• Подать Объявление
    и рекламу
Объявления для:

Почему ругают «человейники». Плюсы и минусы такого жилья

Слово «человейник» вы не найдёте ни в одном толковом словаре, но на практике оно активно употребляется. Так называют городские районы, плотно застроенные многоэтажными жилыми домами, обычно – с квартирами класса от «эконом» до «комфорт».

Определение понятия «человейник»

Само название несколько пренебрежительное и буквально отсылает к муравейнику – мол, люди-человеки живут в них, как муравьи в муравейнике. Любопытно, что сам термин хотя и считается неологизмом впервые был употреблён поэтом и мыслителем Н. П. Огарёвым в 1860 году – правда, Огарёв имел в виду не просто городскую застройку, а всё человеческое общество («Человечество всё же живо и что — хочешь не хочешь, — а оно необходимо должно устраивать свой человейник»).

Зачем люди строят «человейники»

Сам принцип такой застройки родился давно. Ещё в Древнем Риме целые кварталы застраивались инсулами – жилыми многоэтажками в 3-5 этажей, где на первом этаже либо обитали зажиточные квириты, потомственные граждане Рима (и тогда обычно жильё имело доступ к канализации и водопроводу) – либо там располагались всевозможные лавки, пекарни и прочие заведения.

По сообщениям античных авторов, в противостоящем Риму Карфагене дело доходило до 6-этажных жилых зданий, но археологи пока не нашли руин ни одного. «Карфаген должен быть разрушен» – и город-государство, проигравший войну на уничтожение Риму, действительно был стёрт с лица земли.

Позднее жилые многоэтажки надолго оказались забыты: длительное время история Европы была серией катастроф, не способствующих росту населения. То нашествие варваров, то войны, то эпидемии. Но к середине XVII века начали появляться первые жилые многоэтажки, где, как и в Риме, стоимость аренды зависела от высоты: чем выше этаж – тем дешевле.

В России в XIX – начале XX века массово строились доходные дома разного статуса: от дешёвых с клетушками для рабочих и бедных чиновников – до солидных для зажиточных людей (и сам профессор Преображенский из повести Булгакова «Собачье сердце» не считал зазорным снимать квартиру из нескольких комнат в неком «калабуховском» доме).

Наконец, в середине XX века к строительству жилых многоэтажных домов впервые попробовали подойти с научной точки зрения – и великий архитектор Ле Корбюзье (на его работах до сих пор стоит урбанистика) построил в Марселе «Жилую Единицу» – многоэтажное здание на 1600 жильцов, в котором каждому должно быть комфортно и уютно. Увы, построенная в 1952 году «единица» оказалась слишком экзотической и слишком дорогой – но процесс пошёл, и современные «человейники», как оказалось, не обязаны быть кирпичными или бетонными коробками, до скрипа набитыми жильцами.

Основная причина возведения «человейников» всегда одна – желание запихнуть максимальное количество жильцов на минимальную площадь. А вот почему именно нужно так делать – тут могут быть варианты:

- необходимость уместить быстро растущее население в городе, чьи границы огорожены оборонительными стенами (было актуально для Рима, Карфагена и крупных городов средневековья). Отчасти проблема решалась выселками и предместьями за городской стеной – но не всегда;

- необходимость разместить большое количество работников неподалёку от предприятий – но при этом обеспечив им комфорт выше, чем в бараке;

- необходимость максимально использовать крайне дорогую городскую землю (это особенно актуально в современных столицах и мегаполисах).

Плюсы «человейников»

Ну а теперь перейдём к оценкам жилых многоэтажных домов. И начнём с их преимуществ.

Доступность и простота строительства

Как уже было сказано, построить многоэтажный «человейник» проще, чем такое же по жилплощади количество малоэтажных объектов.

Один 9-этажный дом построить, конечно, дороже, чем три 3-этажных – но зато к нему коммуникации проводить надо один раз, а не три. А коммуникации вместе с земляными работами стоят дорого. Кроме того, хотя 9-этажка и дороже – но не в три раза, чем такое же по площади количество 3-этажек. Именно этим в своё время руководствовались власти СССР, постоянно наращивая высотность зданий – от 5-этажных «хрущёб» до 9-12-этажек, строившихся на излёте СССР.

Если использовать готовые типовые проекты, можно быстро возводить целые микрорайоны, не тратя время на согласование и утверждение новых проектов. Если в городе работает завод ЖБК (железобетонных конструкций), то из типовых плит можно строить столь же типовые здания в ускоренном темпе.

Да, они получаются одинаковыми, но что предпочтёт большинство: иметь своё отдельное жильё, пусть даже и в стандартном типовом здании – или не иметь никакого, потому что на квартиру в доме малой серии денег не хватило?

Экономическая выгода

Помимо дешевизны коммуникаций надо учитывать и следующее:

В «человейнике» с высотной застройкой (даже с пресловутыми «свечками» или, как их называют в Петербурге, «точками») большое количество людей оказывается в шаговой доступности от магазинов, поликлиник, детских садов и прочей инфраструктуры. Чем больше людей находятся в районе – тем больше нагрузка для общественного транспорта. А если уже есть маршруты автобусов, метро, трамваев – то перемещение масс жителей обойдётся дешевле, чем если каждый сам по себе будет ехать на автомобиле. Этот момент работает лишь в городах с развитой системой общественного транспорта – но там, где её нет, «человейники» обычно и не строят, потому что не окупаются.

Минусы «человейников»

Однако есть и недостатки у такой застройки.

