• Подать Объявление
    и рекламу
Объявления для:

Бильярд: Американка и Невская пирамида

Это две наиболее популярные сегодня игры в русский бильярд. Подробно описывать сами правила американки, думаю, нет особого смысла, ибо в эту игру, как в карточного дурака, умеют играть все. Поэтому, собственно, вскользь пробежавшись по общим правилам, я чуть подробнее остановлюсь на нюансах.

Американка

Бильярдный стол, как известно, по длине своей делится на четыре равные части. Линии на столе не рисуются, но предполагаются. Центральная линия делит стол на две равные части. Ещё одна из предполагаемых линий делит одну из половинок опять на две равные части. Она называется «передней линией». Расстояние между ней и ближайшим коротким бортом называется «домом». А по другую сторону от середины стола совершенно логично расположить «заднюю линию», согласны?

Вот из «дома»-то и должен наноситься начальный удар в игре. Передний шар устанавливаемой пирамиды из 15 шаров должен быть аккурат в середине «задней линии» - на «задней отметке». Биток (то есть шар, по которому бьют киём) может располагаться в любой точке как на самой передней линии, так и внутри «дома». Некоторые считают, что биток должен ставиться непременно в центре передней линии – на так называемой «передней отметке», и вовсе даже зря.

Ну, собственно, далее можно бить любым шаром по любому, забивать в лузы «своего», то есть битка, «чужого» (шар, по которому вы попадаете битком), третий шар (карамболь), ну и наконец просто «дурака» (в соответствии с названием шар, который падает в лузу после нескольких непредсказуемых отскоков). Главное – забить восемь шаров раньше соперника. Некоторые при счете 7:7 не забивают последний, считая этот вариант ничейным, но чаще всё же играют до восьми забитых шаров.

Много споров возникает обычно по поводу нарушений правил. Вот о них и стоит поговорить.

1. Старое правило: за любое нарушение выставляется на стол забитый шар. Если в активе до момента нарушения шаров нет, выставляется первый забитый. Если штрафов накопили несколько, гасить придётся все. Штрафной шар выставляется на заднюю отметку. В том случае, если она занята, выставлять следует максимально близко к задней отметке в сторону короткого борта.

Современный вариант наказания: соперник нарушителя попросту снимает со стола любой шар по своему усмотрению и ставит его к своим забитым. Если шар вылетел со стола на пол, то забирает его. Несомненно это решение делает партию более динамичной, ибо при старых правилах и не очень умелых игроках она зачастую сильно затягивалась.

2. По одной трактовке, вылетевший с игрового поля «чужой» не штрафуется. За вылетевший биток положен штраф (см. пункт 1). По другой трактовке – штрафуется любой вылетевший со стола шар. Опять же, это лучше обсудить до игры.

3. Штраф положен в том случае, если после удара биток не коснулся ни одного шара на столе.

4. Штраф налагается за касание любого постороннего шара при ударе хоть киём, хоть рукой, пиджаком или бог весть ещё чем, вам принадлежащим. Или в результате вашего действия.

5. При ударе хотя бы одна нога обязательно должна касаться пола. Садиться на стол полностью нельзя.

6. Двойного штрафа не бывает. Если вы промазали битком, а «прицепом» ещё и коснулись «постороннего» шара, штраф всё равно один.

7. «Зайцы» (то есть шары, стоящие вплотную друг к другу) один за другим бить нельзя. Хотя соблазн огромный, когда они смотрят прямо в лузу. Вообще удар по близко стоящему прицельному шару (отстоящему не более чем на половину радиуса шара), а также расположенному вплотную к битку должен выполняться на резке под углом не менее 45 градусов в сторону от линии центров. Либо так, чтобы биток после соударения остановился на месте, откатился назад или ушёл в сторону. Если биток пошёл вслед за чужим – это нарушение правил.

8. Штрафуется двойной удар, когда наклейкой кия дважды при ударе касаются битка.

9. Если при ударе шар не упал в лузу, то должно быть минимум два касания бортов одним или двумя шарами. Это правило применяют, опять же, для придания партии большей динамичности, дабы исключить «тихие» отыгрыши. Некоторые игнорируют сие нарушение, до начала игры имеет смысл обсудить все нюансы с соперником.

Невская или динамичная пирамида

Эта относительно новая для бильярда игра была разработана в Санкт-Петербурге в 1998 году, о чём, собственно, и говорит её русское название. Второе название – «динамичная» - международное. Главной целью её создания было придать динамику традиционному русскому бильярду, который на Западе не очень распространён, и привлечь к популяризации этой игры телевидение. Получилось - привлекли. Сегодня частенько можно увидеть по "Евроспортам" международные турниры по динамичной пирамиде, которая действительно смотрится и живее, и гораздо интересней «американки». Многие любители бильярда с удовольствием переключаются на эту игру, причём после этого возвращаться к «американке» уже и не хочется. Я в их числе.

Основные правила

Игра ведётся одним битком, отличающимся по цвету от прочих пятнадцати шаров. Можно забивать как биток (свояк), так и чужой (прицельный) шар. При этом при падении в лузу битка сам же забивший снимает любой шар со стола и кладёт на свою полку. После чего выполняет премиальный удар с руки из любой точки стола. Но с руки можно забивать только чужие шары.

Правильным считается удар, в результате которого после соударения битка и прицельного шара либо один из шаров коснулся двух бортов, либо шар пересёк центральную линию и коснулся борта, либо коснулся борта и перекатился через центральную линию, ну и наконец один из шаров оказался в лузе.

