Природа в Ботаническом саду не храм, а мастерская
Первоначально ботанический сад создавался для изучения флоры Сибири с целью использования её для нужд страны, а также для улучшения качеств культурных растений.
Ставилась перед ним и задача по созданию эффективных методов озеленения сибирских городов. Увы, сибирский климат не очень приспособлен для комфортной жизни людей. В атмосфере шахтёрских и металлургических городов полно пыли и вредных примесей, а степные районы не могут обойтись без полезащитных полос.
Сегодня Центральный сибирский ботанический сад — крупнейшее научно–исследовательское учреждение на территории Азиатской Сибири, имеет Горно–Алтайский филиал - ботанический сад в посёлке Камлак.
Вначале это было совсем небольшое учреждение: восемь сотрудников во главе с первым директором А. Бениаминовым и
кандидатом биологических наук Л. Зубкус. С 1951 по 1971 год, в течение двадцати лет, ботаническим садом руководила доктор биологических наук К. Соболевская. В эти годы произошли важнейшие события в истории ЦСБС. В 1953 году ботсад был выведен из состава Биологического института, в 1958 году вошёл в состав Сибирского отделения АН СССР, в 1961 году получил статус научно–исследовательского института первой категории, а в 1964 году переехал из Заельцовского района, где располагался со дня основания, в Советский район, в окрестности Академгородка. В Заельцовском районе сад занимал 232 гектара, на них были созданы дендрарий, георгинарий, экспозиция и коллекция травянистых растений.
Переезд стал важнейшим этапом в развитии этого научного учреждения. Ему выделили огромную территорию — более тысячи гектаров. Для сравнения: Центральный парк культуры и отдыха вместе с театром музыкальной комедии занимают десять гектаров, то есть в сто раз меньше. Территория в Советском районе отличается пейзажным разнообразием, по ней протекает речка Зырянка, на которой устроен пруд. Там очень быстро построили необходимые помещения — экспериментально–производственный корпус, главную лабораторию, клубнехранилище, оранжереи и теплицы, склады, технический блок.
За годы существования Ботанического сада сформировались научные школы, занимающие лидирующее положение в различных областях российской науки: систематики и флористики, дендрологии, интродукции и акклиматизации растений, экологии и геоботаники. Сотрудниками ЦСБС получено более 70 авторских свидетельств и патентов на изобретения и сорта пищевых, лекарственных, декоративных растений.
Созданы крупнейшие в Азиатской России коллекции пищевых, лекарственных, пряно-ароматических, декоративных, редких и исчезающих растений;
экспозиции "Парк Бонсай", "Вальс цветов", "Вересковый сад", "Дендрарий", "Регулярный французский сад", "Сад непрерывного цветения", "Сад топиарного искусства", "Лекарственные и пряно-ароматические растения", "Кактусы и другие суккуленты Старого и Нового света", "Растения тропических и субтропических областей Земного шара", "Экзотические овощные растения". В дендрарии на площади более 20 га собрано свыше 500 видов, гибридов и форм древесных растений различного географического происхождения.
В оранжереях представлено более семи тысяч видов, форм и сортов тропических и субтропических растений из Европы, Азии, Африки и Америки, в том числе уникальные коллекции кактусов и суккулентов, папоротников, бегоний и ароидных.
Гербарий Центрального сибирского ботанического сада является одним из крупнейших в России, включает более 800 тысяч образцов высших сосудистых растений, мхов, лишайников и грибов.
Здесь проводятся занятия со школьниками и студентами, туристические экскурсии. Дачники, садоводы и огородники имеют возможность приобрести в ботаническом саду качественный посадочный материал (более двухсот видов), хорошо адаптированных к местному климату, декоративные многолетние растения, саженцы плодовых деревьев и кустарников, комнатные и лекарственные растения. Разумеется, здесь продаются и цветы — розы, хризантемы, каллы, тюльпаны, астельмерии.
Научный коллектив ботанического сада подготовил и издал 14–томную сводку «Флора Сибири», «Зелёную книгу Сибири», не имеющую аналогов в мировой практике, а также «Красные книги» отдельных регионов, «Определители растений» Новосибирской и Кемеровской областей.
Отцы–основатели
Основателями Центрального сибирского ботанического сада СО РАН стали академик Владимир Комаров (1869-1945) и доктор биологических наук Виктор Ревердатто (1891-1969). Обе личности — уникальные.
Выдающийся ботаник и географ Владимир Комаров с декабря 1936 до своей смерти в декабре 1945 года служил президентом Академии наук СССР. Датой создания сибирского ботанического сада называют 1946 год, то есть к моменту его непосредственного образования академик уже скончался, однако именно он стал инициатором создания научно–исследовательского учреждения в составе Биологического института Западно–Сибирского филиала АН СССР и подготовил все необходимые для этого решения и обоснования.
Владимир Леонтьевич имел огромный авторитет в научных кругах. Его именем названы улица в Москве, речка в Приморском крае и знаменитый посёлок под Санкт–Петербургом. Помните старую популярную песенку: «На неделю, до второго, я уеду в Комарово»? Вот про этот посёлок и речь… Ряд растений, животных и насекомых, описанных Комаровым, также содержат в своих названиях его фамилию, например, «корнегрыз Комарова» — жук из семейства пластинчатоусых, бабочка «бражник Комарова», «уховертка Комарова» и так далее. Он автор более четырехсот научных трудов.
