• Подать Объявление
    и рекламу
Объявления для:

Бронзовое великолепие Александра Миротворца

Десять лет назад в парке «Городское начало» в Новосибирске состоялось открытие памятника императору России Александру III, которому отчасти наш город обязан своим появлением на карте. Пятиметровая статуя заняла своё место на восьмиметровом постаменте 10 июня 2012 года. А в ночь на 23 июня она предстала перед новосибирцами во всём своём бронзовом великолепии, в свете прожекторов и блеске конфетти.

В истории Новосибирска никогда не случалось такого оригинального и пафосного открытия памятника. Событие произошло в полночь, и скептики боялись, что народ не соберётся, однако в парке «Городское начало» поздним вечером 22 июня яблоку негде было упасть: на церемонию открытия подтянулись более пяти тысяч новосибирцев. Здесь, у пересечения Транссиба с Обью, в конце XIX века возник посёлок железнодорожных строителей, который поначалу и назывался Александровским — в честь императора, подписавшего указ о возведении великой магистрали.

После исполнения симфоническим оркестром торжественной увертюры Чайковского «1812» на дальнем конце фермы первого железнодорожного моста (тоже памятника) вспыхнули огненные фонтаны. Постепенно они приближались к новому монументу - и когда достигли ближайшего конца фермы, светлое покрывало было сброшено... Взорам публики в ярком вихре конфетти предстала бронзовая пятиметровая скульптура императора–богатыря. Прозвучал гимн Российской империи «Боже, царя храни», затем митрополит Новосибирский и Бердский Тихон совершил чин освящения памятника, и к микрофону один за другим стали подходить руководители области и города, почётные гости, в том числе праправнук Александра III гражданин Дании Павел Куликовский.

Почему воздвигли памятник Александру III, а не Николаю II

Установлению памятника царю предшествовали жаркие споры членов городской комиссии по переименованиям. Мы живём в странную эпоху, когда на каждом шагу видятся и слышатся элементы исторического абсурда: Ленинское отделение полиции, православный храм в парке имени Дзержинского, памятник русскому царю на улице Большевистской...

Коммунисты и некоторые историки выступали против памятника царю. Он хоть и подписал указ о начале возведения Транссиба, к рождению города имел отношение весьма опосредованное. Комитет по строительству дороги возглавил его сын Николай Александрович, он участвовал в закладке первого камня Транссиба во Владивостоке, а позднее, взойдя на престол, искал деньги, определял конфигурацию трассы, при его содействии и личном участии Сергея Витте был выбран Кривощёковский вариант, давший импульс развитию будущей столицы Сибири. Не случайно и город до 1926 года назывался Новониколаевском.

Доктор исторических наук Михаил Шиловский на заседании комиссии выступал против памятника Александру III: «Да, Александр Третий подписал указ, заставил начать строительство великого сибирского пути, и в Иркутске ему уже стоит памятник как инициатору строительства. Но в Новосибирске, если следовать логике, нужно было бы поставить памятник Николаю Второму, который реально руководил проектом. Именно при его непосредственном участии был выбран Кривощёковский вариант, хотя, например, томские и колыванские купцы давали взятку, чтобы дорога прошла через их город. Колыванцы даже наняли частным образом инженеров и снарядили изыскательную экспедицию, которая должна была обосновать строительство железнодорожной магистрали именно у них. Так что если бы не Николай и не Витте, который доказал, что с экономической точки зрения надо строить в Кривощёково, возможно Новосибирска бы и не было... Не понравился мне и эскиз памятника».

Ему возражал депутат горсовета Александр Люлько: «Что касается личности Александра, именно он считается основателем железнодорожной магистрали, а строительство магистрали считается причиной возникновения города Новосибирска. Поэтому и тут всё логично. Я согласен, что Николай Второй имеет не меньше, а может быть и больше оснований быть увековеченным в числе основоположников города, как и те люди, которые непосредственно участвовали в строительстве. Со временем, я уверен, мы поставим памятники и им. Но пока это всё непросто. Не только из–за финансов, но и из–за политических разночтений истории. Вы знаете, что меня два раза арестовывали за попытку установить памятный знак инженеру Тихомирову? Хотя он не просто строил этот город, он здесь жизнь положил и был похоронен возле собора Александра Невского! Если есть инвестор памятника Александру, давайте начнём с него. У нас в городе не так много памятников, а фигура Александра Третьего вызывает гораздо меньше политических баталий, чем личность Николая Второго. К тому же железная дорога полностью взяла на себя изготовление и установку монумента, город только предоставляет место».

Представитель Российских железных дорог подтвердил позднее, что в РЖД вопрос о сооружении памятника Николаю Второму даже не ставился, выбор однозначно был сделан в пользу Александра Третьего.

