Улица Станиславского: от соцгорода к жилмассиву сквозь ХХ век
Улица Станиславского — одна из главных и старейших магистралей левобережья. Если проспект Маркса начали активно застраивать лишь после сооружения Октябрьского моста, то есть после 1955 года, то жилые дома в окрестностях улицы Станиславского появились уже в начале тридцатых годов в связи с планами возведения социалистического города вокруг промышленных предприятий, прежде всего «Сибсельмаша».
В годы первой пятилетки возникла некая слегка завиральная романтическая идея нового устройства быта рабочего класса, весьма далёкая от жизни. Воодушевлённые мечтами о коммунистическом равенстве и братстве, в том числе мужчин и женщин, советские архитекторы возмечтали создать новые, невиданные ранее формы общежития, тем более что и правительственный заказ, и пространство, и некоторые средства для этого существовали. «Действительно раскрепостить женщин, освободить от семейных забот, связанных с кухней и воспитанием детей, полностью использовать труд всего взрослого населения», — призывал идеолог новосибирского соцгорода Богуславский. В частности, он предлагал строить жилые комбинаты на 500-1000 человек с детскими учреждениями и общественным сектором, с центральной фабрикой-кухней.
Эту тему можно обсуждать долго, но важно, что в проектах Богуславского и его коллег предполагалось окружить жилые постройки зелёной зоной шириной от 500 до 650 метров. А через весь соцгород должны были пройти в направлении запад–восток две полосы зелёных насаждений шириною по 200 метров. Нынешний Сквер Славы и парк имени Кирова в Ленинском районе, вероятно, расположены именно в этих запланированных двухсотметровых зелёных зонах, и улица Станиславского своей нечётной стороной ограничивает оба эти замечательных места.
Формально улица начинается от площади Труда, но нумерация домов идёт от парка имени Кирова.
Официальное решение горсовета о его создании датируется 3 февраля 1945 года — ещё продолжалась Великая Отечественная война. В 1946 году здесь соорудили летний кинотеатр на 1 200 зрителей. Он долго служил, однако в семидесятые годы его разобрали (деревянное здание, видимо, здорово обветшало), а на его месте в 2003 году запустили один из самых весёлых новосибирских фонтанов — «Одуванчик». Тогда же исчезли читальный павильон и стоявшие рядом с ним бюсты писателей.
А ещё в парке в давние времена был установлен памятник Сергею Кирову работы известного скульптора Веры Штейн.
По каким-то причинам в те же семидесятые годы, когда в парке многое менялось, статую ленинградского вождя сняли с постамента и увезли на задний двор. Там она мирно отдыхала несколько десятилетий, пока уже в двухтысячных годах пивоваренная компания «Балтика» (тоже питерских корней) не профинансировала реставрацию памятника. И Сергей Миронович вновь занял прежнее место в парке своего имени. А ещё в этом парке привлекают внимание солнечные часы. И многое другое: здесь охотно гуляют пожилые люди с внуками, а также молодые парочки.
Магистраль Станиславского в её истоках пересекают улицы двух героев Гражданской войны — Котовского и Пархоменко. Правда, имя Пархоменко улице присвоили не сразу, первоначально она носила имя Володарского. Но как-то так вышло, что рядом образовалось аж две улицы Володарского. Первую из них, побольше, переименовали в улицу Пархоменко, а вторую оставили, она сохранилась до сих пор. За какие заслуги Новосибирск в своё время так восславил погибшего на петроградских улицах летом 1918 года совсем молодым (27 лет) Моисея Гольдштейна (настоящее имя Володарского), циничного комиссара по делам печати и пылкого обожателя Льва Троцкого, неизвестно.
Затем следует улица имени Героя Советского Союза Плахотного. Уроженец Коченёва, Николай Михайлович работал на «Сибсельмаше», ушёл в армию в первые же дни войны, погиб при освобождении Литвы в 1944. Капитан Плахотный командовал батареей. Его имя носит также средняя школа №73, расположенная через дорогу от сада Кирова. Школе в этом году исполняется 75 лет. В 1941 году её здание временно занимал военкомат. Имя Плахотного улице присвоили в 1962 году, а до этого она звалась Лагерной: на ней располагались лагеря заключённых, в том числе и военнопленных, сражавшихся на стороне фашистов, а после войны работавших на заводах и стройках левобережья. Была, кстати, и 2-я Лагерная, переименованная в 1966 году в улицу Косиора. Она идёт параллельно улице Плахотного, но гораздо короче её.
Далее на юг улицу имени театрального реформатора Станиславского, который многим знаком благодаря сакраментальной реплике «Не верю!» на репетициях, пересекает прямая и длинная улица имени второго советского космонавта Германа Титова. Родом он — алтайский, то есть почти наш земляк, в Новосибирске бывал неоднократно, и вполне логично одна из новосибирских улиц носит его имя. Космический характер она приобрела в 1963 году, а до того скромно звалась Трамвайной. Когда-то, кстати, и по Станиславского ходили трамваи, но однажды за одну ночь рельсы убрали. Теперь трамвайная линия пересекает её в самом начале, на площади Труда, и почти в конце — по улице Вертковской.
