• Подать Объявление
    и рекламу
Объявления для:

Чрезвычайная миссия Дзержинского в Новосибирске

В топонимике Новосибирска Дзержинский представлен очень широко: чаще его у нас встречаются, пожалуй, лишь имена Ленина да Кирова. Судите сами: есть район Дзержинский, проспект Дзержинского, сад Дзержинского, Дом культуры имени Дзержинского, памятник Дзержинскому… В отличие от многих революционных деятелей, имена которых увековечили в названиях новосибирских улиц, «железный Феликс» у нас побывал, более того, задержался аж на 50 дней зимой 1922 года…

Он прибыл в Новониколаевск 17 января 1922 года и пробыл здесь пятьдесят дней. Что же делал Феликс Эдмундович в нашем городе?

Вспомним историю

В 1921–1922 годах 25 хлебопроизводящих губерний Поволжья, Дона, Северного Кавказа и Украины были поражены сильнейшей засухой. Шесть миллионов крестьянских хозяйств не имели возможности производить зерно, молоко, мясо. Голод сопровождался эпидемиями тифа и малярии. По некоторым данным, погибли около восьми миллионов человек. Тысячи людей бежали из поражённых бедствием районов. Нищие и бродяги стали обычным явлением, сильно выросла детская беспризорность. Голод в Советской России тех лет известен как один из самых опустошительных в мировой истории.

Была вероятность того, что молодая республика просто рухнет под тяжестью бед: кроме засухи губительно действовали послевоенная разруха и экономическая блокада страны. Правительство организовало Помгол — Центральную комиссию помощи голодающим. Чтобы вырваться из тисков голода, большевики решили изъять церковные ценности, причём сделано это было варварски жестоко. Обострился конфликт между властью и церковью, которые и до сей поры не жаловали друг друга. Хлеб брали всюду, где он был. Помогали международные благотворительные организации. Во многих местах было объявлено военное положение. Несмотря на ужасные последствия голода, в результате принятых мер в 1922 году удалось засеять 75% посевных площадей в пострадавших районах.

Вот этим и занимался Феликс Дзержинский. Хлеб в Сибири был, мясо тоже было, но вывезти продукты за Урал оказалось нелегко. Гражданская война парализовала работу Транссиба. Председатель Госплана Глеб Кржижановский писал: «Развороченные мосты на деревянных срубах под железными фермами, явные перекосы полотна, не выправленные линии рельсов, убийственные стоянки — кладбища разбитых вагонов и паровозов, грязные развалины станций, движение поездов по вдохновению, а не по расписанию, наглые хищения грузов, угрожающий рост крушений, «энергетика» на сырых дровах с самопомощью пассажиров...»

50 дней, которые спасли советскую Россию

Второго января 1922 года ВЦИК командировал Дзержинского в качестве своего особо уполномоченного: он обязан был координировать работу всех продовольственных, железнодорожных и топливных органов для выполнения главной задачи — вывоза из Сибири продовольствия и семян. В подчинение ему дали отряд из 42 человек. Несколько вагонов загрузили тёплыми вещами — валенками, шапками, полушубками; они предназначались для сибирских железнодорожников и шахтёров. Угля для паровозов катастрофически не хватало. Дали и деньги.

Именно в Новониколаевск Дзержинский отправился потому, что у нас находился главный железнодорожный узел Транссиба, здесь же располагалось в то время сибирское правительство — Сибревком. Для вывоза в центральные районы страны на местных складах уже было заготовлено 23 миллиона пудов хлеба и до полутора миллионов пудов мяса. Как их забрали у сибирских крестьян — другой вопрос… Чтобы вывезти такое количество продуктов, нужно было ежесуточно отправлять 228 вагонов. Отправлялось в десять раз меньше.

Дзержинский прибыл 17 января, несколько дней изучал ситуацию, а 21 января выступил на заседании Сибревкома. Он резко критиковал руководителей Сибирского округа путей сообщения. По его предложению была создана чрезвычайная комиссия — так называемая сибпятёрка во главе с полномочным представителем ВЧК по Сибири Павлуновским. На 19 железнодорожных станциях ввели военное положение. 1 марта на военном положении оказался и весь город. До 14 апреля были отменены все гражданские права и свободы, действовал комендантский час, улицы Новониколаевска патрулировали войска. Таков был опыт революции и Гражданской войны: без террора навести порядок в те годы большевики не умели.