Он оставил Россию более великой, чем её получил

Как и его прадед Пётр Великий, русский император Александр Миротворец отличался высоким ростом — 193 сантиметра. Он обладал исключительной силой: в юности гнул пальцами монеты, ломал подковы, а в зрелые годы сделался тучным и громоздким, но и тогда, по свидетельству современников, в его фигуре было что–то грациозное. Он совершенно лишён был аристократизма, присущего его деду и отчасти отцу. Даже в его манере одеваться было нечто нарочито непритязательное. Императора часто можно было видеть в солдатских сапогах с заправленными в них по–простецки штанами. В домашней обстановке самодержец любил надевать русскую рубаху с вышитым на рукавах цветным узором. Отличался личной бережливостью, часто появлялся в поношенных сапогах, брюках, тужурке, пальто или полушубке.

По свидетельствам историков, Александр Третий не терпел лжи, был трудолюбив, работал над государственными делами нередко до часу–двух ночи. Отличался прямолинейностью мышления. Миротворец оберегал чистоту «веры отцов», незыблемость принципа самодержавия, развивал русскую народность. В вопросах внешней политики он обнаружил здравый смысл.

Как писал Сергей Витте, «у императора Александра Третьего было совершенно выдающееся благородство и чистота сердца, чистота нравов и помышлений. Как семьянин — это был образцовый семьянин; как начальник и хозяин — это был образцовый начальник и образцовый хозяин. Он был хорошим хозяином не из–за чувства корысти, а из–за чувства долга. Я не только в царской семье, но и у сановников никогда не встречал того чувства уважения к государственному рублю, к государственной копейке, которым обладал Император... Он умел внушить за границею уверенность, с одной стороны, в том, что Он не поступит несправедливо по отношению к кому бы то ни было, не пожелает никаких захватов; все были покойны, что Он не затеет никакой авантюры... У Императора Александра Третьего никогда слово не расходилось с делом. То, что он говорил — было им прочувствовано, и он никогда уже не отступал от сказанного им... Император Александр Третий был человек чрезвычайно мужественный».

Император не переносил нечистоплотности ни в делах, ни в личной жизни. Согласно его собственным заявлениям, мог простить чиновнику нечистоплотность в делах или в поведении лишь один раз — в случае его раскаяния, а на второй раз неизбежно следовало увольнение провинившегося. Не терпел своих родственников, имевших любовные связи с танцовщицами и актрисами.

В России после распада СССР личность императора стали использовать националисты благодаря его лозунгу «Россия — для русских».

Придворный этикет и церемониал при Александре Третьем стали гораздо проще. Он сократил штат министерства двора, уменьшил количество слуг и ввёл строгий надзор за расходованием денег. Заграничные дорогущие вина заменил крымскими и кавказскими, а число балов ограничил четырьмя в год.

Вместе с тем император не жалел денег на произведения искусства. В молодости он обучался рисованию и на всю жизнь сохранил любовь к живописи. Александр Александрович был страстным коллекционером, уступая в этом отношении разве что Екатерине Великой. Гатчинский замок при нём превратился в склад бесценных сокровищ. Они уже не помещались в Зимнем дворце. Собранная Александром Третьим коллекция картин, графики, скульптур после его смерти была передана в Русский музей, основанный в память о родителе его сыном Николаем.

Император страстно увлекался рыбалкой и охотой. Часто летом царская семья уезжала в финские шхеры. Любимым местом охоты была Беловежская пуща.

При всей внешней строгости Александр Александрович неизменно оставался преданным семьянином и любящим отцом. Не только ни разу в жизни не тронул и пальцем детей, но и резким словом не обидел.

17 октября 1888 года царский поезд потерпел крушение у станции Борки, в пятидесяти километрах от Харькова. Семь вагонов оказались разбиты; погибли несколько человек, но царская семья, находившаяся в вагоне–столовой, осталась цела. При крушении обвалилась крыша вагона. Сорокатрёхлетний император, спасая жену и детей, удерживал крышу вагона на своих могучих плечах до тех пор, пока не прибыла помощь. Вскоре после этого происшествия у Александра Третьего появились боли в пояснице. Страшное физическое перенапряжение привело к болезни почек. Болезнь неуклонно развивалась. Цвет лица стал землистым, пропал аппетит, плохо работало сердце. Зимой 1894 года царь простудился, а в сентябре, во время охоты в Беловежье, почувствовал себя вовсе скверно. Нефрит — острое воспаление почек. По настоянию врачей император отправился в Крым, в Ливадию. 20 октября 1894 года, спустя шесть лет после злосчастной аварии, он скончался. Он не дожил даже да пятидесяти (родился 10 марта 1845 г.).

Эдвард Радзинский так описал последние минуты Александра Миротворца: «Император умирал. В спальню к умирающему медленно идёт знаменитый доктор Захарьин. Доктор страдает одышкой, он не может пройти и нескольких шагов, чтобы не присесть, поэтому вся зала по пути в спальню уставлена креслами. В спальне императора — священник Иоанн Кронштадтский и духовник царя отец Иоанн Янышев. И доктора. Они встретились около умирающего: бессильная медицина и всесильная молитва, облегчившая ему последние страдания. Всё кончено. Двери спальни отворились. В огромном вольтеровском кресле тонет тело мёртвого императора. Императрица обнимает его. Чуть поодаль стоит бледный Ники. Император скончался, сидя в кресле».