В феврале 1963 года Герман Титов посетил Новосибирск, побывал на соревнованиях армейских спортсменов, съездил в Академгородок, посмотрел ГЭС. Он хорошо знал наш город, и его здесь принимали очень тепло. Однако площади на пересечении этих магистралей в 1973 году дали всё же имя Станиславского, а не Титова - возможно, по старшинству. В довоенные годы и ещё долго после войны площадь эта была пустырём, что видно на старых фотографиях. Когда-нибудь здесь обязательно появится станция метро. Говорят об этом очень давно, но жадная столица в последнее время находит деньги только на развитие собственного метрополитена, а собственных средств на такое грандиозное строительство у Новосибирска нет.
Улица Станиславского весьма протяжённая, её пересекают кроме названных ещё три немаленькие магистрали: улицы Степная, Вертковская и Немировича-Данченко. Проще всего с Вертковской: она названа так по деревне, известной ещё с XVIII века. Появление улицы Немировича-Данченко на пересечении с улицей Станиславского тоже вполне логично: коллеги и в жизни были друзьями. Кстати, названия улиц Станиславского, Немировича-Данченко, Котовского, Пархоменко и ещё нескольких были утверждены одновременно — решением горсовета 23 июня 1953 года.
А вот почему именно Степная? Возможно, потому, что в этих местах прежде лежала голая степь? А возможно, эпитет этот связан с целиной. Ведь Новосибирск в пятидесятые годы направил на целину немало энергичных, деятельных своих представителей. Началось это движение в 1954 году. Кировский райком комсомола той весной делегировал на освоение целинных земель 357 добровольцев. Парни и девчата стояли в очереди с утра до позднего вечера, чтобы получить комсомольскую путёвку. Ехали в Коченёвский, Доволенский, Чулымский, Купинский и другие районы.
Застраивалась улица в основном в пятидесятые годы. В её начале много сталинских домов, кирпичных, полногабаритных, хотя теперь уже сильно обветшалых. Высокие потолки, большие коридоры. Почти все эти жилые дома внесены в перечень объектов недвижимого культурного наследия регионального значения: дом № 7 — 1940 года постройки, дом № 3 — 1941, дом № 6 — 1953, дом № 4 — постройки середины прошлого века. К объектам ценной историко-градостроительной среды относят жилые дома по улице Станиславского, N№ 10 и 11 — оба построены в середине прошлого века.
Конечно, на улице Станиславского и вокруг одноимённой площади хватает и хрущёвок. Заканчивается улица у берега речки Тулы, вдоль которой тянется улица Тульская. Здесь в 1962-63 годах начали активно возводить Станиславский жилмассив. Сначала это были панельные пятиэтажные дома, в которые въехали новосёлы в 1964 году. Позднее строили и девятиэтажки. Считается, что это один из удобных и благоустроенных жилых массивов города. В 1968 году здесь открыли школу № 15. На жилмассиве есть свой микрорынок. В 1975 году вступила в строй поликлиника № 24.
Вот так, начавшись в тридцатые годы с идеи социалистического города, улица Станиславского незаметно подошла к идее жилого городского массива. Таков её путь сквозь двадцатый век.
Справка
В городскую черту Новосибирска 20 октября 1930 года постановлением ВЦИК были включены населённые пункты Большое и Малое Кривощёково, Бугры, Вертково, Ерестная, Перово. Все эти левобережные сёла объединили в Заобскую часть города и на их базе образовали Заобский район города Новосибирска. Сельсоветы в этих населённых пунктах были ликвидированы, а их функции переданы Заобскому райсовету.
Так началась история нынешнего Ленинского района и в частности улицы Станиславского.
На другой день после убийства Сергея Кирова, то есть 2 декабря 1934 года, решением Новосибирского горсовета Заобский район был переименован в Кировский.
Уже к началу пятидесятых годов Кировский район стал самым большим и мощным среди районов Новосибирска. В нём проживало более 150 тысяч человек. Управлять такой громадиной стало сложно, и в 1952 году власти предприняли первую попытку разделить район на две части. Вторую часть предлагалось назвать Сталинским районом. Предложение не прошло.
И только в год столетия Владимира Ленина — 9 декабря 1970 года — Указом Президиума Верховного Совета РСФСР левобережную часть города разделили на два административных района — Кировский и Ленинский. По данным переписи, проведённой в том же году, на территории Ленинского района проживало 242 тысячи человек, на территории Кировского — 105 тысяч человек. В настоящее время в Ленинском примерно 317 тысяч жителей, в Кировском – 194 тысячи.
места7А7движениеместопарктеплодомагородапространстволюдиденьгичасызаказночьразвитиегородАкадемгородокНовосибирскТОметросооружения4строительствоОТ и ДОисторияулицастанцияжилмассивтрудзданиепамятникдомкомпанияЧеловек
155 просмотров
Комментарии