Академик Комаров не относился к числу кабинетных учёных. Теоретические размышления он совмещал с долгими годами тяжёлой работы в экспедициях, причём часто — в необжитых, совершенно диких местах. Ботаникой Владимир Леонтьевич увлекся ещё в детстве, когда проводил летние месяцы в Новгородской губернии в имении деда. Ещё студентом совершил две поездки в Туркестан и написал несколько работ о флоре Зеравшанского бассейна.
Три года, с 1895 по 1897, молодой исследователь провёл на Дальнем Востоке, в Маньчжурии и Корее; итогом путешествия стал классический трёхтомный труд «Флора Маньчжурии», известный всем ботаникам мира. Летом 1902 года Комаров работал в Сибири — в Саянах и горах Мунку–Сардык. В 1906 году исследовал Онежское, Чудское и другие озёра, в 1908 и 1909 годах возглавлял экспедиции на Камчатку.
Перечень его путешествий велик, и результатом почти каждого из них становились монографии с описанием редких видов растений, насекомых и животных. Он любил и кропотливую, трудоёмкую работу — составлять сводки, работать с гербарием, пополнять справочники, заниматься определением растений. Разумеется, имел кучу наград: Герой Социалистического Труда, три ордена Ленина, лауреат Сталинских премий...
Вот о Сталине нужно сказать особо. Президентом Академии наук СССР Комаров был избран в декабре 1936 года, а уже через два месяца подписал жуткое (по нынешним временам) воззвание с требованием репрессий против «врагов народа». Не один: рядом с его подписью стоят имена видных учёных — академиков Н. Вавилова, И. Губкина, Г. Кржижановского и многих других. Вот цитата из этого документа — на понимание: «Научные работники Советского Союза с чувством возмущения и великого гнева узнали о чудовищных преступлениях презренных троцкистов — гнусных изменников Родины, предательская деятельность которых распутывается сейчас советским судом. Продавшись фашистам, сговорившись с дипломатами и генеральными штабами некоторых агрессивных империалистических государств, презренная кучка человеческих выродков, прислужников фашистских людоедов, руководимая агентом гестапо — бандитом Троцким, продавала нашу социалистическую Родину и её богатства злейшим врагам человеческого прогресса...»
Вот такой текст подписали академики и профессора. Таков был стиль эпохи, о которой сегодня ностальгически вздыхают некоторые наивные люди.
А вот другой основатель сибирского ботанического сада, выдающийся исследователь растительности Сибири оказался как раз в числе пострадавших — этих самых «гнусных изменников родины». Правда, его скоро оправдали. Речь о профессоре Викторе Ревердатто. Его отец — француз — после окончания университета принял российское подданство. Служил у нас в Новониколаевске мировым судьёй, членом и председателем окружного суда. Умер он от тифа под арестом ЧК в 1920 году. Виктор Ревердатто также принял российское гражданство — в 1913 году, достигнув совершеннолетия.
Виктор Владимирович преподавал на кафедре ботаники Томского государственного университета, в 1925 году стал профессором ботаники, вёл исследования земельных фондов для организуемых совхозов. В 1937 году, в том самом, когда появилось воззвание академиков во главе с Комаровым, органы НКВД арестовали Ревердатто; он находился в заключении два года, был реабилитирован в 1939. С 1945 года работал директором Медико–биологического института Западно–Сибирского филиала Академии наук СССР, в составе которого и был организован Центральный сибирский ботанический сад. Доктор биологических наук Ревердатто разрабатывал научные основы его организации.
В 1947 профессор Ревердатто с группой других учёных был удостоен Сталинской премии за создание новых методов извлечения лечебных препаратов из лекарственных растений Сибири, однако в 1951 году с треском снят с должности директора института по обвинению в приверженности к буржуазной генетике. Вот такие взлеты и падения случались в жизни талантливого французского сибиряка…
Но создание и развитие нашего Ботанического сада было немыслимо без активного участия академика Михаила Лаврентьева, который возглавлял организацию Сибирского отделения наук в Новосибирске. Михаил Алексеевич по-отечески относился к Ботаническому саду на всех этапах его развития. Именно Лаврентьев выделил площадь в тысячу гектаров в Академгородке для формирования экспозиций и коллекций Ботанического сада, предоставил финансирование для капитального строительства всего комплекса зданий и сооружений.
Об отношении академика к природе говорит и история его переезда в Новосибирск. Ему ведь предоставили просторную квартиру в центре города в многоэтажном доме. Однако Лаврентьеву очень не нравилось жить столь далеко от места событий - создаваемого им уникального Академгородка. Он нашёл оптимальное место для строительства небольшого одноквартирного домика на правом берегу Зырянки, на живописном склоне Золотой долины. Его построили достаточно быстро, а впоследствии назвали избушкой Лаврентьева. В нём Михаил Алексеевич прожил с супругой более двадцати лет…
ботанический садОТ и ДОисторияулицаместаместоколлекциясобытияприродатрудсадстильцветыстиль жизнипутешествияпаркрозыгородаосновательлюдистраныразвитиекнигиНовосибирскТО
1723 просмотра
Комментарии