• Подать Объявление
    и рекламу
Объявления для:

Чудаковатый аскет и подвижник Павел Филонов

Новосибирск может слегка гордиться тем, что именно у нас прошла первая персональная выставка легендарного художника Павла Николаевича Филонова. Случилось это в 1967 году - через четверть века после гибели загадочного авангардиста...

Умер он от голода и холода в декабре 1941 года, в блокадном Ленинграде, в возрасте 58 лет. И хотя при жизни он уже стал легендой и имел целую школу учеников, советская власть его не ценила, не принимала и не понимала. Между тем, этот человек искренне восхищался революцией и, можно сказать, воспевал большевистские идеалы.

Мать Филонова работала прачкой, отец служил кучером. Оставшись в 14 лет сиротой, он из Москвы перебрался в Петербург к старшей сестре и поступил в живописно-малярные мастерские. Аттестат маляра - единственный документ о завершённом образовании, имевшийся у Филонова. Несколько раз он пробовал поступить в Петербургскую Академию художеств, а когда ему это удалось - кажется, с четвёртой попытки, проучился лишь полтора года. К тому времени в нём созрели уже совсем иные, не академические идеи творческого метода, который он назвал позднее "аналитическим".

Он пишет несколько необычных картин -

"Бегство в Египет",

"Крестьянская семья",

"Пир королей". Последнюю, например, некоторые исследователи считают парафразом тайной вечери, но за столом сидят отнюдь не апостолы и не Христос. Друг его Велимир Хлебников так отозвался об этом полотне: "Художник писал пир трупов, пир мести. Мертвецы величаво и важно ели овощи, озарённые, подобно лучам месяца, бешенством скорби".

Филонов считал, что изображать следует не только форму и цвет, но и все невидимые процессы: "интересен не только циферблат часов, но и его механизм". Представьте себе картину таких часов: сквозь циферблат зритель видит и все шестерёнки, колёсики и пружинки, из которых часы состоят. Если Филонов писал голову человека, то стремился изобразить не только доступную взгляду внешность, но и костную, мышечную основу, нервы, даже мысли и чувства изображаемого. Главный его принцип - "сделанность", предельная отделка каждого участка картины. "Упорно и точно рисуй каждый атом", - заявлял он ученикам.

Естественно, при таком подходе произведения Филонова трудно воспринимаются, к их восприятию нужно готовиться. Очевидец незримого - так назвали критики этого художника.

На Первую мировую войну Павел Николаевич отправился служить рядовым солдатом, участвовал в революционных событиях, был избран председателем военно-революционного комитета Придунайского фронта. Революционер в искусстве - он был революционером и по жизни. Вернувшись в Петроград, он пишет концептуальные картины:

"Формула русской революции",

"Формула петроградского пролетариата", "Формула периода 1905-1917 годов". Свой метод Филонов считал научным, исследовательским - отсюда и обилие "формул". Мол, художник изучил объект и вывел, например, общую формулу весны.

Павел Николаевич вёл странный образ жизни - аскета и подвижника. Спал на голых досках. Работал по восемнадцать часов в сутки. Почти голодал; его рацион состоял обычно из чёрного хлеба, чая и махорки. Верил в неограниченные возможности воли человека. По свидетельству учеников, научился смотреть на солнце не щурясь. Настойчиво пытался переделать свой курносый нос в орлиный, но не с помощью пластической операции, а вот как: бинтовал его и спал лицом вниз. Нос остался прежней формы, но Филонов от своих убеждений не отказался.

Он был истинным бессребреником. Мог бы прожить вполне припеваючи, но принципиально не продавал свои картины, запрещал их вывозить за границу, за свои лекции денег не брал, отказывался от заказов. На что жил? Иногда выполнял работу под чужим именем, то есть другой художник заключал договор, а делал картину Филонов. Не гнушался любых малярных дел. Рисовал цифры на часах, афиши. Благодаря таким принципам большинство его картин хранилось в одном месте - у его сестры, которая в конце жизни передала их в Государственный Русский музей. Он и поныне является своеобразным монополистом творчества Филонова.

Поскольку в рамки соцреализма его метод никак не вписывался, выставки Филонова в тридцатые годы запрещали. Считали его художественные взгляды опасной утопией. За границу подобно Кандинскому Павел Николаевич и не думал выезжать, он всегда был патриотом. Долгие годы его произведения широкая публика не видела. И только в 1967 году, как уже было сказано, Новосибирский Академгородок организовал его первую персональную выставку. И снова на двадцать лет - мрак и тишина. Лишь в 1988 году Русский музей провёл большую выставку, после которой Филонов получил наконец мировую известность и негласный статус мистического гения, классика искусства ХХ века. Кстати, говорят, что это один из любимых художников Владимира Путина...

внешностьцветтишинасолнцеовощиотделкачасыформулаАкадемгородокНовосибирскТОмузейвыставкадокументхудожниксемьяЧеловекДоговор


1135 просмотров
Николай ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Комментарии

Добавить комментарий

Правила комментирования