Александр Третий был истинно русским царём — и по душе, и по наружному виду. Его девизом можно считать слово «постоянство». Религиозный человек, заботливый муж и отец, он подавал пример поведения подданным: никакой роскоши. Отличался твёрдым характером, более всего любил правду, спокойно обдумывал каждое дело, был замечательно прост в обращении, любил всё русское. Александр Третий избегал войн, прозвище Миротворец он получил потому, что за 13 лет его правления Россия ни разу не участвовала в войнах.

Но над обществом и в его правление прежней громадой возвышалась армия, которой всегда была сильна Россия. Царь говорил своим министрам: «Во всём свете у нас только два верных союзника — наша армия и флот». В учебнике для кадетских корпусов времён Александра Миротворца записано: «Россия — государство не торговое и не земледельческое, а военное, и призвание его — быть грозою света».

Памятники Императору–Миротворцу

До Октябрьской революции в честь императора Александра Третьего в России установили около сорока памятников разного рода. В основном - колонны и обелиски в память посещения им определённого места. В годы советской власти почти все они были уничтожены.

Первый памятник Александру III был установлен в Феодосии в 1896 году на деньги, собранные знаменитымо живописцем Иваном Айвазовским. Монумент стоял на пьедестале, представлявшем четырёхугольную призму из киевского чёрного лабрадора. Ряд ступеней вёл к скульптурному изображению из бронзы императора во весь рост. Надпись на лицевой стороне пьедестала гласила: «Императору Александру III благодарная Феодосия», а на задней стороне: «Сооружён в благополучное царствование императора Николая II, в 1896 году». Автор - известный одесский скульптор Роберт Бах.

Феодосийский памятник в 1917 году был уничтожен, а спустя пять лет на его месте установили фигуру рабочего, складывающего каменные блоки. Монумент получил название «Марксизм». В 1944 г. и этот памятник был подорван гитлеровскими оккупантами. После Великой Отечественной войны на том же месте установили памятник Сталину, который простоял до 1960 г. Свято место пусто не бывает: в 1980 г. здесь была установлена скульптура матроса–революционера Ивана Назукина, которая существует по сей день. Вопрос о восстановлении памятника Миротворцу неоднократно поднимался городскими властями, но до каких-то решительных действий дело так и не дошло.

В Москве после смерти императора в 1894 году объявили всенародную подписку на памятник. Проект поручили скульптору Опекушину и архитектору Померанцеву. Выполненный из бронзы памятник установили возле храма Христа Спасителя. Император восседал на троне во всех регалиях, надпись на пьедестале гласила: «Благочестивейшему, самодержавнейшему великому государю нашему Александру Александровичу всея России. 1881-1894». Этот памятник открыли 30 мая 1912 года. Летом 1918 года, естественно, его уничтожили коммунисты.

В настоящее время воссоздано несколько памятников Александру Миротворцу.

В Санкт–Петербурге восстановлен и вновь открыт 2 ноября 2007 года бронзовый бюст Александра III на высоком мраморном пьедестале рядом с церковью великомученика Пантелеймона, на территории психиатрической больницы имени Скворцова-Степанова. Оригинал был открыт 26 февраля (в день рождения императора по старому стилю) 1895 года.

В 2002–2003 годах была восстановлена на историческом постаменте в Иркутске статуя императора, отлитая по модели скульптора Чаркина. Оригинал был открыт 30 августа 1908 года в благодарность за принятое им решение о строительстве Транссиба. В 1920 году фигуру сбросили с постамента и уничтожили. В 1964 году на этом обезличенном постаменте открыли памятник первопроходцам Сибири.

Ещё один грандиозный монумент восстановили в Санкт–Петербурге в 1994 году. Оригинал был торжественно открыт 23 мая 1909 года перед Николаевским вокзалом, на Знаменской площади в присутствии Николая II, великих князей, высших государственных и военных чинов, представителей различных депутаций и гвардейских полков, шефом которых был Александр III. Могучая, былинная фигура императора верхом на коне.

Многие из тех, кто лично знал Александра III, считали, что скульптору удалось добиться достоверности и выразительности внешнего облика императора. В том числе вдовствующая императрица Мария Федоровна, которая неизменно поддерживала автора - Паоло Трубецкого в период работы над памятником. Сам автор, беседуя с Василием Розановым, говорил: «Я хотел в образе Александра III представить великую русскую мощь, и мне кажется, что вся фигура императора на моём памятнике воплощает мою основную мысль».

В октябре 1937 года памятник демонтировали и убрали в запасники Русского музея. 9 ноября 1994 года он был вновь установлен на низком постаменте в парадном дворе Мраморного дворца на месте стоявшего здесь броневика «Враг капитала».

РоссияАвариидорогаЧеловекдорогилюбовьаппетитвыборсемьяболезньпамятникгражданинОТ и ДОпроектстроительствомузейскульптураТОгородпамятьмонетыночьБахзамокростувольнениеденьгилюдисердцегородажизньмоделигостиимператордень рожденияпроисшествиякрышаколлекцияпальтоместопервыйцветместаКрым


498 просмотров
Николай ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Комментарии

Добавить комментарий

Правила комментирования