• Подать Объявление
    и рекламу
Объявления для:

От нищих цыган до блондинок в шоколаде - метаморфозы богемы

В современном русском языке слово «богема» воспринимается очень неоднозначно. С одной стороны, это люди творческие, ведущие свой особый образ жизни - свободный, раскованный, плюющий на предрассудки и прочие слои общества. С другой стороны, это лишь вышеупомянутый образ жизни, выставляемый напоказ, при частичном или чаще полном отсутствии прочих талантов.

Первых в разы меньше, чем вторых, последних сегодня вообще пруд пруди, они заполонили социальные сети. Но откуда вообще в русском языке появились в нашем языке слово и понятие «богема», «богемный образ жизни»? Как и многое прочее - от французов, даже конкретнее - парижан, нравы и термины которых на протяжении двух веков усердно копировала русская аристократия. Хотя Богемия, от которой, собственно, образовался термин, это вообще западная территория современной Чехии...  

В «Энциклопедическом словаре крылатых слов и выражений» находим: «С французского: La bohème. Стало популярным после публикации «Сцен из жизни богемы» французского писателя Анри Мюрже (1822—1861). Слово «богема» образовано от другого французского слова - Bohemien, то есть «цыган» (обычно ассоциировалось с образом бродячего певца, музыканта и т. п.), и соответственно означало неупорядоченную жизнь, неустроенный быт — «как у цыган».

Слово «богема» как имя нарицательное встречается в европейских языках начиная с 1850 г., и означает обычно образ жизни людей искусства, чей быт и манера поведения не укладывается в рамки привычных представлений».

Главные герои произведения вышеупомянутого Анри Мюрже - поэт, композитор, художник и философ, а также примкнувшие к ним и разделяющие их взгляды дамы, которые проживают в Латинском квартале Парижа без оглядки на завтрашний день. Они не сильно обременяют себя соблюдением общепринятых рамок приличия, существуют частенько впроголодь, но постоянно надеются на лучшее. В общем, живут как цыгане, «понаехавшие» в Париж в средние века, образ жизни которых и чересчур свободное, а порой и непристойное поведение шокировало коренных жителей Парижа. А понаехали новые соседи парижан из области Богемия, где вольготно чувствовали себя многочисленные цыганские общины. Соответственно их и прозвали «богемой» (Bohemien) – от названия местности. Термин имел очевидный негативный оттенок.

К середине XIX века, когда Анри Мюрже опубликовал свой скромный труд (1851 г.), богемой стали называть молодых и бедных, никому не известных художников, литераторов, актёров, живущих своей - непонятной для обывателей - жизнью, схожей с цыганской. Свободные нравы, алкоголь, пренебрежительное отношение к нравственным канонам общества, абсолютное равнодушие к наживе и власти, постоянные споры на вечные темы о смысле жизни и творчестве – вот неотъемлемые спутники богемы того времени. Их, собственно, и описал Мюрже в своём цикле рассказов, объединённых общими героями, которые знакомятся в первой главе.

«Сцены из жизни богемы» вдохновили итальянского композитора Джакомо Пуччини (1858-1924) на сочинение оперы «Богема» в 1896 году, а через год свою версию оперы с тем же названием явил миру ещё один итальянец Руджеро Леонкавалло (1857-1919). Ну и наконец знаменитая оперетта Имре Кальмана «Фиалка Монмартра», представленная в 1930 году в Вене, была тоже написана по бессмертному произведению Анри Мюрже. К слову, Кальман посвятил своё сочинение молодой жене, русской актрисе Вере Макинской.

В общем, смысл слова «богема» в XIX-XX веках был уже далёк от первоначального.

«Богемная рапсодия» группы Queen

Именно «Богемная», пожалуй, правильный перевод одной из величайших композиций в рок-музыке, а не утвердившийся у нас «Богемская», поскольку текст произведения ничего общего не имеет с исторической областью Чехии, которая известна в мире разве что своим фирменным богемским хрусталём и столь же знаменитым стеклом. С богемой, впрочем, тоже связь текста весьма условна. Название Bohemian Rhapsody перекликается со знаменитыми Венгерскими рапсодиями (Hungarian Rhapsodies) композитора Ференца Листа, созданными в середине XIX века, только и всего.

Сам текст - это, конечно, бред воспалённой фантазии лидера британской супергруппы Queen Фредди Меркьюри. «Рифмованная чепуха», как он как-то выразился. Искать скрытый смысл в словах этой композиции - затея неблагодарная, ибо текст скорее всего рождался вслед за действительно гениальной музыкой и представляет собой какие-то смутные, но яркие образы, рождающиеся обычно во сне или пьяном угаре. Борьба добра со злом, ангелы и демоны - в общем, абрисы вечных тем, выписанные небрежно, набросками. Просто для полноты звучания волшебной музыке, по задумке автора, нужен был голос, даже голоса. С ТАКОЙ музыкой и с такими перепевами создаётся какая-то высшая гармония... Не случайно с записью этого трека музыканты и звукорежиссёры возились больше трёх недель - оно того стоило...

Русская богема

В Российской империи представители творческих профессий - художники, поэты, писатели, артисты и потенциальные творцы студенты мало чем отличались от французских коллег, да, собственно, и от всех прочих подобных людей в мире. Они собирались в кабачках, обязательно выпивали и вели жаркие дискуссии о смысле жизни, искусстве и творчестве. Некоторые питейные заведения в силу ряда причин становились центром притяжения представителей богемы.

