• Подать Объявление
    и рекламу
Объявления для:

Образы Бабы Яги, о которых вы не знали

Баба Яга — колоритный персонаж многих сказок. Изначально он воспринимается как отрицательный. На самом деле всё не так однозначно.

Изучением образа старухи со ступой занимались многие фольклористы. В книге «Исторические корни волшебной сказки» всемирно известный филолог Владимир Яковлевич Пропп описал виды Бабы Яги. Какие же образы скрываются за устрашающей внешностью сказочной героини?

Добродушная помощница

Пропп назвал этот вид Бабы Яги дарительницей. Действительно, жительница избушки на курьих ножках часто помогала главным героям. То волшебный клубок подарит, то наколдует сани, которые «сами едут, сами правят, сами к Настеньке доставят».

Такая Баба Яга хоть и хитрит, но слово своё держит. Гостя напоит, накормит, о разном расспросит да спать уложит, а на утро совет даст или предмет диковинный. Даже значение имени в этом случае не несёт негатива.

Публицист и режиссёр театра кукол Сергей Владимирович Образцов считал, что слово «Яга» берёт начало от слова «яг» (сосновый бор). В его трактовке героиня предстаёт в образе пожилой женщины (бабами до второй половины XX века называли замужних женщин), живущей в лесу.

По ещё одной версии имя сказочной старухи происходит от санскритского «ahi» (уйти, отодвинуться). В лесу, в уединении жили травники, зелейники и прочие врачеватели. Люди обращались к ним за помощью только в случае крайней нужды. Баба Яга тоже собирала и сушила травы, готовила отвары и зелья, проводила обряды.

Одним из таких обрядов было древнеславянское «перепекание» младенцев. Недоношенного или больного ребёнка накрывали тонким слоем ржаного теста, замешанного на воде, принесённой знахаркой рано утром из трёх колодцев. Затем младенца клали на хлебную лопату и три раза погружали в тёплую печь (без огня). Отголосок именного этого действа лежит в основе следующего образа.

Похититель-каннибал

В некоторых сказках Баба Яга пытается зажарить в печи или детей, или главного героя. Как правило у неё не получается насадить жертву на лопату. А вот с похищением она справлялась лучше.

Исчезновение детей в лесу объясняется не только сложностью ориентирования, но и старинным посвящением мальчиков в охотники. Жестокий обряд представлял собой поход в лес и пытки голодом, огнём, избиением, а также употреблением снадобий, изменяющих сознание. При успешном прохождении испытаний у будущего охотника якобы открывались сверхспособности: обострялось зрение, утончался слух и т. д.

Бабе Яге (от болгарского «Еза» — «мука» или «пытка») отводилась роль устроителя посвящения.

Проводник в потусторонний мир

Страшная старуха с костяной ногой, проживающая на опушке леса, охраняет вход в загробный мир. Если рассматривать этот образ, то становится понятно, почему многие филологи склоняются к тому, что имя «Яга» происходит от старочешского «jězě» («ведьма») или старосербского «jeza» («кошмар» или «болезнь»).

Колдунья ягает («кричит», в Толково-фразеологическом словаре Михельсона), отгоняет живых от своих владений. Самых смелых она всё же пускает попариться в бане и приглашает к столу. Такого рода гостеприимство не что иное, как омовение от нечистот и ритуальный обед, позволяющий живому перейти в загробный мир.

печьперсонажлюдиобедвидМирсаниженщиныТООТ и ДОболезньсловасознаниелес


576 просмотров

Комментарии

Добавить комментарий

Правила комментирования