Эстетический негатив

Увы, Ле Корбюзье был один – а его подражателей, строящих кварталы из многоэтажек, слишком много. В результате возникает ситуация, когда целые районы городов заполнены рядами одинаковых домов, не вписанных в местность и не отличающихся красотой. В результате иной раз начинаешь путаться, в каком городе находишься.

Отрицательное влияние на экологию

Слишком плотная застройка не способствует экологическому благополучию. Чем больше людей – тем больше мусора. В результате плодятся крысы и мыши, на них охотятся бродячие кошки (которые попутно разоряют гнёзда и пожирают певчих птиц в ещё сохранившихся парках), на кошек охотятся бродячие собаки (которые, когда совсем голодно, не прочь напасть и на человека). Вдобавок чем больше мусора – тем больше полигонов для отходов и перерабатывающих заводов нужно, а каждый из них не слишком благоприятен для окружающей среды.

Чем больше людей – тем больше легковых машин. Общественный транспорт нигде не справляется со своими обязанностями – и все, кто могут, покупают себе автомобиль. Отсюда пробки, выхлопы, занятые под автостоянки территории и прочий негатив.

Почему так хейтят человейники

Хейт (от англ. «hate» – ненавидеть) – это предельно отрицательное, не считаясь даже с объективной картиной, мнение, которое приверженцы не стесняются высказывать при любых условиях. Итак, почему же жители хейтят «человейники»?

Общественное мнение и стереотипы

Во многом общественное мнение у нас сформировано под влиянием западной культуры. Поэтому жить в районе с жилой многоэтажной застройкой считается неправильно, некультурно и вообще неподобающе приличному человеку. Соответственно и коттеджи считаются более престижными, чем даже самая комфортабельная и уютная квартира в «человейнике».

Считается, что если кто-то не смог построить себе дом в субурбии (пригородном районе, похожем на загородные поселения, но в черте города) – тот неудачник. Даже если из «человейника» в центре города удобнее добираться до работы – всё равно, жить надо за городом!

Медиа и культурные факторы

Определённую роль играет и образ «человейников» в культуре. Обычно в книгах, фильмах или видеоиграх их представляют как гетто или рабочие кварталы – где высока преступность, нет доступных удобств, а каждый житель отчаянно борется за существование.

Опять-таки, во многом это заимствованный образ. Достаточно вспомнить «Адскую Кухню» Нью-Йорка, где геройствуют против мафии супергерои, где сходит с ума будущий Джокер, а ослепший Сорви-Голова на звук бьёт бандитов. Действительно, такой район Манхеттена был – и с 50-х годов XIX века по 80-е годы XX века считался преступным адом на земле, на некоторые улицы по вызову полиция приезжала не менее чем вчетвером и в полном боевом снаряжении. Но с тех пор прошли десятилетия – и сейчас в бывшей Адской Кухне можно сутками гулять и не встретить никого опаснее уличных попрошаек.

Ну и, наконец, для «человейников» слишком часто применяется образ гетто – места, где живут бедные и преступные элементы общества. Однако, как подсказывает мировая статистика, большинство преступных элементов живут в трущобах, фавелах и прочих районах малоэтажной застройки, где дома – либо самострой, либо заброшены, а многоэтажек и вовсе нет.

Безопасность и комфортность проживания

Относительно безопасности всё просто: чем активнее полиция, тем безопаснее в «человейнике», чем больше легальной и хорошо оплачиваемой работы в экономике – тем меньше в таких районах нелегалов и преступников. А вот о комфорте надо говорить отдельно.

Дело в том, что стандартные планы застройки (с указаниями типа: «Не менее одной больницы на … тысяч населения, не менее … детских садов, не менее … школ») давно не соблюдаются. У государства нет желания следить за такими планами – а у частных предпринимателей нет ни денег, ни возможности организовывать инфраструктуру.

Так что всё упирается в муниципальные власти. Если они могут продавить условие, чтобы на «человейник» приходилось нужное количество больниц, школ, детсадов, магазинов и прочих учреждений инфраструктуры – в таких районах удобно и комфортно жить. Если нет – то район действительно превращается в гетто, откуда жители хотят сбежать при каждой возможности.

Вдобавок для того, чтобы в «человейнике» было жить комфортно – нужна транспортная доступность. И тут мало маршрутов общественного транспорта – требуется обеспечить ещё и движение личных автомобилей без пробок. И это – одна из главных проблем любого современного города.

Выводы

Подводя итоги, можно сказать следующее:

Ужасы «человейников» изрядно преувеличены. Будь они столь кошмарны, как их рисуют – кто стал бы в рамках «точечной застройки» вбивать жилые многоэтажки в любое удобное место?

Но и преимуществ у многоэтажных районов мало – особенно если застройщики не думают об инфраструктуре.

Осуществляя застройку, надо учитывать мнение как будущих покупателей или арендаторов жилья – так и местных жителей. Потому что десяток «свечек», воткнутых в микрорайон, серьёзно меняют жизнь в нём и доступность городских удобств для его жителей.

статистикавыхлопыпростотамнениедомажизньгородасердцелюдидвижениезвукместорабочиезданияужасыгородТОметропроектыпробкиполицияэкономместавариантыжилой домархитекторкомфортбезопасностьнаселениестоимостьОТ и ДОсобакиисториятранспортзданиедомавтомобильпроблемакошкиквартира


260 просмотров

Комментарии

Добавить комментарий

Правила комментирования