Партия ведётся до восьми правильно забитых и полученных за счёт штрафов соперника шаров.

Разбитие пирамиды

При разбитии пирамиды, если шар не забит, должно быть соблюдено следующее правило: минимум два шара должны коснуться бортов, но при этом один из этих шаров должен пересечь центральную линию. Либо бортов должны коснуться три шара, если ни один из них не пересёк центральную линию.

После неправильного разбития соперник может принять сложившуюся позицию или принять одно из двух решений:

1. Построить пирамиду заново и разбить её самому.

2. Построить пирамиду заново и предложить сопернику вновь её разбить.

При переигрывании разбития снимается штрафной шар и ставится на полку сопернику нарушителя. Пирамида при этом получается неполной - убирается один из угловых шаров.

Нарушения правил и штрафы

Любое нарушение правил карается тем, что соперник нарушителя снимает со стола любой шар и прибавляет его к своим забитым. При этом он получает право на удар с руки, устанавливая биток в любую часть стола. Во время удара с руки биток не должен упасть в лузу. Если это произошло, штраф не предусмотрен, правильно забитый чужой шар при этом засчитывается. Но с руки играет противник.

Штраф применяется в следующих случаях:

1. При неправильном ударе (см. Основные правила).

2. При неправильном начальном ударе – см. раздел «Разбитие пирамиды».

3. Удар сделан игроком до завершения предыдущего. То есть при ударе все шары должны быть в состоянии покоя.

4. Сделан неправильный удар киём по битку – не наклейкой, а другой частью.

5. Удар по битку нанесён с отрывом обеих ног от пола.

6. Произошло касание шара любой частью тела либо одеждой.

7. Произведён двойной удар, то есть касание шара киём дважды. Или двух шаров киём.

8. Сделан пропих (намеренное или нечаянное затягивание контакта наклейки кия с битком вплоть до соприкосновения битка с прицельным шаром). Когда биток стоит вплотную или близко к прицельному шару (на расстоянии менее половины диаметра шара), удар надо произвести так, чтобы биток не пошёл следом за прицельным шаром. Либо под углом не менее 45 градусов к линии центров шаров.

9. Биток или любой иной шар выскочил за борт. Если выскочил не биток, то этот шар и следует использовать в виде штрафного. Если выскочил биток, то со стола снимается любой шар, а биток играется с руки.

Не так давно в официальные правила внесли несколько изменений, касающихся выполнения штрафного удара.

1. Игрок, выполняющий штрафной удар (естественно, после снятия со стола любого прицельного шара) вправе оставить биток там, где он остановился, и продолжить игру. В этом случае можно забивать как «чужого», так и «свояка». Или, согласно предыдущей версии правил, ставит биток куда пожелает, но забивать имеет право только прицельный шар. Можно также предоставить право удара сопернику (который тоже может сыграть шар либо с руки, либо из текущей позиции.

2. Если при выполнении штрафного удара с руки в лузу падает биток, то, во-первых, забитый прицельный шар не засчитывается и выставляется на третью точку стола, а соперник снимает со стола и кладёт себе на полку любой прицельный шар и выполняет штрафной удар.

Последнее правило многие восприняли в штыки, ибо ситуация со штрафным ударом переворачивается с ног на голову. Собственно, следовать или нет тем или иным правилам и новшествам – решать вам, ведь только на соревнованиях участники придерживаются официальных правил, да и те зачастую отличаются в разных клубах. Просто до разбития пирамиды недурно бы обговорить все возможные нюансы, дабы в процессе игры не возникали нелепые споры…

«Дураки»

Это шары, которые упали в лузы случайно, то есть очевидно, что игрок хотел забить один шар, а упал после нескольких отскоков вовсе даже другой. Зачастую он кардинально меняет ситуацию и разворачивает ход партии в противоположную сторону. Представьте: соперник промахивается, на столе стоит великолепная позиция, из которой вы можете извлечь в свою пользу минимум три-четыре шара, и в это время в лузу падает абсолютно «левый» шар – мало того, что весь расклад достаётся тому, кто сделал неудачный удар, так ещё и сам «дурак» идёт к нему на полку! Несправедливо? Абсолютно. А если при счёте 7:7 падает «дурак»... ну вы понимаете.

Поэтому многие серьёзные игроки категорически против этого элемента случайности. То есть «дураки» не засчитываются, забитый шар достаётся из лузы и ставится на третью точку стола (ту, где при разбивке находится передний шар пирамиды) или, если она занята, вплотную к тому шару, который её занял, в сторону короткого борта. Удар при этом закономерно переходит к сопернику.

Чтобы не возникало споров по поводу «дурак» - не «дурак», придерживайтесь простого правила: очевидный шар можно не заказывать, но если вы хотите положить в лузу неочевидный, об этом лучше объявить сопернику. Многие удары в динамичной пирамиде играются на две лузы – в одну идёт свой, в другую чужой. При очевидном первом и неочевидном втором тоже стоит сказать о последнем сопернику, ведь пойти в лузу может любой из них. При таком подходе не будет ни обид, ни недоразумений...

Если в лузу лёг правильный шар, то «дурак», упавший следом, засчитывается.

Удачи!

правила игры7А7первыйнарушенияиградоманарушениештрафТО4ОТ и ДОигрыштрафыправиларукисоблазн


1120 просмотров
Алексей СУХАНОВ

Комментарии

Добавить комментарий

Правила комментирования