Наиболее известным и популярным подобным заведением в России начала XX века, пожалуй, считалось литературное кафе «Бродячая собака» в Петербурге, которое было открыто в новогоднюю ночь 1912 года актёром и режиссёром Борисом Прониным (1875-1946). Нетривиальное название клуба связано со стихотворением в прозе французского поэта Шарля Бодлера «Славные псы», где богемная жизнь представлялась в образе жизни бездомных бродячих собак:

«Я воспеваю пса, забрызганного грязью, бедного пса, пса бездомного и шатающегося по улицам, пса-акробата, чей инстинкт, подобно инстинкту бедняка, цыгана или бродячего актёра, удачно направляется необходимостью, этой доброй матерью, этой истинной покровительницей всякой находчивости».

У «Бродячей собаки» был свой гимн, сочинённый поэтом, прозаиком и композитором М. Кузьминым, устав, составленный писателем Алексеем Толстым и даже герб, придуманный художником М. Добужинским, на котором была изображена собака, водрузившая лапу на театральную маску. Художники С. Судейкин и Н. Сапунов украсили небольшое подвальное помещение, вмещавшее до 200 человек, «фресковой» живописью с элементами кубизма, фигурами женщин, масками дель-арте, невиданными цветами и птицами. «Собака» начинала работу с 11 вечера и продолжала до утра, поначалу встречи происходили по средам и субботам, потом чаще. В общем, всё солидно.

В кафе проводились литературные и театральные вечера в неформальной обстановке, ставились спектакли, звучали музыкальные произведения. «Театральность начиналась у самого входа – каждого нового гостя встречали ударом в огромный барабан, почётных членов и гостей «Собаки» награждали своими орденами, были даже разработаны свои знаки отличия и даже мундиры, имелся и свой идеологический «вождь» - философ Н. Кульбин. Разумеется, никакой коммерции «собачники» не допускали, что было отмечено первым пунктом Устава» (peterburg.biz/istoriya-art-kafe-brodyachaya-sobaka).

В число постоянных членов клуба входил практически весь цвет так называемого Серебряного века: Ахматова, Гумилёв, Мандельштам, Маяковский, Северянин.

Век «Собаки» оказался недолог, её закрыли из-за незаконной (запрещённой после начала Первой мировой войны 1914 года) продажи спиртного, имущество ушло с молотка. Однако идея не умерла. 1995 году в Казани при Литературно-мемориальном музее А. Горького было открыто литературное кафе «Бродячая собака», где размещается стационарная выставка «Поэты Серебряного века» и проходят различные культурные мероприятия и встречи.

В 2001 году на историческом месте в Петербурге вновь открылось арт-кафе «Бродячая собака» на волне интереса к дореволюционной истории и Серебряному веку. Ну и наконец в 2006 году в Новосибирске появилась своя «Бродячая собака» на улице Каменской со своими потрясающими представлениями.  

Советская «творческая интеллигенция»

В Советском Союзе богемы не было, была «творческая интеллигенция» - те же артисты, литераторы, художники, музыканты. Основная масса представителей творческой интеллигенции идеально подходила под те категории, которые были присущи героям произведения Анри Мюрже. Алкоголь, свободный образ жизни, хроническое безденежье, ночные посиделки на кухне за разговорами о вечном...

Наиболее яркие представители этой прослойки общества вовсе не были бедными, но во времена странной партийной цензуры на первый план выходила свобода творчества. Произведения Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы, Евгения Евтушенко как-то находили свой путь «в народ», да по большому счёту почитались и наиболее продвинутыми представителями власти, которые по долгу службы как бы мешали организации выступлений официально «запрещаемых» поэтов, музыкантов, художников, но при этом всячески старались оных «не замечать». 

В последние два десятилетия перед закатом Советского Союза на волне мощного прорыва в страну рок-музыки появилось чудесное «поколение дворников и сторожей», группа художников из Ленинграда «Митьки», которые категорически не вписывались своим творчеством и взглядами в моральный облик советского человека. Они жили и работали где придётся, собирались на так называемых «квартирниках», где устраивали подпольные выставки и концерты. В их числе Борис Гребенщиков со своим «Аквариумом», Виктор Цой со своим «Кино», Андрей Макаревич с «Машиной времени», Егор Летов с «Гражданской обороной», Юрий Шевчук с «ДДТ», многие другие.

Современная богема

После распада Советского Союза и особенно в начале XXI века значение слова «богема» сильно расплющилось, равно как и люди, считающие себя богемой. Теперь это далеко не только и не столько люди творческие, сколько ведущие отвязный образ жизни напоказ известные и богатые люди. Телевидение и интернет плодят бездарностей и эпатирующих публику персонажей вроде Ксении Собчак в реалити-шоу «Блондинка в шоколаде» 2008 года и им подобных шоу и «звёзд» гламура, не имеющих никакого отношения к искусству.

Современная так называемая элита общества, богема, увешана дорогущими шмотками и украшениями, живёт своей гламурной жизнью, вечными «тусовками», приёмами и фуршетами, скандалами напоказ и на заказ, эксцентричным поведением.

В общем, слово вновь обрело весьма негативный смысл в широких слоях общества...

поколениецветпервыймероприятияжизньпродажилюдибогатыесоциальные сетиинтернетзаказборьбаалкогольповедениеночьотношенияТОвыставкаОТ и ДОкинособакисобакапереводтрудкафесловахудожникПарижЧеловекXIX век


656 просмотров
Алексей СУХАНОВ

Комментарии

Добавить комментарий

Правила комментирования