пишет винный эксперт Тим Аткин.

Главная претензия скептиков — пресловутый ацетоновый аромат: пинотаж может пахнуть изоамилацетатом (эфиром уксусной кислоты и изоамилового спирта — обычно входит, в состав средства для снятия лака). «Однако если вы поговорите с экспертом, он объяснит вам, что эта нота — признак плохого качества, а не врождённая характеристика», — отмечает Аткин.

Массовое производство очень средних пинотажей — танинных, крепких, c «неправильными» ароматами — уходит благодаря усилиям виноделов, заинтересованных в продвижении качественных пинотажей.

«Пинотаж ещё не достиг такого качества, которое ставило бы его рядом с благородными сортами. Но вина из него становятся всё лучше и лучше, так что, возможно, попадание в высшую лигу — просто вопрос времени», — писал в 2011-м Ричард Хемминг (Master of Wine).
«Я представляю себе, как был бы горд профессор Перольд, если бы сегодня попробовал это вино. Спустя почти столетие после того, как он посадил первые четыре саженца, пинотаж процветает», — говорит Тим Аткин, и с ним сложно не согласиться.

Аромат и вкус

«Пинотаж — это сок, выжатый из женских языков и львиных сердец. Хорошенько выпив, вы сможете говорить вечно и биться как дьявол», — это изречение красуется на двери дегустационной комнаты усадьбы Канонкоп в регионе Стелленбош. Аромат пинотажа раскрывается фруктами и ягодами: сливой, ежевикой, в меньшей степени — малиной и вишней. Также присутствуют оттенки лакрицы, болгарского перца, табака и чая ройбуш. Во вкусе ощущаются красные ягоды, изюм, пряности и даже зефир.

География

Новая Зеландия

Сорт выращивают в стране более полувека. Первый виноградник появился в Венуапай на северной окраине Окленда в 60-х годах XX века. Пинотаж быстро стал популярен среди виноделов региона благодаря устойчивости сорта к болезням. Несмотря на неровное качество урожаев, постепенно местные производители «приручили» и освоили сорт. Сегодня его посадки есть в большинстве регионов Новой Зеландии, но большая часть виноградников расположена в Хокс Бэй, Окленде, Гисборне и Мальборо.

США

Пинотаж выращивают в Аризоне, Мичигане, Вирджинии, но в первую очередь в Калифорнии. Всего в Соединенных Штатах этот сорт возделывают 27 виноделен.

Канада

«Более мягкие, чем большинство импортных пинотажей», — делился в 2006 году впечатлениями от дегустации первых канадских образцов местный обозреватель Юрген Готе. С тех пор посадки сорта в стране увеличились, но массовым распространение пинотажа назвать сложно.

Кроме того, сорт в небольших объёмах выращивают в Бразилии и Израиле.

Сочетания с едой

«Пинотаж универсален», — говорит винный консультант Золтан Сабо, комбинирующий это вино как с дичью, так и с пастой. На самом деле пинотаж прекрасно сочетается с мясом в самых разных вариациях: от баранины на гриле или тушёной свинины до копчёной утки. Говяжьи стейки или тартар, птица (индейка, курица), пицца (особенно с мясной начинкой), лазанья — всё будет уместно. Пинотаж хорошо работает со специями, карри, острыми соусами для барбекю. Ему к лицу пряные блюда мексиканской и китайской кухни, самые разнообразные — твёрдые, мягкие — сыры, паста, сладости (суфле, пироги с заварным кремом). Достойное сочетание получится с морепродуктами и рыбой (рыба-меч, тунец). Впрочем, универсальность пинотажа располагает и к более смелым экспериментам.

«Есть два стиля пинотажа: старый, более грубый, и новый, сложный и тонкий. Если старый стиль я бы сочетал с мясными пирогами, то новый — с копчёной сельдью, беконом и пюре, а также с осетриной на гриле с солью, перцем, лимоном и травами», — говорит один из ведущих канадских сомелье Джейми Драммонд.

Ассамбляжи

Несмотря на то, что большинство местных производителей не горит желанием делать ассамбляжи с пинотажем, в команде сорт отлично работает. Существует такое понятие, как cape blend — ассамбляж, в котором доминирует пинотаж (30-70%), а компанию ему составляют шираз, мерло или каберне совиньон.

*Роберт Паркер – один из самых уважаемых и влиятельных винных критиков. Ввёл рейтинги по 100-балльной шкале, которые используются по всему миру.

новыйэкспертыпопулярностьАфрикадомакарточкаДжеймссоктонкийстраныразвитиеНовая Зеландияновый сортТОуниверситетароматОТ и ДОгеографияисториястранаКанадастильсортПроизводствоСШАЭрмитажвкуссладостиблюда5cпервыйместоочередь


269 просмотров

Комментарии

Добавить комментарий

Правила комментирования