Однако надо отдать должное и экономическим мерам, предпринятым Дзержинским. В его распоряжении, по некоторым данным, имелось сто миллиардов рублей. Возможно, правительство в эту сумму включило и взятое у церкви имущество. Этими деньгами гасилась задолженность по заработной плате: до приезда экспедиции рабочие не получали зарплату в течение трёх месяцев. Особо уполномоченный ВЦИК ввёл новый тариф, организовал систему премий для паровозных машинистов за экономию угля и безаварийную работу. Весь состав бригад поездов в пути стал получать горячее питание. Железнодорожникам выдали новое обмундирование, а для их семей установили дополнительный паёк.

Сохранился текст инструкции Дзержинского: «Знать вперёд, что получим и когда. Не иметь нарастающей задолженности. Жить по своей работе, оплачиваемой справедливо, то есть в том же масштабе, что и другие отрасли хозяйства. Дать импульс техническим улучшениям и сокращению штатов. Провести железной рукой финансовую ясность, отчётность и дисциплину всех хозединиц. Обеспечить топливом служащих и рабочих, иначе борьба с хищениями — химера».

Газета «Советская Сибирь» опубликовала его приказ №6: «Жизнь важнейших предприятий нашей крупной промышленности, оставшейся на снабжении государства, зависит теперь от того, будут ли своевременно доставлены заготовленные в Сибири хлеб и мясо. Движение на железных дорогах республики зависит от того же. Засев яровых хлебов в голодающих местностях зависит также от того, будет ли подвезено зерно для посева из Сибири, хлеб для голодающих. От этого зависит, следовательно, и самое существование Республики Советов, потому что враги нашего государства учитывают каждый момент нашей слабости: на этом они строят планы удушения...

Рабочие и служащие железных дорог Сибири! Вы видите, что от работы вашей зависит судьба всей республики... Поля останутся незасеянными, если не вывезем хлеб из Сибири. Начавшееся оживление, подъём в нашей крупной промышленности, первые наши успехи в нашем деле будут сожжены, если не хватит продовольствия, а его не хватит, если не будут нормально работать железные дороги Сибири».

Цитата из письма «железного Феликса» домой: «Моё настроение невесёлое, и это, быть может, влияет на результаты моей работы и не даёт мне возможности отдохнуть и лишиться усталости. Как долго я здесь останусь — не знаю. Думаю, что до марта — раньше уеду, если меня отзовут или если удастся довести вывоз продовольствия до нормы. Я нужен здесь, и, несмотря на то, что непосредственных результатов не видно, работа наша большая и даёт свои результаты, она задержала развал, начинает объединять усилия всех и даёт надежду, что трудности будут преодолены. Это меня поддерживает и даёт силы».

Труды экспедиции не пропали даром. В декабре 1921 года из Новониколаевска ушло 34 вагона с продовольствием, в январе 1922 года — уже 60, а в феврале — 122 вагона. В марте сибирские дороги выполнили задание: ежесуточно грузили и отправляли по двести вагонов с продовольствием. В Поволжье и в промышленные районы страны отправили более двух с половиной миллионов пудов хлеба. Была выполнена грандиозная хозяйственная задача, в значительной степени налажена работа железной дороги.

«Сибирский хлеб, — писал Дзержинский, — это наше спасение и опора во взаимоотношениях с буржуазными государствами. Сибирский хлеб и семена для весеннего сева — это не только наше спасение, но и наша опора в Генуе. На предстоящей Генуэзской конференции империалисты, безусловно, попытаются использовать наши хозяйственные затруднения, чтобы навязать Советской России кабальные условия соглашения. Чем успешнее мы с вами выполним свою задачу, тем увереннее и твёрже будет позиция нашей делегации...» Сибирская миссия Дзержинского длилась пятьдесят дней и имела важное политическое значение. 10 апреля — 19 мая 1922 года в Италии состоялась международная конференция, и Россия была готова к участию в переговорах…

РоссиягазетаЧеловекконфликтдорогиработамясодомпамятниксадхлебОТ и ДОТОгородСибирьстраныправаростборьбаденьгижизньконференциярабочиеправительстводвижениерезультатымостыновоенастроениеновый


917 просмотров
Николай ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Комментарии

Добавить комментарий

Правила комментирования